В №
21 мы опубликовали статью Сергея Напреева о
методе программированного обучения. Он
познакомил читателей с методикой обучения
кувырку вперед и назад, а также лазанию по канату.
Кандидат педагогических наук Евгений Иванович
Литвинов более подробно рассказывает о самой
методике, предлагает свой вариант обучения
лазанию по канату, подъему переворотом в упор и
попеременному двухшажному ходу в лыжной
подготовке.
Описание метода
Методика предписаний алгоритмического
типа опирается на все методы и приемы обучения,
применяемые в физическом воспитании, и включает
в себя шесть серий. Выполнение упражнений первой
серии основано на использовании метода
сопряженности, т.е. единства физической
подготовки и обучения двигательным действиям. Во
второй серии применяется метод расчленения и
прием фиксации отдельных положений тела. В
третьей – метод решения частных двигательных
задач. В четвертой – метод срочной и текущей
информации о точности выполняемых упражнений в
пространстве, во времени и по степени мышечных
усилий. В пятой – метод подводящих упражнений
и расчленения. В шестой – целостный метод.
Метод предписаний алгоритмического
типа разработал и адаптировал к работе учителя
физической культуры А.М. Шлемин. Его можно
использовать и при организации самостоятельной
работы школьников.
По мнению автора, первая серия учебных
заданий должна включать упражнения для развития
физических качеств, от проявления которых во
многом зависит успешное выполнение изучаемого
движения.
Вторая серия учебных заданий включает
упражнения на освоение исходных и конечных
положений, которыми начинаются и заканчиваются
изучаемые двигательные действия.
Третья серия учебных заданий
предусматривает выполнение основных действий,
обеспечивающих условия для выполнения
изучаемого. Например, для освоения кувырка
вперед или назад учащийся должен уметь делать
перекаты вперед и назад в группировке.
Четвертую серию заданий составляют
действия, связанные с формированием умений
оценивать выполнение действия в пространстве,
времени и по степени мышечных усилий. Это очень
важно при обучении тому или иному двигательному
действию.
Пятая серия – подводящие упражнения
или этапы изучаемого двигательного действия.
Далее движение изучается в целом в
облегченных условиях с помощью учителя или при
поддержке учащихся, хорошо владеющих данными
движениями.
При таком методе обучения все учащиеся
осваивают учебный материал в меру возможностей.
При этом практически нет неуспевающих учеников,
а главное, учитываются индивидуальные
возможности каждого школьника.
Разработка обучающей программы
Предлагаем схему, по которой
составляются обучающие программы:
1. Название изучаемого движения.
2. Описание техники изучаемого
упражнения. Техника описывается так, чтобы
ученику было ясно, в результате каких движений
выполняется изучаемое упражнение.
3. Проверка готовности ученика к
обучению двигательному действию. Она
осуществляется путем выяснения:
– что должен знать учащийся (указать те
действия, за счет которых выполняется изучаемое
упражнение);
– что должен уметь делать учащийся (указать,
какие упражнения он должен уметь выполнять,
прежде чем приступить к изучению упражнений по
обучающей программе). Проверка готовности, по
мнению автора, имеет большое значение, так как
при ее осуществлении реализуется один из важных
этапов процесса обучения – ориентировочная
основа двигательного действия, которому
предстоит обучать школьников.
4. Содержание обучающей программы по
сериям учебных заданий.
Статья опубликована при поддержке компании "Мир шнура", предлагающей различные виды канатов, шнуров, шпагатов, тросов, фалов и веревок, в том числе из джута и капрона. Изделия из капрона отличаются долговечностью и химической стойкостью, их большая ударная вязкость и механическая прочность делают их практически незаменимыми при проведении грузоподъемных работ, в качестве буксировочных тросов, а так же в технике и машиностроении. Канат или веревка джутовая - это натуральное, экологически чистое изделие, не накапливающее статическое электричество и подлежащее повторной переработке, устойчивое к тепловому, ультрафиолетовому излучению, а также к механическим воздействиям. Одна из сфер их применения — это украшение и отделка помещений. С подробной информацией о номенклатуре продукции, предлагаемой компанией "Мир шнура", и ценами на нее можно ознакомиться на сайте kanatkapronovyy.ru.
Лазание по канату (3-й класс)
Описание техники выполнения
В висе на согнутых руках согнуть ноги
вперед и захватить канат ногами скрестно –
так, чтобы наружная сторона стопы и внутренняя
сторона голени (правой или левой) плотно
прижимались к канату другой ногой. Выпрямляя
ноги, еще выше подтянуться на руках и, сохраняя
захват ногами, поочередно перехватить руками
выше, чтобы остаться в висе на согнутых руках.
Далее действия повторяются. При опускании вниз
все действия чередуются в обратном порядке.
Проверка готовности детей к обучению
Знания учащихся
1. Знать, что начинать лазание нужно из
виса на согнутых руках.
2. Знать, что захватывать канат ногами нужно так,
чтобы стопа и голень плотно прижимались к канату.
Умения учащихся
1. Уметь выполнять вис и вис на согнутых
руках (8–10 сек.) на гимнастической стенке.
2. Уметь в висе на гимнастической стенке (спиной к
ней) сгибать ноги в коленях и тазобедренных
суставах (6–8 раз).
Первая серия учебных заданий
1. И.п. – ноги скрестно.
1–2 – присесть на пятки;
3–4 – встать без помощи рук.
Повторить 8–10 раз в среднем темпе.
2. Из виса на согнутых руках на
гимнастической стенке, медленно разгибая руки,
перейти в вис на 6–8 сек. Повторить 2–3 раза.
3. И.п. – вис на гимнастической стенке. Поднять
согнутые ноги как можно выше, затем опустить.
Повторить 8–10 раз.
4. Из виса сидя ноги врозь, держась за канат
руками, перейти в вис лежа, а затем – в вис стоя
поочередным перехватыванием рук. Повторить 2–3
раза.
Контрольное упражнение – № 4.
Вторая серия учебных заданий
1. Прыжком принять положение виса на
согнутых руках на канате и удерживать его в
течение 4–5 сек. Повторить 2–3 раза.
2. Сидя на гимнастической скамейке, выполнить
захват ногами гимнастической палки, имитируя
захват каната.
3. Сидя на гимнастической скамейке, выполнить
захват каната ногами. Повторить 2–3 раза.
4. Из виса на согнутых руках захватить канат
ногами, удерживая положение 5–6 сек.
Контрольное упражнение – № 4.
Третья серия учебных заданий
1. Из виса стоя согнутыми руками
захватить канат ногами и, разгибая ноги, сделать
перехват рук. Вернуться в и.п. Повторить 2–3 раза.
2. То же, но из и.п. стоя в висе прыжком принять
положение виса на согнутых руках и захватить
канат ногами. Повторить 2–3 раза.
Контрольное упражнение – № 2.
Четвертая и пятая серии учебных
заданий
1. То же, что в упр. 2 третьей серии, но
после перехвата рук, сгибая ноги, сделать
перехват каната ногами и вернуться в и.п.
Повторить 2–3 раза.
2. Выполнить 2–3 перехвата рук и ног с
возвращением в и.п. Повторить 2–3 раза.
3. Выполнить 4–5 перехватов рук и ног с
возвращением в и.п. Повторить 2–3 раза.
4. Выполнить 5–6 перехватов рук и ног (быстро) за
установленное время.
Контрольное упражнение – № 3.
Шестая серия учебных заданий
Лазание по канату на заданное
расстояние: мальчики – до 2,5 м, девочки – до
2 м.
После освоения лазания по канату в висе на
согнутых руках с захватом каната ногами в 4-м
классе ученики легко осваивают лазание в три
приема. Для этого они по своим отделениям
выполняют каждый прием, а все остальные действия
им уже знакомы.
Попеременный двухшажный ход (4-й класс)
Программа предполагает систему
подготовительных упражнений, распределенных на
несколько серий. Каждую серию ученики осваивают
на 2–3 уроках (занятиях) – по 20–25 мин. при
занятиях в течение 1,5 ч или по 10–13 мин. при
уроках продолжительностью 45 мин. Через 6–8
занятий по такой программе дети успевают
достаточно успешно овладеть техникой указанного
хода. Учитель контролирует работу учеников, по
мере необходимости делает им замечания и
помогает исправить ошибки.
По мере освоения заданий первой серии
ученик сам может переходить к выполнению
упражнений следующей серии, и т.д. Таким образом
обеспечивается индивидуализация обучения.
Проверка готовности детей к обучению
Знания и умения учащихся
Предварительно нужно выяснить, что и как
учащиеся освоили в 1–3-м классах по теме «Техника
передвижения на лыжах». С этой целью дать детям
возможность по очереди пройти расстояние 40–60 м
по хорошо накатанной лыжне, затем объяснить и
показать еще раз технику попеременного
двухшажного хода, обратив внимание на основные
ее элементы: одноопорное скольжение, мягкий
перенос массы тела на опорную ногу, работу рук.
Первая серия учебных заданий
Задача: подготовить учащихся к
выполнению специальных упражнений, направленных
на развитие выносливости.
1. И.п. – о.с.
1 – упор присев;
2 – упор лежа;
3 – упор присев;
4 – и.п.
Повторить 16–18 раз за 30 сек.
2. И.п. – правая нога впереди. На каждый
счет – смена положений ног. Руки двигаются
произвольно, но по мере освоения упражнения
можно выполнять следующие движения руками: левая
нога впереди – правая рука впереди – смена
положения и т.п. Выполнять в течение 40–50 сек.
3. Имитация движений руками, как в попеременном
двухшажном ходе. Выполняется с резиновым
амортизатором в течение 60–80 сек.
4. И.п. – ноги слегка согнуты, руки вниз, масса
тела на носках. Отталкиваясь правой ногой,
сделать несколько прыжков на правую ногу, левую
руку вперед, и т.д. Таким образом, сохраняя
равновесие и посадку лыжника, нужно преодолеть
расстояние 30–40 м.
5. И.п. – ноги слегка согнуты, спина прямая,
ступни ног параллельны. Стоя на левой ноге,
отвести правую назад носком вниз, левую руку,
немного согнутую в локте, выставить вперед –
небольшой подсед и прыжок вверх-вперед –
смена положения, сохраняя посадку лыжника.
Выполнить 15–20 прыжков на месте.
6. То же, но с продвижением прыжками вперед на 30–40
м.
7. С разбега в 3–4 шага выполнить 8–9 прыжков с ноги
на ногу. Таким образом нужно преодолеть
расстояние 18 м.
Контрольное упражнение – № 7.
Вторая серия учебных заданий
Задача: разучить технику
скользящего шага; научить детей правильно
отталкиваться ногой и плавно переносить массу
тела на опорную ногу.
1. Передвижение скользящим шагом под
небольшой уклон, руки двигаются свободно.
Повторить 4–5 раз по 20–30 м.
2. То же, но руки за спиной. Повторить 5–6 раз.
3. Передвижение скользящим шагом по учебному
кругу. Задание: как можно дольше скользить на
одной лыже. Пройти в спокойном темпе 1–2 круга по
300–500 м.
4. Передвижение коньковым ходом под небольшой
уклон по хорошо утрамбованной площадке.
Выполнить 3–4 раза по 50–70 м.
5. Передвижение по хорошо накатанной лыжне с
выполнением отталкивания подряд одной ногой,
затем другой («самокат»). Повторить 2–3 раза по
30–60 м.
6. Передвижение скользящим шагом, выполняя
отталкивание ногой согласно ориентирам (флажки,
вешки и т.п.). Расстояние между ориентирами –
120–140 см. Повторить 3–4 раза по 30–60 м.
Контрольное упражнение: пройти 3 раза по 30 м,
делая шаги длиной не менее 120 см.
Третья серия учебных заданий
Задача: научить детей правильно
выполнять движения руками, передвигаясь
скользящим шагом.
1. Имитация попеременной работы рук на
месте без палок. Повторить 5 раз по 25–30 сек.
2. Передвижение скользящим шагом по равнине
(учебному кругу) с активными движениями рук вдоль
туловища без палок. Пройти 2–3 учебных круга.
3. На месте выполнить движения руками с палками,
держа их за середину. Повторить 5 раз по 25–30 сек.
4. Передвижение скользящим шагом с активным
размахиванием палками в такт движения, держа их
за середину. Пройти 2–3 круга.
5. Передвижение на лыжах с постановкой палок на
снег, как при толчке, но без активного
отталкивания (только имитация), следя за
правильностью движений. Повторить 5–8 раз по 60 м
или сделать 2–3 учебных круга (по равнине).
6. Передвижение под небольшой уклон, поочередно
отталкиваясь палками, ноги вместе. Повторить
5–6 раз по 50–70 м.
Контрольное упражнение – № 6.
Четвертая серия учебных заданий
Задачи: научить детей определять
время, затрачиваемое на скольжение одной ногой, и
передвигаться в оптимальном темпе, сохраняя
правильную структуру движений.
1. Пройти 20 м без палок 12–14 шагов, сильно
отталкиваясь ногой и скользя на другой на счет
«раз-два» (считать про себя), и только после
окончания счета можно поставить ногу на снег.
Повторить 6–8 раз.
2. То же, но без счета, но стараться сохранить
время скольжения на одной лыже после
отталкивания такое же, как при выполнении на счет
в первом упражнении. Повторить 4–6 раз.
3. То же, но с активными движениями руками и
отталкиванием палками. Время выноса палок до
отталкивания определяется на три счета каждой
рукой. Повторить 6–8 раз.
4. Передвижение попеременным двухшажным ходом в
течение 20 сек. Нужно успеть сделать 26–28 шагов.
Повторить 5–7 раз, стараясь успеть сделать
столько же шагов за указанное время. Таким
образом определяется индивидуальный темп
передвижения по прямой.
Контрольное упражнение – № 4.
Пятая серия учебных заданий
Задача: научить передвигаться
попеременным двухшажным ходом с
соревновательной скоростью на тренировочном
круге, сохраняя при этом правильную технику.
1. Передвижение по прямой лыжне (60–100 м),
отталкиваясь палками. Рядом с лыжней по обеим
сторонам выстроен частокол из палок (учащихся).
Задевать его палками нельзя. После
отталкивания – скольжение на одной лыже (по
ориентирам). Расстояние между ориентирами –
160–180 см.
2. То же, но без ориентиров.
3. Выполнение лыжного хода в целом (сохраняя
правильную технику) в облегченных условиях –
на оптимальной скорости передвижения по хорошо
подготовленной лыжне. Пройти 2–3 учебных круга.
4. Передвижение попеременным двухшажным ходом по
тренировочному кругу со спусками и подъемами в
среднем темпе, сохраняя правильную технику,
делая на контрольном участке круга шаги длиной
160–180 см. Пройти 2–4 круга.
Контрольное упражнение – № 4.
Шестая серия учебных заданий
1. Передвижение попеременным двухшажным
ходом с соревновательной скоростью на
тренировочном круге со спусками и подъемами,
сохраняя при этом правильную технику, делая на
контрольном участке круга шаги длиной 160–180 см.
Пройти 2–4 круга.
2. Преодоление контрольной дистанции
попеременным двухшажным ходом.
Подъем переворотом в упор на
перекладине (9-й класс)
Одним из вариантов программированного
обучения может быть использование карточек, на
которых написаны учебные задания в определенной
последовательности.
Обучение по карточкам
1. Подтягивание в висе и вис на согнутых
руках (3–4 раза).
2. И.п. – упор на перекладине. Сгибая руки, лечь
животом на перекладину; разгибая, выполнить упор.
Выполнить 6 раз за 1–2 сек.
3. И.п. – то же. Медленное опускание вперед в вис
лежа, удерживая ноги.
4. И.п. – вис на согнутых руках. Быстрое
поднимание ног вперед, вис согнувшись, ноги
врозь. Упражнение можно выполнять на брусьях,
перекладине, канате.
5. Из стойки на лопатках или в висе согнувшись
принять положение согнувшись на 160–170°.
6. То же – на перекладине, касаясь животом
опоры и удерживая положение согнувшись под углом
160–170° (упражнение выполняется при поддержке
партнера).
7. Из виса на нижней жерди опорой ступнями о
верхнюю жердь толчком левой и махом правой ноги
выполнить подъем переворотом в упор. То же
выполнить быстро толчком двух ног (упражнение
выполняется самостоятельно).
8. Из виса стоя толчком одной ноги и махом
другой – подъем переворотом. Задание
считается усвоенным в том случае, если ученик
выполняет его быстро, без задержки с прямыми
ногами.
9. Овладев основным и самым легким подъемом
переворотом, можно переходить к выполнению более
трудных упражнений:
– из виса стоя силой – подъем
переворотом в упор;
– из виса лежа силой – подъем переворотом в
упор;
– из виса на высокой перекладине силой –
подъем переворотом в упор.
Преимущества метода
При таком методе обучения обычно не
бывает учащихся, не умеющих или плохо умеющих
выполнять изучаемое двигательное действие.
Материал усваивают все учащиеся, только в разные
сроки и разными темпами, умело распределяя
положенное время на овладение различными
двигательными действиями и упражнениями.