Конькобежный спортЭлективный курс (64 ч.) 8–9-е классыАктуальность программы курсаЛюди старшего поколения знают, что такое коньки, не только по хоккею или фигурному катанию. Раньше с ними были связаны один из основных видов активного зимнего отдыха горожан – катание на коньках – и очень популярный вид зимнего спорта – скоростной бег на коньках. Зимы и морозов многие ждали, как праздника. Катков было много в каждом городе: на реках, на прудах, на стадионах, во дворах. Они не пустовали ни днем, ни вечером. А с катков сотни ребят переходили в секции конькобежного спорта. Слава советских спортсменов-конькобежцев долго еще останется непревзойденной в истории спорта. Разного рода преобразования в конце XX в. привели к упадку конькобежного спорта, а ведь катание на коньках – уникальный вид двигательной активности, в котором энергичные движения гармонично сочетаются с благоприятным воздействием природы. При этом работают почти все мышцы тела, благодаря чему улучшаются обмен веществ и состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Такие занятия благотворно влияют на организм, укрепляют нервную систему, создают бодрое, жизнерадостное настроение, являются сильным закаливающим средством, предупреждают многие заболевания. Катание на коньках после работы или учебы позволяет быстрее восстановить умственные и физические силы. Фото с сайта www.ng.kzПояснительная запискаПрограмма данного курса призвана помочь разнообразить содержание спортивно-оздоровительной работы в общеобразовательной школе и направлена на формирование у детей интереса к занятиям конькобежным спортом. Программа курса рассчитана на учащихся 8–9-х классов. Цели курса:
Задачи курса:
Основой курса являются лекции, на которых рассматриваются теоретические вопросы; практические занятия – тренировки продолжительностью 45–60 мин. с перерывом на 10–15 мин. в холодное время года для обогревания и отдыха; соревнования. Практические занятия данного элективного курса можно классифицировать на два раздела: осенью и весной это занятия в спортивном зале и на улице, где предпочтение отдается общей физической подготовке, а зимой – занятия на льду – специальная физическая подготовка. Наибольшее внимание на занятиях с учащимися необходимо уделять общей физической подготовке. Для большей эмоциональности рекомендуется широко применять игровые упражнения, игры, эстафеты, включать элементы соревнований. Занятия на коньках можно проводить в безветренную погоду или при слабом ветре скоростью не более 1,5–2 м/сек. и температуре не ниже 16–18°С. Требования к уровню подготовленности занимающихсяУчащиеся должны знать (понимать):
уметь:
Таблица 1 Общая физическая подготовка
Таблица 2 Специальная физическая подготовка (коньки)
Таблица 3 Учебно-тематический план
Фото с сайта www.chokavo.ruСодержание курсаОсновы знаний (5 ч) Развитие конькобежного спорта в России. Исторические этапы развития конькобежного спорта в мире, в России. Выступление советских и российских спортсменов на соревнованиях различных уровней. Советские и российские конькобежцы – чемпионы мира и Олимпийских игр. Конькобежцы Курганской области. Гигиенические знания и навыки. Личная гигиена конькобежца. Использование естественных факторов природы для закаливания организма. Врачебный контроль и самоконтроль. Краткие сведения о строении организма человека. Контроль за весом, пульсом, частотой дыхания, самочувствием, работоспособностью. Ведение спортивного дневника – основная форма учета и контроля. Травмы, их причины и профилактика. Травмы, связанные с нарушением дисциплины на катке; с неопрятностью одежды; с состоянием льда, плохим состоянием коньков и слабой физической подготовленностью. Действие низкой температуры. Обморожение. Первая доврачебная помощь. Точка коньков. Инвентарь для точки коньков. Устройство станка. Процесс точки коньков. Снятие заусенец. Проверка работы. Чехлы для коньков. Правила соревнований. Классификация многоборий. Программы соревнований. Правила бега. Типы катков. Общая физическая подготовка (37 ч) ОРУ без предметов, с предметами: – со скакалкой – прыжки на месте и с
продвижением вперед в различном темпе; ОРУ на гимнастической стенке. Упражнения силового характера: приседания с отягощением и без него; выпрыгивания из полного приседа, подтягивание; упражнения для развития силы рук с гантелями, с амортизатором, для косых и прямых мышц живота, для мышц задней поверхности бедра, для укрепления мышц плечевого пояса; круговая тренировка. Основное отягощение – собственная масса тела. Элементы легкой атлетики: специальные беговые упражнения, кроссовая подготовка, бег на короткие дистанции: 30 м, 60 м, 100 м, прыжки в длину с разбега, с места, тройной прыжок, многоскоки, бег на 1000 м, 1500 м, эстафеты с предметами и без них. Упражнения на гибкость: маховые движения руками и ногами, пружинящие наклоны вперед и назад, упражнения в парах, пружинящие выпады и т.д. Подвижные и спортивные игры: – на развитие ловкости – «Салки»,
«Колдуны», «День и ночь», «Защита товарища»; Элементы велосипедного спорта: катание по стадиону. Специальная физическая подготовка (26 ч) В зале. Посадка конькобежца. Имитация бега на коньках на месте, с продвижением. Работа рук при беге по прямой, при беге по повороту. Имитация без рук. Имитация передвижения по повороту. Приседания на двух ногах; на одной ноге, другая прямая выставлена вперед, в сторону или назад; поднимание ноги, согнутой в колене; подскоки на одной ноге с энергичными махами другой, согнутой в колене; подскоки вперед на одной ноге, другая согнута в колене и отставлена назад. Многоскоки. Обучение технике ходьбы пригибным шагом вперед, вперед-в сторону с маховыми движениями рук, с руками за спиной. Прыжок – колени к груди на каждый третий беговой шаг. Бег по лестнице правым и левым боком, скрестным шагом. Упражнения для развития равновесия: ходьба и прыжки в различных положениях по нарисованной линии; ходьба в посадке конькобежца; фиксация положения ног при отталкивании, свободная нога в стороне; при свободном скольжении, свободная нога сзади. Упражнения на расслабление. Обучение катанию на коньках Упражнения на коньках: поза конькобежца на месте и в движении, отталкивание правым (левым) коньком и быстрое подтягивание его к опорной ноге; то же, но подтягивание медленное и скольжение на двух коньках. Маховые движения рук на месте, бег по прямой с маховыми движениями рук. Совершенствование координации работы ног с работой рук. Упражнения на равновесие: небольшой разбег, скольжение на двух коньках стоя с различными (?) положениями рук; небольшой разбег, посадка конькобежца, скольжение по прямой, слегка приседая и разводя коньки в стороны до ширины плеч и сводя их в исходное положение; перенос веса тела с одной ноги на другую при скольжении по прямой. Торможение: притормаживание правым или левым коньком «полуплугом»; остановка «полуплугом» и «плугом». Простейшие повороты на коньках: повороты в движении «дугой», на двух коньках приставными шагами. Чередование приставных шагов со скольжением на двух коньках (в правую и левую сторону). Упражнения для совершенствования катания на коньках. Проскользить как можно дальше с небольшого разбега на двух коньках, на одном правом (левом) коньке с различными положениями рук, стоя и в посадке, в приседе. Движение группой в колонне по одному – «змейка», с объездом препятствия, катание парами. Катание по кругу. Бег по кругу с преследованием. Упражнения в движении: пружинистые глубокие приседания, с махами руками; скольжение в равновесии по разметке на двух коньках и на одном коньке с различными положениями рук. Обучение бегу со старта. Стартовая поза. Первые шаги со старта. Работа руками и переход в бег по прямой. Старт группой, парами на разные сигналы. Бег со старта на 15–20 м. Обучение технике бега по повороту. Скольжение по кругу малого радиуса в левую сторону, переступая правым коньком через носок левого и ставя его на внутреннее ребро, левый конек – носком из круга на наружное ребро, руки помогают сохранять равновесие; «самокат» – скольжение по малому радиусу круга на левом коньке, отталкиваясь правым коньком в сторону. Игры на льду: «Слалом», «Салки», «Паровозик», «Попробуй догони!», «Над городками», «Собери скорее», «Круговые змейки», «Набрасывание колец». Эстафеты на 20–30 м: бег на 50–60 м группой, на 50 м, 60 м, 100 м в парах на время. Предлагаемые игры и эстафеты можно проводить на малых площадях и на любых коньках. Контрольно-измерительные материалыОценка техники владения двигательными действиями (умениями, навыками) Оценка «5» – двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко. Оценка «4» – двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений. Оценка «3» – двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущены одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению. Ученик получает зачет при условии: 1) подготовки реферата или доклада на
предложенную учителем или самостоятельно
выбранную тему; Примерные темы докладов
Оборудование и инвентарь
Лариса Лутошкина , |