От количества – к качеству?
Увеличение количества уроков физической культуры в школьном расписании само по себе не решает всех проблем физического воспитания и здоровья подрастающего поколения. Уроки физической культуры лишь частично пополняют недостаток движений. Для этого, прежде всего, нужно изменить содержание школьного образования в области физической культуры, сделать его более привлекательным и интересным для учащихся, повысить эффективность учебно-воспитательного процесса. В то же время нельзя преувеличивать и возможности школьного урока физической культуры: это всего лишь часть, одна из форм процесса физического воспитания детей. Урок физической культуры, даже если самым замечательным образом решает задачи по укреплению здоровья школьников, развитию их физических качеств и повышению функциональных возможностей каждого ученика, не может решить всех проблем. Прежде всего, мы должны знать, что урок физической культуры – это учебный предмет в школе, и относиться к нему нужно соответственно, а не как к панацее от всех болезней. Поэтому и решать на нем необходимо, в первую очередь, образовательные задачи, т.е. давать учащимся знания, учить их базовым видам двигательной деятельности, предусмотренным программой по физической культуре, и тем самым создавать двигательную базу, приучать самостоятельно выполнять физические упражнения, а также формировать культуру – как физическую, так и общую. Введение третьего урока физической культуры осуществляется по решению педагогического совета школы за счет часов школьного компонента базисного учебного плана. При этом необходимо учитывать состояние учебно-спортивной базы школы, наличие квалифицированных специалистов, обеспеченность учебного процесса программно-нормативными документами, учебной и методической литературой. Особенности программыОтличительные особенности данной программы заключаются в следующем: 1. Предпринята попытка органически
соединить в одно целое содержание базовой и
вариативной частей учебного материала как
составляющих единого образовательного процесса. Содержание программыПрограмма состоит из двух частей. Первая часть включает структуру, содержание начального общего образования в области физической культуры, примерное распределение учебного материала по четвертям; требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу, контрольно-измерительные материалы, рекомендуемый объем самостоятельной работы (домашние задания) для учащихся и список рекомендуемой литературы для учителя физической культуры. Вторая часть программы для учащихся 5–9-х классов – «Физическая культура и основы избранного вида спорта» – содержит учебный материал для уроков физической культуры и вариативный материал по основам избранного вида спорта для углубления и расширения знаний, двигательных умений и навыков, физического совершенствования и самореализации учащихся средствами физической культуры и спорта. Начальное общее образование (1–4-е классы)Пояснительная записка Физическое воспитание учащихся начальных классов является составной частью системы физического воспитания детей школьного возраста. Для того чтобы с первого класса обеспечивать их надлежащее физическое воспитание, необходимо не только давать соответствующие знания, но и помочь школьникам выработать необходимые умения, привить им устойчивый интерес и стремление к занятиям физической культурой, сформировать у них осознанную потребность в постоянном физическом и духовном самосовершенствовании. Целью физического воспитания на первой ступени обучения является освоение базовых ценностей физической культуры, всестороннее физическое развитие учащихся, укрепление их здоровья, формирование у них потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом. В качестве основных задач здесь выступают:
Программный материал по физической культуре для учащихся 1–4-х классов состоит из двух основных частей, базовой и вариативной, и рассчитан на 4 урока в неделю. Методическими особенностями программы являются: углубленное изучение базовых видов двигательной деятельности; расширение знаний учащихся о физической культуре; обеспечение всестороннего развития двигательных способностей школьников. Базовая часть программного материала содержит учебный материал, связанный с базовым компонентом, составляющим основу Государственного стандарта общего образования по физической культуре. Вариативная часть содержит учебный материал, дополняющий базовую часть за счет часов школьного компонента. Она предусматривает изучение учащимися элементов спортивных игр (баскетбола, волейбола, футбола, настольного тенниса), плавания, а также развитие их двигательных способностей средствами игровых упражнений и плавания (табл. 1). Таблица 1 Примерное распределение учебного времени по разделам программы (сетка часов)
Уроки вариативной части выносятся за сетку учебных часов и проводятся преимущественно во второй половине учебного дня. Для этого можно организовать совместные занятия для учащихся параллельных классов, раздельные – для мальчиков и девочек, строить уроки по типу тренировок с учетом интересов и склонностей детей и т.д., способностей каждого ученика к занятиям определенным видом спорта. Это позволяет увеличить объем двигательной активности учащихся до 5–6 ч в неделю. Базовая часть Уроки знанийОсвоение теоретического раздела программы – «Основы знаний о физической культуре» – предусматривает уроки знаний с целью создания у учащихся целостного представления о физической культуре как о социальном явлении, разновидности общей культуры, понимания ими социальной и биологической сущности занятий физическими упражнениями. Материал программы способствует также расширению знаний учащихся о собственном организме, о возможностях человека, его культуре и ценностных ориентациях, о формированию здорового образа жизни. Двигательные способности, умения и навыкиВажной составляющей практической части программы являются разделы «Двигательные умения и навыки» и «Развитие двигательных способностей». Обучение двигательным действиям и развитие двигательных способностей детей младшего школьного возраста тесно связаны между собой. Одно и то же упражнение можно использовать как для обучения двигательному навыку, так и для развития двигательных способностей учащихся, которые совершенствуются в процессе усвоения движений. Значительное место в программе отводится овладению гимнастическими упражнениями. На занятиях гимнастикой учащиеся овладевают навыками простейших видов построений и перестроений, выполнения общеразвивающих упражнений для рук, ног, туловища без предметов и с предметами. В программе широко представлены элементы основной гимнастики: лазанье, перелезание, переползание, упражнения на равновесие, висы, акробатические упражнения, упражнения для формирования правильной осанки. Основу легкоатлетических упражнений составляет бег как часть техники выполнения прыжков и отдельных видов метаний. Прыжки в длину и высоту с разбега широко используются в двигательной практике человека. Поэтому программой отводится необходимое количество учебных часов на освоение различных видов прыжков. Изучение простых способов ходьбы, бега, прыжков и метаний направлено на то, чтобы сосредоточить основное внимание на развитии двигательных способностей детей. В программе в большом объеме представлены подвижные игры как одно из основных средств физического воспитания учащихся младших классов. Подвижные игры с элементами спортивных игр, имеющие большое значение для развития координационных способностей детей, в необходимом объеме представлены также в вариативной части программного материала. В четвертом классе ранее изученные элементы спортивных игр входят в базовую часть программного материала для дальнейшего совершенствования. В содержание учебного материала по лыжной подготовке входит изучение правил обращения с лыжным инвентарем и основных строевых приемов: построение, перестроения, передвижения в строю, – а также основных способов передвижения на лыжах. К их числу в начальный период обучения относятся: скользящий шаг, попеременный двухшажный ход, подъемы в гору ступающим шагом и лесенкой, спуск в основной стойке, торможения «плугом» и упором, повороты на месте переступанием. Вариативная часть Содержание вариативной части программы включает подвижные игры с элементами спортивных игр (баскетбол, волейбол, настольный теннис, футбол), а также плавание (см. табл. 2–5). Например, программный материал по изучению элементов баскетбола в 1-м классе предусматривает овладение простейшими основными движениями (ведение, передачи, приемы мяча). Во 2-м и 3-м классах учащиеся осваивают элементы игр в баскетбол, волейбол, настольный теннис и футбол с целью дальнейшего совершенствования. Обучение плаванию предусматривается начиная с 4-го класса. Таблица 2 Распределение программного материала по четвертям для 1-го класса
Таблица 3 Распределение программного материала по четвертям для 2-го класса
Таблица 4 Распределение программного материала по четвертям для 3-го класса
Таблица 5 Распределение программного материала по четвертям для 4-го класса
Тестирование Для педагогического контроля качества физического воспитания и определения уровня физической подготовленности учащихся применяется тестирование физической подготовленности. На это программой предусмотрено 4 ч учебного времени в каждом классе. В этих целях используются общепринятые контрольные упражнения (тесты): 1. Бег на 30 м с высокого старта – для
определения скоростных способностей. Тестирование лучше всего проводить в начале (сентябрь – октябрь) и в конце учебного года (апрель – май). Сопоставление показателей тестов (контрольных упражнений) позволяет учителю вести систематический контроль уровня физической подготовленности учащихся, прослеживать динамику развития их двигательных способностей и составлять индивидуальные карты физического здоровья. В программе для каждого класса и возраста отдельно приводятся примерные показатели уровня физической подготовленности (см. табл. 6–9). Они отражают средние значения, на которые следует ориентироваться в процессе обучения и физического воспитания. На этой основе каждый учитель физической культуры может рассчитать для своей школы средние показатели как критерий определения уровня физической подготовленности своих учеников. Таблица 6 Примерные показатели уровня физической подготовленности учащихся 1-го класса (7–8 лет)
Таблица 7 Примерные показатели уровня физической подготовленности учащихся 2-го класса (8–9 лет)
Таблица 8 Примерные показатели уровня физической подготовленности учащихся 3-го класса (9–10 лет)
Таблица 9 Примерные показатели уровня физической подготовленности учащихся 4-го класса (10–11 лет)
Домашние задания Составной частью процесса обучения являются домашние задания преимущественно двигательного характера как логическое продолжение учебной работы и одно из важнейших условий повышения двигательной активности учащихся, физического совершенствования и укрепления здоровья, формирования потребности в систематических занятиях физической культурой. Программа предусматривает определенный объем домашних заданий, который зависит от уровня физической подготовленности школьников, качества усвоения ими учебного материала по физической культуре, а также личных интересов (см. табл. 10). Домашние задания должны быть доступными и посильными, несложными по координации движений, содержать как уже изученный материал, так и элементы новизны и давать детям возможность проявить самостоятельность. Учащиеся должны иметь четкое представление о задаваемых на дом упражнениях, их дозировке и условиях, обеспечивающих безопасность выполнения. Таблица 10 Рекомендуемый объем самостоятельной работы для учащихся 1–4-х классов (домашние задания)
Домашние задания включают утреннюю гигиеническую гимнастику, выполнение физических упражнений для развития двигательных способностей, а также физкультурные паузы. По мере усвоения материала по физической культуре добавляются новые задания – игровые упражнения, оздоровительный бег, передвижение на лыжах, организуются походы выходного дня и т.д. Для учащихся начальных классов систему домашних заданий составляют комплексы общеразвивающих упражнений, имитационные упражнения и упражнения, направленные на развитие физических качеств: прыжки через скакалку, приседания, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, прыжки в длину с места, метание мяча, быстрая ходьба, бег, ходьба на лыжах и т.д. Приготовление домашних заданий сопровождается методическими указаниями учителя, который должен объяснить правила и последовательность выполнения упражнений, количество повторений, а также систему самоконтроля и самооценки, рассказать, как можно рационально организовать эту работу. Необходимо регулярно проверять результаты самостоятельной работы учащихся. Контроль выполнения упражнений может быть выборочным, групповым или же фронтальным, который осуществляется учителем и учениками (например, одна шеренга выполняет упражнения, а другая проверяет). Результаты проверки учитель вносит в тетрадь контроля. На проверку домашних заданий программой отводится 4 ч – по одному часу в каждой четверти (в 1-м классе – 3 ч). Проверку домашних заданий целесообразно планировать после прохождения каждого раздела программы или же на последних уроках учебной четверти. Оценка за их выполнение фиксируется в классном журнале и учитывается при выставлении оценки за четверть. Для контроля выполнения домашних заданий на последней странице дневника можно завести Лист контроля выполнения домашних заданий. Контроль успеваемостиУспеваемость по предмету «физическая культура» определяется полнотой и глубиной знаний теоретического материала, прочностью освоения двигательных умений и навыков, а также динамикой показателей уровня развития двигательных способностей учащихся. Особого внимания заслуживают систематичность и регулярность посещения занятий, интерес, проявляемый детьми, их умение организовать самостоятельные занятия и формирование здорового образа жизни. Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школуВ результате освоения программного материала по физической культуре на уровне начального общего образования учащиеся, оканчивающие начальную школу, должны знать:
должны уметь:
требования к учащимся:
Ильдар Латыпов , |