Модернизация профессионального образованияПо материалам научно-практической конференции
В конференции приняли участие 186 человек (среди них – 27 докторов наук и профессоров, 49 кандидатов наук и доцентов), представлявшие 48 городов России. Конференцию открыл академик РАО В.А. Сластенин. Цель конференции заключалась в обсуждении и подведении итогов процесса модернизации образования по физической культуре в высшей школе России. Участники рассмотрели вопросы: – модернизации содержания образования
и его реализации в образовательном процессе по
физической культуре в высшей школе; Качественное обновлениеВо многих выступлениях была отмечена необходимость обеспечения условий для качественного обновления образования по физической культуре. С этим нельзя не согласиться: система образования в этой сфере должна быть адекватна социокультурным и экономическим потребностям общества, основным направлениям модернизации образования. Востребованность качества находит отражение в проекте государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по физической культуре третьего поколения, где используется компетентностный подход, ориентирующий на такие векторы-цели, как обучаемость, самоопределение, самоактуализация, социализация, развитие индивидуальности личности. Требуемые сегодня результаты высшего профессионального образования отражены в универсальных и профессиональных компетенциях, базовых структурных элементах образования, характеризующих общекультурные, социально-личностные, общенаучные и общепрофессиональные составляющие. Они имеют ценностно-смысловой аспект и отмечают социально-личностные характеристики субъектов будущей социально-профессиональной деятельности. В конечном счете, о качестве образования по физической культуре можно судить по совокупности тех новообразований в структуре личности, которые характеризуют ее общую профессиональную и физическую культуру: социально-профессиональную подготовленность, гражданственность, нравственную позицию. Однако их возникновение возможно в образовательном процессе, только если обеспечена взаимосвязь воспитания, обучения и развития личности. Широкий спектр потенциальных возможностей образовательного процесса по физической культуре может быть приведен в действие, если он ориентирован на формирование студента как субъекта собственной физической культуры. Идентифицируя себя в физической культуре, самоопределяясь в ее ценностях, осознавая свои потребности и цели, студент преобразует процесс педагогического управления физическим развитием в саморазвитие, воспитания – в самовоспитание, образования – в самообразование, совершенствования – в самосовершенствование. Социокультурное образованиеВ процессе дискуссий было подчеркнуто, что преподаватели физической культуры выпускают из поля зрения ее социокультурную обусловленность, не раскрывают в образовательном процессе ценности и цели в единстве интеллектуального, духовного, нравственного и телесно-физического развития личности. Такой подход ведет к утрате целостности личности, лишает ее интегрального осмысления. Каков же альтернативный подход? Физическую культуру можно и нужно рассматривать как одну из составляющих среды жизнедеятельности, определяющей меру личностного развития. Цель физической культуры – способствовать формированию духовно-целостной личности, преодолению ее социально-ролевой ограниченности. Исходя из того, что в образовательном процессе происходит трансляция культурных ценностей, социокультурное образование предстает как педагогический процесс, обеспечивающий передачу и овладение социокультурными ценностями, присущими данному образовательному социуму. В образовательном процессе происходит выбор, классификация, субординация и актуализация студентом ценностей. Возникающие при этом ценностные ориентации выступают как личностное качество, как результат взаимодействия студента с социокультурной образовательной средой. Тело как феномен природы, как природный организм является первичной предпосылкой социально-культурного существования человека. Оно является не столько предметом овладения, сколько преобразования, окультуривания. Физическая культура выполняет миссию преобразования телесного, прибавляя к «человеку телесному» атрибутику культурного. Вот почему одной из ведущих целей физического воспитания студентов следует рассматривать формирование культуросообразного и деятельно-практического отношения к собственному телу как одной из главных ценностей его бытия и значимого интереса со стороны общества. Физическая культура должна стать сегодня значимым элементом здорового образа жизни студента, занять полноправное место в его повседневности, стать частью его культуры. Образовательно-воспитательные приоритеты в этом процессе должны охватывать: утверждение в профессиональном познании будущих специалистов здорового образа жизни как социально-культурной и личностной ценности. Отказ от механической целесообразностиЗаслуженное внимание получило рассмотрение формирования физической культуры личности как дискурсивного процесса, в котором ее многогранность звучала по еще не высказанным, не выраженным вопросам ее изучения. В частности, анализировалось утверждение, что физическая культура, ограниченная механической целесообразностью тех или иных физических упражнений, психологически угнетает, замыкает в сфере своих личных интересов, не получает социокультурного развития в общении. В то же время чрезмерная сосредоточенность на своем здоровье часто приводит к маниакальному интересу к удовлетворению своих потребностей без всякого чувства меры. Неисчерпаемость физической культуры требует анализа дискурсивных событий, истолкования, рефлексии, перевода формализованного знания на язык содержательного восприятия и чувственных образов. Для этого можно использовать прием проектирования саморазвития физического потенциала студентов. Он позволяет проводить последовательный анализ качественной и количественной характеристик индивидуальных разделов личности, включающих комплекс возрастных, антропологических, функциональных и психомоторных ее возможностей, обеспечивающих продуктивную двигательную деятельность. На конференции был подробно проанализирован процесс самопознания и личностного развития студентов в физкультурно-спортивной деятельности. Личность специалиста физической культуры должна рассматриваться целостно. Такой подход обеспечивает развитие конкурентоспособности личности, ее профессиональной и социальной успешности. Важно обращать внимание и на совокупность профессионально важных качеств портрета вузовского преподавателя. Они не могут быть ограничены только структурой и функциями его педагогической деятельности, а должны охватывать эту деятельность целостно. Здоровый стиль жизниЗдоровье студенчества является актуальной проблемой первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд науки, научный и экономический потенциал общества, является барометром ее социально-экономического развития. Проблема здоровья и здорового образа жизни (ЗОЖ) вошла в ряд экзистенциальных, определила магистральные направленные в ее решении. Однако реальная практика сужает ее до усредненных форм жизнедеятельности, нивелируя в этом процессе индивидуальность. Отсюда относительно низкий эффект процесса формирования ЗОЖ. Признание ценностей ЗОЖ предполагает следующие его свойства: надежность ценности, ее самодостаточность, целевой характер, устойчивость во времени и пространстве, предсказуемость, способность выступать как источник других ценностей и благ, удовлетворять родовые человеческие потребности. ЗОЖ является самостоятельной социокультурной ценностью, поведенческим идеалом общества, ориентированного на сохранение и укрепление здоровья для себя и будущих поколений. Он имеет сложное ценностное содержание, интегрирует мощный пласт значений и смыслов, связанных с индивидуальностью человека. В выступлениях участников конференции констатировано новое понятие «здоровый стиль жизни» (ЗСЖ), которое можно трактовать как индивидуализированный вариант ЗОЖ, включающий мировоззренческий, поведенческий и деятельностные аспекты. Здоровый стиль жизни – это личностное новообразование, продукт духовных и физических усилий человека, целостная система жизненных проявлений личности, способствующих гармонизации своей индивидуальности с условиями жизнедеятельности и являющееся средством самоактуализации в ней. ЗСЖ является продуктом самостоятельного поиска, индивидуального смыслотворчества, личностной эволюции. Это понятие значительно шире, богаче и сложнее, чем представления о ЗОЖ, широко принятые в педагогической среде и среди населения. ЗСЖ позволяет соблюдать «норму» и «вариативность», «заданность» и «индивидуальность», определить ту грань, которая разделяет разумное, оправданное, целесообразное для одного и при этом является нецелесообразным для другого. Доклады участников конференции позволили выделить и рассмотреть еще одно понятие, связанное со здоровьем, – «культура здоровья» – как мировоззренческую категорию, проявляющуюся в комплексе знаний, личностных смыслов, норм, идеалов, способов деятельности, в диалоге с которыми личность организует свою деятельность, поведение и общение в русле безопасной жизни, охраны и укрепления здоровья. Это динамичное, целостное, личностное новообразование, отличающееся единством мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых здоровьесберегающих установок, знаний и умений по конструированию, поддержанию и укреплению здоровья, позволяет продуктивно осуществлять социокультурную деятельность. Культура здоровья является основополагающей для всех аспектов гуманитарной культуры специалиста. Проведение научного форума позволило выявить болевые точки в педагогической деятельности вузовских преподавателей, обозначить образцы инновационных разработок ведущих проблем физического воспитания и образования, наметить направления дальнейшего взаимодействия для решения очередных проблем.
Михаил Виленский , |