Организация соревнований в малокомплектных школах
Самый спортивный классШкольные соревнования проводятся с целью подведения итогов работы по разделам программы, укрепления дружбы между учениками разных классов, развития у них интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями. В таких соревнованиях могут принимать участие все ученики. Дети, освобожденные от уроков физической культуры, помогают учителю в проведении соревнований. В конце учебного года по итогам соревнований определяется лучший спортивный класс и составляется список всех учеников с 4-го по 11-й класс с указанием индивидуального количества баллов и занятого места в спартакиаде школы. Лучшему спортивному классу вручается переходящий кубок, а ученики лучшего спортивного класса, победители и призеры школьной спартакиады награждаются грамотами. Вся информация о проводимых соревнованиях располагается на стенде «Спартакиада школы»: Положение о спартакиаде школы, график проведения соревнований, оценочные таблицы, протоколы соревнований, таблица определения командного первенства, ведомости личного первенства, список лучшего спортивного класса, 10 лучших результатов среди мальчиков и девочек в личном первенстве. Основная информация о распределении занятых мест в командном первенстве отражается в таблице командного первенства (табл. 1). Квадраты таблицы делятся на две части: в верхней части, числителе, указана общая сумма баллов, набранных классом в данном виде соревнований, а в нижней, знаменателе, – занятое место. В графе «Коэффициент трудолюбия» числитель показывает количество баллов, заработанных в каждой четверти, а знаменатель – средний балл за учебный год; в графе «Участие в соревнованиях» – числитель – количество баллов, полученных за участие в школьных соревнованиях, а знаменатель – за участие в районных и областных соревнованиях; далее соответственно указана общая сумма баллов за участие в соревнованиях. Графа «Всего» указывает общую сумму баллов, заработанных на всех соревнованиях. Оценка результатовОпределение результатов в личном первенстве в беге на 60 м, 100 м, 1000–3000 м, в прыжках в высоту, длину, в лыжных гонках проводится по табл. 2–6. Оценка результатов соревнований по гимнастике проводится по десятибалльной шкале. При отсутствии школьника на соревновании без уважительной причины он получает в протоколе соревнований отметку (–2) балла. Результаты личного первенства физорг класса переносит из протокола соревнований в ведомость личного первенства (табл. 7). Результаты командного первенства в указанных видах определяются по общей сумме набранных классом баллов, разделенной на количество учеников класса, в которое не входят дети, не участвующие в соревнованиях по уважительной причине. Игровые виды спортаВ соревнованиях по игровым видам спорта (баскетболу и волейболу) проводятся матчи команд 4–5-х, 6–7-х, 8–9-х, 10–11-х классов. При этом необходимо учитывать, что ученики старших классов почти всегда имеют преимущество перед младшими, поэтому их победа в итоговом зачете не должна иметь большого значения, и, наоборот, победа младших должна быть поощрена большим количеством баллов. Необходимо также сбалансировать результаты спортивных игр по сумме баллов с результатами по остальным видам соревнований. Оценивание итогов соревнований по волейболу и баскетболу приведено в табл. 8 и 9. Кроме того, каждая команда имеет возможность заработать во время игры дополнительные баллы. За каждое очко разницы в счете команда-победительница получит дополнительно 0,1 балла (старшие классы) и 0,2 балла (младшие классы). Это дает обеим командам возможность бороться за каждый мяч даже при явном преимуществе одной из них. Таблица 8 Оценка результатов соревнований по волейболу
Таблица 9 Оценка результатов соревнований по баскетболу
Комплектование командИногда некоторые ученики находят слабые места в организации соревнований и стараются их использовать в своих целях, например не отправляют на игру слабых ребят. Важно предупредить подобную ситуацию – наказывать весь класс за каждого неотправленного игрока (за исключением уважительных причин) и начинать игру со счета 0:5 в каждой партии в пользу соперника в волейболе и со счета 0:20 – в баскетболе. Практически всегда в классах занимается разное количество учеников. Поэтому для объективного определения уровня игры всего класса следует привлекать к участию в соревнованиях всех детей. В этом может помочь табл. 10. Таблица 10 Комплектование команд в волейболе
Количество играющих определяется по наименьшему числу обучающихся в классах-соперниках. Замена производится только во время перехода игрока из зоны 1 в зону 6. Мальчик меняет мальчика, девочка – девочку. В зависимости от количества игроков на площадке и уровня игры учитель по своему усмотрению может уменьшать размеры площадки. В 4–5-х классах игра может проводиться по упрощенным правилам с ловлей мяча. Так же осуществляется комплектование баскетбольных команд. Игровое время поровну делится на всех игроков, включая запасных. Замена производится в каждой команде через ранее рассчитанные и установленные промежутки времени. Будь трудолюбивым!Коэффициент трудолюбия дает шанс достичь хороших результатов тем школьникам, которые добросовестно трудятся на уроке, но по разным причинам отстают от своих сверстников в физическом развитии. В основу коэффициента трудолюбия положены следующие требования к учащимся:
На каждом уроке оценивается трудовое участие детей в учебном процессе, и результаты фиксируются в специальном журнале «Коэффициент трудолюбия учащихся». За добросовестную работу ученик получает в этот журнал отметку «плюс», за пассивность – отметку «минус». При выставлении отметок за пройденный раздел программы и проведении соревнований в рамках спартакиады школы учитывается коэффициент трудолюбия каждого ученика. Например, если он сдал учебный норматив на отметку «2», но на уроках заработал большое количество плюсов, то он получает в журнал отметку «3». Если же у учащегося минусов более 50%, то ему выставляется отметка «2» и вычитается 2 балла из общего результата класса на соревнованиях. За активную работу на уроках в конце четверти в графе «Коэффициент трудолюбия» таблицы командного первенства записывается следующая оценка работы класса:
Соревнуемся не только в школеВ графе «Участие в соревнованиях» подводятся итоги участия детей в школьных соревнованиях. Количество баллов зависит от числа учеников класса, участвующих в соревнованиях:
Совет физорговВажным звеном в работе учителя был и остается совет физоргов. Ежегодно в начале учебного года проводится обучение физкультурного актива организации и проведению школьной Спартакиады. В работу физоргов входят следующие обязанности: помощь учителю в организации и проведении соревнований, заполнение протоколов, ведомостей личного первенства, информирование одноклассников о планируемых спортивных мероприятиях, изменениях в графике проведения соревнований.
Сергей Соловьев , |