Психологическая диагностика в спортивных играх
Корректурный тестЭтот тест позволяет узнать, насколько внимательно ученики воспринимают ваши слова до и после физической нагрузки. А количество ошибок помогает понять, насколько правильно ученики воспринимают информацию. Инструкция испытуемому Перед вами таблица с набором цифр. По команде: «Начали!» вычеркивайте цифры 6 и 9 в каждой строке, начиная с первой верхней. Работайте быстро, стараясь не пропускать названных цифр. На линии, разделяющие ряды цифр, внимания не обращайте (табл. 1). Ваша задача – зачеркнуть как можно больше искомых цифр за 2 мин. Таблица 1 Корректурный тест По истечении времени подсчитывается результат. Затем проводится тренировка футболу, хоккею, волейболу и т.п., т.е. учащиеся испытывают физическую нагрузку. Сразу после нагрузки ученикам предлагается выполнить этот же тест, но зачеркивать они будут уже другую комбинацию цифр, например 3 и 4. Потом опять подсчитывается результат. Как до, так и после нагрузки очень важно выявить количество ошибок. Во всех случаях полученные результаты следует рассматривать в совокупности многомерной психологической диагностики. Уровень интеллектуального процессаТаблица (табл. 2) состоит из 3 колонок и 8 строк. В первой колонке и строке вы пишете комбинацию из 8 цифр, а в третьей – комбинацию из 7 цифр. В средней колонке записывается разница суммы цифр этих комбинаций: из суммы первых цифр вычитается сумма вторых, и так по всей таблице. Комбинации цифр во всех строках должны быть разные. Таблица 2 Определение уровня интеллектуальной деятельности
После тренировки для теста используют другие таблицы. Время здесь не ограничено, но задание нужно выполнить как можно быстрее. Данный тест помогает выявить уровень простейшего интеллектуального процесса ученика. Это позволит тренеру определить, на какую позицию поставить игрока, кому какую роль доверить на площадке, где нужно много думать и принимать решения, кому сделать передачу, как найти нужное продолжение атаки и т.п. Обработка результатовВ тесте 1 многое зависит от внимания. Если результат до нагрузки не намного больше или равен результату после нагрузки – значит, оно в норме, а если ниже, то это означает, что ученик не приложил максимум усилий во время тренировки, а лишь стимулировал мозговую деятельность, так как научно доказано, что физическая активность способствует этому, поэтому нагрузка для него оказалась невысокой. Но если в первый раз он сделал намного больше зачеркиваний (примерно в 1,5 или в 2 раза), чем во второй, то это означает, что нагрузка, наоборот, была слишком велика. В тесте 2 рассчитывается уровень утомляемости на тренировках, занятиях по формуле: ИУ , где
Чем ИУ меньше, тем больше вероятность повышенной утомляемости испытуемого, снижения уровня активного внимания и умственной работоспособности (учитываются также факты аспонтанности, необходимости побуждения к действию и т.п.). Если ИУ высок (близок к 1), можно говорить о нормальной или повышенной психической активности. Анализируются также факторы функциональной асимметрии внимания (АВ). С этой целью подсчитывается количество ошибочно зачеркнутых или пропущенных цифр в правой и левой половинах таблицы. Возможно вычисление коэффициента АВ по формуле: , где
Анализируя количество ошибок, можно выявить, насколько правильно ученики понимают задания и умеют применять их в игре (тактика игры в обороне, в атаке, позиционная тактика и т.д.). Представленные тесты настолько просты, что займут всего 2–5 мин. тренировки. Во всех случаях полученные результаты следует рассматривать в совокупности всего тренировочного процесса.
Роман Сидоренко , |