Урок физкультуры. Индивидуальный подход
Если у ребенка подготовительная группаСейчас очень многие школьники по состоянию здоровья отнесены к подготовительной медицинской группе. Для таких учащихся следует обязательно систематически организовывать дополнительные занятия. Уроки с ними следует проводить по общей программе с учетом их особенностей, индивидуализируя подбор упражнений и дозируя нагрузку при обучении технике программных упражнений, особенно по гимнастике, легкой атлетике и лыжной подготовке, устанавливая для них сниженные нормативы (для каждого индивидуально) и осуществляя в этом отношении особый контроль. Роль учителяУ каждого учителя физкультуры есть свои
специфические методы работы, но всех педагогов
объединяют чуткое и внимательное отношение к
учащимся, индивидуальный подход к каждому, что
очень важно для повышения успеваемости. 1) стимулировать любознательность
учащихся; Когда физическая нагрузка – в радостьУченик должен испытывать от результатов
своего труда только радость, получать чувство
внутреннего удовлетворения. Индивидуальная круговая тренировкаКогда школьники достаточно хорошо
освоили материал, можно строить занятия в
группах в основной части урока по принципу
круговой тренировки. Это позволяет повысить
моторную плотность урока, а также дает учителю
возможность видеть работу всех учащихся,
контролировать их действия, давать консультации
и своевременно оказывать индивидуальную помощь. – в распределении учащихся по группам и
отделениям с учетом уровня их физической
подготовленности и состояния здоровья; Распределение по группамРаспределение учащихся по группам
обычно производится в зависимости от их
физической подготовленности, а также успешности
в данном виде спорта. Это позволяет учителю
планировать методику обучения всей группы
(отделения), уделяя внимание каждому ученику.
Однако такое распределение может быть
неправильно воспринято учениками. Поэтому, чтобы
они не потеряли интерес к занятиям, в группе
должен быть лидер, за которым тянулись бы
остальные ученики. Педагогические приемыБольшое значение приобретают мотивация к занятиям физическими упражнениями, активность детей на уроках физической культуры и различных спортивных мероприятиях. Перед учащимися необходимо поставить цель и стимулировать их к ее достижению, искать новые интересные формы и методы работы для приобщения их к активным занятиям физкультурой. Одним из методических приемов является перевод учащихся из одного отделения в другое по мере их успехов, чтобы сформировать у них интерес. Обучение по карточкамРассматривая вопрос индивидуального подхода к обучению и развитию двигательных качеств, необходимо сказать о некоторых приемах и методах, применяемых на уроках физической культуры. Одним из них является работа по карточкам с заданиями. Например, весь программный материал раздела «Гимнастика» можно разделить на маленькие порции – задания. Эти задания, а также сведения о развитии различных физических качеств и нормативные требования данного раздела программы записывают на карточках. По объему материала и сложности задания карточки могут быть неодинаковыми, чтобы каждый ученик мог выбрать себе задание по силам и спокойно работать над ним, но при этом он обязательно должен выполнить материал со всех карточек. Такая методика позволяет не торопиться с выполнением упражнения, а отложить его, чтобы успеть хорошо подготовиться к ответу. Учитель на протяжении урока консультирует детей, помогает им выполнять сложные задания, обучает новым движениям, страхует их. При таком подходе у учителя остается достаточно времени для помощи менее подготовленным учащимся, а дети, в свою очередь, могут самостоятельно объединиться в группы по 2–3 человека, чтобы вместе работать над упражнением. Ребята, выполнившие задания на выбранных ими первоначально карточках, переходят к следующим, и т.д. Главное в этой методике – общая занятость учащихся на уроке, возможность осваивать доступные на данный момент задания. Это повышает их заинтересованность и улучшает эмоциональное состояние. Координация движенийСущественное значение для повышения успеваемости школьников на уроках физической культуры играет координация движений. Для ее улучшения необходимо: – постепенно увеличивать дозировку
упражнений; Психологический тип школьникаПри индивидуальной работе с учениками на уроках физической культуры необходимо учитывать психологический тип школьника. Так, у неуравновешенного, легковозбудимого, с резкими переменами настроения и частыми нервными срывами ученика можно наблюдать скачкообразный характер усвоения материала. Совсем по-другому идет работа у спокойного, уравновешенного ребенка: он равномерно, относительно быстро и прочно от урока к уроку усваивает учебный материал, в то время как неуравновешенный ученик – гораздо медленнее и не столь прочно. Выделяют три характерные группы школьников: 1) быстро и отлично усваивающие материал,
имеющие хорошую физическую подготовленность и,
как правило, отличную или хорошую успеваемость
по всем предметам; Индивидуальный подход к старшеклассникамВ старшей школе индивидуальная работа
должна быть направлена на то, чтобы как можно
дольше сохранялся эффект от нагрузок, получаемых
на занятиях, и быстрее происходило
восстановление организма. Особенности методики индивидуального подхода1. Осуществление индивидуального подхода требует изучения личности учащихся, выявления их индивидуальных особенностей. 2. Индивидуальный подход к учащимся должен обеспечивать рост показателей всех школьников, а не только отстающих. 3. Особое значение имеет выбор формы организации детей на уроке. 4. Распределение учащихся по отделениям на уроках физической культуры целесообразно проводить с учетом их подготовленности. 5. Индивидуализация методики обучения на уроках физической культуры должна предусматривать: – создание доступных условий для
выполнения упражнений в зависимости от
особенностей развития двигательных качеств; Фото Н. Журавка
Евгений Литвинов , |