Начало
Работа с представителями Курганской
области началась еще в сентябре:
– Здравствуйте! Скажите, а что нужно, чтобы
пригласить вас к себе в Зауралье и сделать
региональный номер, чтобы в нем были
использованы материалы учителей и ученых,
живущих и работающих у нас? С чего лучше начать?
– Собственно говоря, вы уже начали эту работу.
Теперь дело за главным: продумать, что вы хотите
показать, начать готовить материалы, которые
могут быть использованы для регионального
номера.
Мы договорились, что встретимся в начале декабря,
и я благополучно уехала совсем в другом
направлении. Одна командировка, другая, третья…
– Здравствуйте! – снова Курган на
проводе. – Вы про нас не забыли? Кстати, мы
провели у себя конкурс на лучший материал для
газеты «Спорт в школе». Есть интересные
разработки.
Оказывается, люди заинтересованы не только в том,
чтобы передать нам уже давно ожидающие своего
читателя материалы: они используют приезд
журналиста для развития своих учителей, для
выведения их в рефлексирующе-аналитическую
позицию.
Кто же на этот раз стал инициатором создания
регионального номера? Министерство образования?
Спорткомитет?
Оказалось – Институт повышения квалификации
работников образования Курганской области. На
моей памяти это только второй случай, когда
специалисты, занимающиеся образованием
педагогов, приглашают нас к себе. Первый раз так
вышло три года назад, когда меня пригласили
познакомиться с результатами интересной и
продуктивной работы Нижегородского института
развития образования, занимающегося повышением
квалификации учителей, и принять участие в
научно-практической конференции.
На этот раз ни конференции, ни семинара не
планировалось. Меня пригласили не только
посмотреть результаты работы с учителями, но и
принять в ней непосредственное участие.
Завязалась переписка, и я предложила прислать
нам уже имеющиеся материалы – те, которые были
отобраны на региональном конкурсе. Реакция
оказалась настолько неожиданной, что мы даже
растерялись. В течение целой недели нам
присылали статьи, методички, разработки
уроков – по нескольку материалов каждый день.
Сначала я отвечала на каждое письмо, потом
перестала: слишком много материалов, если каждый
анализировать – не хватит времени, чтобы
выпускать газету. В результате уже до начала
поездки статей (интересных, оригинальных)
набралось гораздо больше, чем можно было бы
поставить в один номер. Часть из них будет
опубликована в виде брошюр, некоторые войдут в
летние тематические номера.
Обрадовало и то, что, похоже, наша идея создания
копилки региональных инновационных
методических разработок выходит на новый виток.
И теперь наше сотрудничество стало еще более
успешным – и для газеты, и для учителей
Курганской области. Кто может знать о своих
коллегах, об их работе больше, чем ближайшие
коллеги? Кто может рассказать о своих проблемах и
успехах лучше, чем сами учителя?
Так еще до поездки номер о преподавании
физической культуры в Курганской области почти
сложился. Оставалось только дополнить его
собственными впечатлениями.
Встреча с читателями
В первый день была организована
творческая встреча с учителями физкультуры. В
большом зале меня ожидало не меньше 80 человек.
Сначала я собиралась рассказать о нашей газете,
но, увидев, что в ответ на вопрос: «Скажите,
пожалуйста, кто из вас постоянно выписывает нашу
газету?» – поднялся целый лес рук, отказалась
от этой идеи. Лучше читателя газеты о ней не
расскажет никто.
– Пожалуйста, после нашей беседы подойдите к
читателям газеты «Спорт в школе» и узнайте у них
о газете все, что вас интересует.
Однако наши постоянные читатели не ограничились
ожиданием вопросов – они сами начали
спрашивать обо всем: об общих тенденциях в
образовании, о новых программах и известных
людях. Не обошлось и без критики:
– Вы выпустили диск с мастер-классом Евгения
Гомельского, а там дети – без спортивной
формы. Такие упражнения хороши, но как же я могу
их показывать детям, если от них требуется
соблюдение единой формы, а на видео все одеты кто
во что горазд?
С трудом объясняла: «Мы не хотели, чтобы наши
читатели подумали, что это вышколенная группа
баскетболистов-профессионалов. Поэтому
специально пригласили Евгения Яковлевича в
общеобразовательную школу и попросили показать
приемы, которые можно использовать на самых
обычных уроках».
Встреча проходила в жанре «вопрос – ответ»:
меня спрашивали, я отвечала, в основном
пересказывая статьи, уже опубликованные в нашей
газете или готовящиеся к печати.
Свой парень
Дмитрий Ботников (СОШ № 43 Кургана) стал
победителем конкурса «Учитель года Курганской
области» в 2008 г. Похоже, для него нет ничего
необычного в проведении открытого урока. Никакой
чрезмерной напряженности, на лице – улыбка:
– Все готовы? Ребята уже разогрелись, пора
начинать.
Такие же спокойные лица и у его учеников –
юношей-одиннадцатиклассников.
На этот раз он показывал коллегам не обычный
урок, а занятие, состоящее из комплекса различных
оригинальных упражнений, которые можно
использовать на уроках физической подготовки со
старшеклассниками и в качестве конкурсных
заданий для соревнований. В конце –
подведение итогов, причем отметки выставлял не
учитель, а каждый ученик – самому себе. Перед
началом занятия юноши самостоятельно провели
разминку, о чем педагог сразу сказал собравшимся
коллегам, чтобы не отнимать время у зрителей.
Казалось, что это и не занятие вовсе, а игра, в
которую с удовольствием играют и учитель, и
юноши-одиннадцатиклассники. Казалось? Но это и
было своеобразной игрой – игрой взрослых
людей, каждый из которых добросовестно делает
свое дело.
Во время обсуждения урока я отметила, насколько
большую роль играет дружная атмосфера, созданная
учителем. Кто-то шептал на ухо:
– Он выпускник этой школы. Все мальчишки знают
его с детства, все же местные, свои. Ему
приходится вот так, на равных, с ними общаться.
Хотелось бы подробнее объяснить, что здесь
имеется в виду. Есть как минимум два способа,
позволяющие учителю и детям быть «на равных».
Первый: учитель начинает вести себя как ребенок,
обижается на учеников, кричит, часто меняет свои
требования. При этом никто никого не слушает,
резко повышается опасность получения травм.
Второй: учитель относится к детям как к взрослым,
но менее опытным и готовым учиться. При этом он не
«играет роль» единственного взрослого в этом
зале, а, напротив, спокойно делегирует ее каждому
ученику. Так или почти так и шло бы занятие, если
бы учиться пришли его коллеги, решившие
поправить свою физическую форму.
На уроке были продемонстрированы:
Упражнения в парах
«Саперы»
Первый номер принимает положение упор
лежа. Второй номер берет его руками за голень,
имитируя действия сапера с миноискателем. По
сигналу учащиеся начинают передвигаться по
спортивной площадке до произвольно размещенных
учителем предметов (кубиков разных размеров,
мячиков и пр.) – «мин». Взяв ее в руки, первый
номер принимает положение «верхом» – на
спине второго, и они в паре начинают передвижение
до коробки под своим номером, стараясь как можно
быстрее собрать «мины» и опуская их в отверстия
соответствующего размера, затем меняются ролями.
Перетягивание партнера
Учащиеся стоят друг напротив друга,
левая нога впереди, и держат друг друга за
предплечья. По сигналу учителя движением на себя
они начинают перетягивать друг друга за линию,
расположенную у каждого партнера за спиной.
Переталкивание партнера
Учащиеся стоят друг напротив друга, ноги
врозь, руки упираются в плечи партнера. По
сигналу учителя они вытесняют партнера за линию,
расположенную у каждого за спиной.
«Пятнашки сидя»
Учащиеся находятся друг напротив друга
в положении упор присев, левая рука за спиной,
правая располагается произвольно. По сигналу они
начинают передвигаться в упоре присев, стараясь
сбить партнера толчками правой руки в левое
плечо.
«Борец»
Учащиеся находятся друг напротив друга,
упираясь руками в плечи партнера, ноги врозь. По
сигналу нужно сблизиться с ним, обхватить за
спину и приподнять от пола на несколько
сантиметров.
«Маятник»
Первый номер принимает положение упор
лежа, а второй обхватывает его за бедра. По
сигналу первый номер, сгибая руки в локтевых
суставах, отталкивается, прогибаясь вверх, а
второй помогает ему подняться, держа за бедра и
слегка прогибаясь назад.
Работа со всем классом
ОРУ на расслабление
Учащиеся стоят на одной линии на
расстоянии вытянутых рук. Нужно изобразить
различные движения спортсменов (футболиста,
волейболиста, бейсболиста, теннисиста и др.) в
разных видах спортивных состязаний, не сковывая
движений и сопровождая показ голосовым
восклицанием.
Разновидности челночного бега (3x10
м)
Челночный бег с утяжелением или с
усложнением. В качестве груза используются
канистры с водой объемом 10 л или помощь партнера,
который сидит на шине (ее тащат волоком). Чтобы
усложнить задание, можно организовать бег в
противогазах или провести бег в парах, во время
которого ученик берет впереди стоящего за пояс.
Пока одни бегут, другие могут «обстреливать» их
мячами, а те уворачиваются.
Статья подготовлена при поддержке стоматологической клиники «ЭСТЕЛАЙТ». Если Вы решили посетить стоматолога с большим стажем работы, то оптимальным решением станет обратиться в стоматологическую клинику «ЭСТЕЛАЙТ». Перейдя по ссылке: «ортопедия в Крылатском», вы сможете, не потратив много времени, узнать подробную информацию об предоставляемых стоматологических услугах и специалистах работающих в стоматологической клинике «ЭСТЕЛАЙТ». Периодическое посещение стоматолога позволит Вам сохранить зубы на долгие годы.
Прыжки и пробегание через скакалку
Используется самодельная скакалка из
пробок пластиковых бутылок. Два ученика крутят
скакалку, а остальные выполняют следующие
задания:
– поочередно пробегают под скакалкой,
не касаясь ее;
– забегают под скакалку и делают 5 прыжков;
– выполняют прыжки под скакалкой, забегая по
одному.
«Самый быстрый»
Учащиеся стоят по периметру зала в
колонне по одному на расстоянии 5–6 м друг от
друга и по сигналу начинают бег. Нужно догнать
впереди бегущего и коснуться его рукой. Тот, кого
догнали, садится на скамейку.
Разведчики
Учащиеся стоят на одной линии. По
сигналу они начинают передвигаться мелкими
шагами ко второй линии, не меняя темп. Побеждает
тот, кто позже всех дойдет до второй линии.
Экстрасенсы
Учащиеся выстраиваются в шеренгу спиной
к учителю. Учитель выполняет различные
общеразвивающие упражнения под счет, а ученики
должны не глядя определить упражнение (по
подсчету, по ритму музыки и т.д.) и выполнить его.
Директор или капитан?
В тот же день в школе-интернате № 17 ОАО
«РЖД» Кургана (напомню, что именно этот интернат
в течение нескольких последних лет представлял
регион на Всероссийском фестивале
«Президентские состязания») проходили
Президентские состязания для учащихся 2–4-х
классов этой школы. Еще одно мероприятие не «для
галочки», не для гостей – для самих себя.
Дело в том, что в школе-интернате № 17
«Президентские состязания» проводятся
регулярно в трех возрастных группах: 2–4-е, 5–7-е,
8–11-е классы – три раза в год. Каждый раз они
организуются как праздник: торжественное
открытие, рапорт президенту школы, гимн школы,
несколько номеров художественной
самодеятельности. Главный судья
соревнований – директор школы, он же главный
спортсмен, вместе с которым на ежегодный
Рябковский пробег выходит вся школа.
Само тестирование проводится очень быстро –
поточным методом, а тесты принимают судьи –
учащиеся следующего возрастного звена:
выступления младшеклассников судят учащиеся
5–7-х классов, учеников среднего звена –
старшеклассники. Выступления учащихся 8–11-х
классов оценивают учителя, причем не только
физкультуры. Дело в том, что в школе эта традиция
распространяется и на педагогический состав,
среди которого тоже проводятся аналогичные
состязания, благо директор школы – сам
учитель физкультуры…
И снова я хочу подчеркнуть, что главное в
демонстрируемом занятии – не приемы, а
атмосфера. Никакого напряжения
учителей-судей-организаторов: каждый на своем
месте, каждый понимает важность и одновременно
обыденность происходящего. Сегодняшние
второклашки через несколько лет станут судьями.
Судьи сами для кого-то – тестируемые.
Победителями соревнований являются все
участники. Грамоты тоже заготовлены для всех: три
класса – три места. А за победителей в личном
зачете радуются все.
Уроки волейбола и гимнастики
Василий ИЗОТОВ – учитель физической
культуры гимназии № 27 Кургана – во время
открытых уроков был предельно собран и серьезен.
Команды отдавал строго, в «классическом» стиле
педагога-наставника. Никакого намека на
панибратство, но… все равно на равных. Его забота
об учениках была заметна в каждое мгновение
урока. Так отец в хорошей, дружной семье не
стесняется быть строгим и одновременно
показывать, что заботится о каждом, доверяет
каждому. В ответ члены «семьи» (ученики) не
стремятся ему перечить (а зачем?), стараются
понять, охранить от тревог. Взрослый человек –
не тот, кому исполнилось много лет, а тот, кто
умеет вести себя по-взрослому: уважать опыт или
неопытность других; помогать, а не смеяться и
обвинять, когда трудно; ценить вклад каждого, а не
оценивать его.
Сначала ученики 8-го класса вместе с педагогом
продемонстрировали приемы, которые используются
при обучении игре в волейбол.
На уроке были продемонстрированы:
Упражнения, выполняемые в кругу
1. Верхняя передача мяча над собой.
2. Верхняя передача мяча над собой (высота полета
мяча – 1 м, 3 м).
3. Верхняя передача мяча в движении по кругу в
правую и левую сторону.
4. Нижняя передача мяча перед собой.
5. Сочетание нижней передачи (высота полета
мяча – 3 м) и прием мяча снизу (высота полета
мяча – 1 м).
6. Комбинированная передача мяча сверху и прием
снизу.
Упражнения, выполняемые у стены
1. Верхняя передача мяча в стену.
2. Нижняя передача мяча в стену.
3. Комбинированная передача мяча в стену.
4. Верхняя передача мяча в стену, прием снизу над
собой – верхняя передача в стену.
Упражнения в парах через сетку
1. Верхняя передача мяча над собой –
верхняя передача партнеру.
2. Верхняя передача мяча партнеру, который
возвращает мяч, выполняя нижнюю передачу.
3. Имитация верхней передачи и нижнего приема
мяча:
а) первый номер держит мяч жестко перед
собой, а второй имитирует верхнюю передачу;
б) первый номер держит мяч снизу, а второй
имитирует прием мяча снизу.
Ознакомление с блоком и нападающим
ударом
1. Имитация блока: руки выносить над
табличками, размещенными на веревке на уровне
верхнего края волейбольной сетки.
2. Первый номер приставными шагами с мячом в руках
передвигается вдоль веревки-тренажера и в прыжке
выносит мяч над табличками, а второй блокирует
мяч.
3. Имитация нападающего удара теннисным мячом.
4. Бросок волейбольного мяча с одного шага правой
ногой. Во время движения и прыжка мяч из левой
руки перекладывают в правую, затем выполняют
бросок о пол.
5. То же, но с блокировкой броска партнером.
На уроке гимнастики
девушки-старшеклассницы продемонстрировали
свое мастерство, а учитель показал ряд
интересных приемов, которые можно использовать
на разминке и в заключительной части такого
занятия. Перед разминкой класс рассчитывается на
первый – второй.
На уроке были продемонстрированы:
1. Во время бега – игра «Вызов
номеров»: по команде названные педагогом
номера выходят из строя и бегут в
противоположном основному потоку направлении.
2. Во время бега – упражнение «Лягушка»: по
команде первые номера останавливаются,
поворачиваются по направлению к центру зала и
принимают положение упор лежа. Вторые номера,
добежав до первых, перепрыгивают через них
различными способами.
3. Бег в парах. По команде: «Прыжки – вторые
номера!» все останавливаются, первые номера
принимают положение упор стоя на коленях, а
вторые выполняют прыжки через первых и обратно.
4. После бега в парах по команде: «Опорные прыжки и
тачка – вторые номера!» первые номера
принимают стойку ноги врозь – наклон вперед,
руки на колени, а вторые выполняют опорные прыжки
через первых толчком рук о плечи. Затем первые
номера берут вторых за ноги, и те проходят на
руках дистанцию 8–10 м.
5. Передвижение в колонне прыжками на одной
ноге – левой, затем правой, руки на плечах
впереди стоящего.
6. Партнеры принимают положение сидя напротив
друг друга. Первый номер поднимает ноги в
положение сед углом, а второй рисует прямыми
ногами окружность вокруг его ног.
7. Первый номер принимает положение лежа на спине,
руки вдоль туловища. Второй номер подходит сзади,
берет партнера за плечи и поднимает прямого
напряженного партнера.
8. Упражнение «Волны». На дорожке из матов 5–7
учащихся ложатся параллельно на расстоянии 20–30
см. Первый номер ложится поперек всех
(«кораблик») и с помощью волнообразных движений
продвигается от первого к пятому (седьмому)
номеру.
9. Учащиеся плотно располагаются поперек матов
лежа на животе, а их товарищи с опорой на руки и на
колени осторожно передвигаются по их спинам.
Затем партнеры меняются ролями.
Маленькая семья
Урок, который проводил Андрей
АКУЛОВ – учитель физической культуры, он же
директор Островской СОШ Юргамышского района
начался в коридоре. Педагог пояснил: школа
маленькая, необходимо использовать для
физических упражнений все достуные помещения,
рекреации. Прямо в фойе соорудили
импровизированный флагшток, из нескольких
кусков веревки сделали одну длинную (пригодились
умения, полученные на занятиях туризмом) и
отправились в «плавание».
Маленький парусный «кораблик» все вместе
«провели» вдоль скамейки: каждый подул в парус,
заодно провентилировав легкие, – хорошее
начало для урока физкультуры! Отгадали шараду,
вывешенную учителем на двери в спортивный
зал, – «иначе она не откроется!» – и
приступили к сбору «сокровищ» – воздушных
шариков, закрепленных на собранной в зале полосе
препятствий.
Дело было в преддверии Нового года – весь зал
оказался украшен по-праздничному. Зеленые
красавицы – елки стояли повсюду (их никто
специально не рубил – они остались после
«прополки» лесохозяйства), на полосе препятствий
колыхались разноцветные шарики. На каждом –
одно слово из предложений, которые всем вместе
нужно будет составить. Эта фраза должна быть
ответом на вопрос: «В чем заключается
истинное сокровище человека?»
Первыми в бой вступили мальчишки и взяли первые
«сокровища». После этого им пришлось выполнять
все оставшиеся упражнения с шариками в руках,
стараясь, чтобы они не лопнули, – ведь тогда
слово, написанное на шарике, никто не узнает!
Девочкам оставили шарики-«сокровища» с
последних этапов, чтобы им было проще дойти до
финиша.
На уроке были продемонстрированы:
Препятствия
1. Маятниковая переправа через «ручей»
(канат – нужно раскачаться и преодолеть
условное препятствие).
2. Подъем в «гору» и спуск с нее (наклонно
закрепленные на высокой перекладине с разных
сторон 2 гимнастические скамейки – нужно
залезть на самый верх и спуститься).
3. Лазанье на «дерево» и спуск с него (нужно
залезть на четырехметровые шесты для лазанья и
спуститься).
4. Вертикально качающееся препятствие
(подвешенный гимнастический обруч – нужно
выполнить через него кувырок с разбега).
5. Навесная переправа через «ущелье» (нужно
пролезть по канату, протянутому через весь
спортивный зал).
6. Переправа по бревну (нужно пройти по
гимнастическому бревну, удерживая равновесие).
7. «Прыжок в воду» (с гимнастического бревна нужно
выполнить кувырок на стоящий внизу
гимнастический мостик, накрытый гимнастическим
матом).
8. «Разрушенное строение» (разновысокие брусья:
на нижней жерди нужно выполнить подъем
переворотом, а на верхней – переворот в упор,
затем опуститься в вис лежа на нижней жерди).
9. «Джигитовка» (гимнастический конь – нужно
сесть верхом и подлезть под ним в исходное
положение).
10. «Высотное здание» (гимнастический козел и
высокая перекладина – вскок в упор присев на
козла, прыжок в вис на высокой перекладине,
подъем переворотом в упор или выполнить сед
верхом; переворот вперед в вис).
11. Низкое «разрушенное здание» (низкая
перекладина – подъем переворотом, переворот
вперед в вис).
12. «Разрушенный мост» (параллельные брусья –
передвижение в упоре).
13. «Пещера» (в палатке с двумя выходами закреплен
гимнастический обруч – выполнить кувырок
вперед на входе и на выходе из палатки).
14. «Горный хребет» (гимнастическая скамейка,
застеленная гимнастическим матом, –
выполнить кувырок в группировке).
Приключения закончились, сокровища
собраны. Из найденных слов сложены предложения: Нет
дороже сокровища не свете, чем здоровье. И
сберечь его можно только средствами физической
культуры.
После этого ребята перешли в тренажерный зал, в
котором самодельные тренажеры соседствуют с
заводскими. Позанимались. Захотели поиграть в
волейбол: учебный день окончен, торопиться на
другие уроки не надо. Учитель соглашается:
– Хорошо, разбирайте полосу препятствий – у
вас пять минут.
Ребята привычно взялись за дело: вынесли из зала
елки, разобрали полосу препятствий. Зал готов для
игры. Взяли мячи, встали в пары…
У них энергии – хоть отбавляй. А я немного
устала: слишком много впечатлений…
Курган – Москва