Обмен опытом и идеями
Иркутская область
Седьмой раз во Всероссийском фестивале «Президентские состязания» приняли участие Любовь ИВАНИСОВА и Вячеслав КОЧУК – преподаватели Усть-Илимской СОШ № 8. За эти годы они трижды были серебряными призерами (в том числе и в 2008-м), один раз заняли первое место, несколько раз – третье. В чем секрет их успешности? – Мы сами удивляемся, как это у нас
получается. У нас очень хорошая база. Школа – на
2000 учащихся. Есть и борцовский зал, и
гимнастический. Оренбургская область
Второй год подряд чемпионами финальных «Президентских состязаний» становятся команды из Оренбургской области, причем разные. В этом году самыми быстрыми, гибкими, выносливыми одиннадцатиклассниками в России стали ученики Новотроицкой СОШ № 23. Их учителя Владимир БУЧНЕВ и Владимир РЫЖОВ рассказывают о своей работе: – Оренбургская область стабильно
является призером фестиваля «Президентские
состязания». В нашей школе по три урока
физической культуры с 1-го по 11-й класс, причем
мальчики и девочки занимаются отдельно, потому
что база позволяет: у нас два спортивных зала
размером 12x24 м. Учителям эта работа оплачивается
полностью, например за счет кружков. Краснодар
Своими размышлениями и идеями поделился и один из судей – Александр КАРАКУЛИН. Он работает учителем физической культуры в СОШ № 42 г. Краснодара. В 2008 г. его ученики не принимали участия в «Президентских состязаниях», но в прошлые годы они постоянно входили в десятку сильнейших: – Мы живем в эпоху электроники, когда
детям нет необходимости утруждать себя
дополнительной работой. Компьютеризация, плотно
вошедшая в нашу жизнь, одновременно и помогает, и
вредит. Детям уже не нужно читать книги по
литературе, истории, географии, чтобы найти
необходимую информацию, – на любой вопрос они
могут найти ответ в Интернете за считанные
секунды. Вместе с чтением уходят в небытие и
подвижные игры, в которые играло множество
предыдущих поколений: необходимые эмоции
сегодняшние дети могут получить, не двигаясь с
места, включив компьютер и погрузившись в
компьютерную игру. Мы говорим, что дети
обленились, не хотят двигаться. Но ругать их за
это, по меньшей мере, неправильно: у них просто
отпала потребность в движении для того, чтобы
испытывать удовольствие от игры. О фестивале «Президентские состязания»Обсуждение организации фестиваля
«Президентские состязания» шло с первого дня.
Учителя обменивались идеями, проявляя максимум
фантазии. Часто жаловались: «Нас обидели – наши
дети такие хорошие, все правильно делали, а их
судили неправильно!» Правда, жаловались только
те, кто не подавал никаких официальных апелляций,
и эти слова я внимательно выслушивала, не
придавая им особого значения: сказать можно все
что угодно, если знаешь, что тебе некому ответить.
|
|
– По-моему, проводить соревнования с 11-м классом было неправильно. Многих ребят не отпустили родители: им нужно готовиться к выпускным экзаменам.
О. Левочкина:
– Мы предполагали, что такие трудности будут с 11-м классом, но впервые решились на это и, думаем, сделали правильно. Дело в том, что за годы проведения фестиваля стало понятно: 5–7-е классы приезжают хорошо подготовленные и за счет уроков физической культуры, и за счет внеклассной работы. Когда на жеребьевке выпал 10-й класс, подумали: будет интересно понять, каков уровень физической подготовленности у наших выпускников. На состязаниях стало ясно: в кроссе девушки из выпускных классов намного слабее по сравнению с ученицами 5–7-х классов. В плавании к 11-му классу мы получили практически нулевые результаты: в этом виде соревнований заявились участвовать 20 команд, но из них почти половина вообще не вышла на старт. И это лучшие команды России! Поэтому мы считаем, что нельзя отказываться от проведения соревнований для выпускников – ведь в школе нужно работать со всеми детьми, а не только с начальным и средним звеньями.
– Программой предусмотрен футбол для девочек, но это неправильно: девочки обычно плохо в него играют. Не лучше ли ввести для старшеклассников волейбол, а для 5–7-х классов – пионербол?
– Почему Положение о состязаниях так поздно поступает в регионы (например, к нам в Ямало-Ненецкий автономный округ)? В этом году оно пришло только в июне.
О. Левочкина:
– Во-первых, мы можем отправлять Положение только после того, как будет утверждена смета будущего фестиваля, – до этого момента мы не имеем права о нем заявлять. А во-вторых, не хотим, чтобы учителя занимались «натаскиванием» одних классов в ущерб работе с другими, – ведь именно так чаще всего происходит сразу после того, как мы объявляем, школьники какого возраста будут участвовать в очередном фестивале. Положение помещается на сайтах Росспорта и Рособразования, в этом году оно было опубликовано и в газете «Спорт в школе» – найти его и внимательно прочитать мог каждый желающий.
– В нашем регионе – на Ямале – подсчет результатов соревнований проводится по давно устаревшей схеме. Невозможно доказать нашим руководителям на местах, что во всей России давно используется совершенно другой механизм подсчета: они не станут слушать учителя, им нужно распоряжение сверху. Нельзя ли отправлять начальникам департаментов образования на местах письма с соответствующими инструкциями?
Ю. Перегудов:
– Не думаю, что имеет смысл дополнительно рассылать такие письма. В каждом регионе у руководителей есть возможность ознакомиться с Положением о состязаниях и приложениями с таблицами, где все написано. По-моему, этого достаточно.
– Я думаю, каждый участник фестиваля «Президентские состязания» должен получить соответствующее свидетельство. Сейчас такие документы необходимы и взрослым (для аттестации), и детям (для расширения своего портфолио).
– На фестивале было выявлено слишком много подставок. Надо было проверять паспорта с первого дня соревнований: не бывает такого, чтобы в одном классе семь человек пробегали 1 км быстрее чем за 3 мин. Я специально сходил к тренеру областной спортшколы и спросил, сколько ребят в области могут показать результаты 2.40 и 2.50. Оказалось, таких ребят очень мало, а тут – целые классы!
– Это единственные соревнования, на которых проверяется работа учителя. Спасибо организаторам! Правда, из-за подставок теряется смысл состязаний – снова на первое место выходят спортивные школы и профессиональные тренеры.
О. Левочкина:
– Мы – федеральная спортивная школа, а не ФСБ. Наша цель – организовать праздник, а не проводить расследование. Поэтому мы в первую очередь надеемся на вас, на учителей, на вашу порядочность, на то, что не будет подставок, – невозможно постоянно контролировать каждого. И мы не хотим на этом празднике следить за каждым ребенком и контролировать каждого учителя.
Ю. Перегудов:
– А я уже давно ни на чью совесть не уповаю. В данной ситуации должны быть приняты жесткие, решительные меры. Но я не вижу способа уличить нечестных преподавателей, если у ребят нет паспортов. А на то, что у людей, привыкших в течение многих лет привозить подставных учеников, вдруг проснется совесть, я не надеюсь.
Г. Бойко:
– Я прекрасно понимаю, как обидно тем, кто действовал честно, и думаю, что предложение ваше дельное. Если нам разрешат реализовать его, мы сможем в следующем году проводить заседание мандатной комиссии в течение двух дней и проверять документы у каждого участника. Те, у кого нет паспорта, могут предъявить карточку спортсмена или загранпаспорт.
– А почему бы не проверять пятерку победителей?
– Почему учителей не допускают на место проведения тестов? Нам остается только наблюдать с трибун.
Ю. Перегудов:
– Как только учителя выйдут на поле и встанут рядом с ребятами, закончится порядок – это проверено на практике, уж поверьте.
– Правильно. Я хочу сказать о том, как четко была организована работа судей. При проведении аналогичных соревнований в своем регионе – Кузбассе – я использовал схему, разработанную здесь, и она сработала безупречно. Спасибо организаторам и судьям!
– Есть предложение: подкорректировать таблицы. В них отдается явное предпочтение гибкости и силовой выносливости.
Ю. Перегудов:
– Мы каждый год корректируем их, ежегодно проводим подробный анализ и публикуем результаты в газете «Спорт в школе». Поверьте, если бы были статистические отклонения, мы бы их заметили. На самом деле, если вы посмотрите не только на свои результаты, но и на результаты всех участников фестиваля, то увидите разницу в 3–4 очка в разных видах соревнований, а это не повод для корректировки.
– Как же сделать эти соревнования действительно массовыми?
О. Левочкина:
– Если раньше мы допускали команды до соревнований по результатам тестирования, то теперь ввели новое правило: для того чтобы регион мог участвовать в финальных состязаниях, нужно проводить аналогичное тестирование на местах. Представление его протоколов – обязательное условие допуска к стартам. Не каждый руководитель пойдет на риск их подтасовки. На фестиваль «Президентские состязания» были допущены команды только из тех регионов, где были проведены отборочные соревнования. Это, на мой взгляд, хороший стимул для того, чтобы состязания стали по-настоящему массовыми, – тогда все классы захотят участвовать в них. Если есть другие предложения, мы будем рады их услышать и начнем вместе думать, как улучшить организацию фестиваля.
– Ученикам малокомплектных школ тоже хотелось бы участвовать в соревнованиях.
О. Левочкина:
– В этом месте мы немного изменили Положение. Невозможно проконтролировать, кто входит в сборную команду двух малокомплектных школ. Оказалось, что из некоторых регионов стали привозить не классы, а сборные команды целых областей.
– Может быть, разрешить брать ребят из младших классов такой школы, официально допуская их до соревнований, но учитывая возраст?
О. Левочкина:
– А может быть, имеет смысл организовывать группы учащихся малокомплектных школ? Сложная проблема, мы продолжаем думать над ней.
В заключение хочу сказать спасибо всем вам, в первую очередь – учителям.
Анапа – Москва
Фото автора
Ольга Леонтьева ,
главный редактор газеты «Спорт в школе»