Как развивать координационные способностиЗачем развивать?Процесс освоения двигательных действий идет значительно успешнее, если занимающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые координационные способности (КС): умеет управлять собой, своим телом, своими движениями. К тому же высокий уровень развития физических способностей – важный компонент хорошего состояния здоровья. В общем виде двигательные способности можно определить как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека. Они проявляются в определенных движениях, которые отличаются рядом характеристик – как качественных, так и количественных. Координационные способности (координация, или ловкость) содействуют точному воспроизведению, дифференцированию и отмериванию пространственных, силовых и временных параметров движений; ориентированию и быстрому реагированию в сложных условиях; согласованию (связи) и перестроению двигательной деятельности; произвольному расслаблению мышц, а также развивают чувство ритма и умение сохранять равновесие. Когда развивать?Подростковый возраст – переломный период в развитии двигательных функций ребенка. К 11–12 годам учащиеся в основном овладевают базовыми двигательными действиями в беге, прыжках, метании, лазании и т.д. У них складываются весьма благоприятные предпосылки для углубленной работы над развитием двигательных способностей. В связи с этим одной из главных задач, которые должен решать учитель, становится обеспечение всестороннего развития координационных способностей учащихся. В этом возрасте продолжается овладение базовыми двигательными действиями, включая технику основных видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, единоборства, передвижение на лыжах, плавание). Обучение сложной технике этих видов спорта основывается на приобретенных в период обучения в начальной школе двигательных умениях и навыках. Техническое и технико-тактическое обучение учащихся в возрасте 10–11 лет наиболее тесно переплетается с развитием КС. Статья опубликована при поддержке электронного курса подготовки к ЕГЭ. Подготовка к ЕГЭ по математике - базовый уровень, а также профильный. Видео-лекции, онлайн презентации, удобные тесты, современный подход. Отличное решение для подготовки к экзамену онлайн, бесплатный доступ к большинству материалов сайта. Подробную информацию Вы сможете найти на сайте, который располагается по адресу: http://егэ-по-математике.онлайн. Развивать КС необходимо по четырем основным причинам: 1. Хорошо развитые КС способствуют
успешному освоению физических упражнений. Выделяют пять видов КС: – кинестетическое дифференцирование; Все пять КС необходимо развивать и совершенствовать на всех этапах обучения в школе. Как развивать?Упражнения с мячами Эти упражнения – важное средство развития и совершенствования координационных способностей у младших школьников, в том числе в игре. Упражнения с мячами разной массы и формы положительно сказываются на формировании у детей разнообразных навыков при письме, рисовании, лепке и т.д. Уже первые упражнения в ловле, передаче и ведении мяча требуют от учащихся младших классов развития координационных способностей. Работа с мячами на уроках положительно сказывается на развитии КС у детей. Обучение владению мячом разной тяжести и формы можно начинать с первого класса, и эти умения закрепляются и совершенствуются год от года. На уроках можно применять следующие упражнения: – передача мяча из рук в руки, стоя в
шеренге (перед грудью, за спиной); Игровые единоборства Координационные способности хорошо развиваются в игровых единоборствах. К ним относятся подвижные игры: «Бой петухов», «Часовые и разведчики», «Перетягивание каната», «Перетягивание в парах», «Выталкивание из круга», а в старших классах – все спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол) и др. Подвижные игры Развитие КС также успешно осуществляется в таких играх и эстафетах, как: «Третий лишний», «Голова и хвост», «Все за ведущим!», «Удержись на корточках!», «Кто быстрее?», «Салки с мячом», «Дружные тройки», «Скрытый пас», «Эстафета с гимнастической палкой», «Отними мяч после поворота!», «Эстафета с прыжками “по кочкам”», «Челночная передача мяча» и т.д. Спортивные игры Спортивные игры больше, чем другие виды спорта, содействуют развитию КС, воспитанию у детей чувства коллективизма, настойчивости, решительности, целеустремленности, внимания и быстроты мышления, а также учат ребят управлять своими эмоциями, совершенствуют их основные физические качества. Современные спортивные игры – сложная и разносторонняя деятельность. Здесь много сходных компонентов в построении технических и тактических действий. Рассмотрим несколько примеров. Урок волейбола Верхняя прямая подача При обучении подаче мяча в волейболе можно применить следующие упражнения для совершенствования КС: 1. Многократное принятие и.п. для верхней
подачи мяча, передвигаясь вдоль боковых и
лицевых линий. Нападающий удар При изучении нападающего удара можно применять следующие упражнения для совершенствования КС: 1. Имитация нападающего удара с
поворотом туловища вправо и влево при наличии
стационарного одиночного блока. Урок легкой атлетики На уроках легкой атлетики можно использовать много различных способов бега, в том числе челночного (3?10 м, 4?9 м, 6?5 м, 10?10 м, 5?10 м), прыжки, метание, эстафеты, упражнения с предметами и без предметов. При изучении разных способов передвижения, остановок и поворотов применяют следующие упражнения для совершенствования КС: 1. Рывки до определенного ориентира с
возвращением на исходную позицию. Соревновательно-игровой метод В наши дни необходимо больше применять соревновательно-игровой метод. Он способствует как общефизической, так и специальной подготовке учащихся. К тому же такого рода задания несут в себе большой эмоциональный заряд, который является эффективным средством не только физического развития, но и духовного воспитания. Условия игры приучают детей подчинять свои действия интересам коллектива для достижения общей цели, действовать с максимальным напряжением сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы, постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные решения. Тестирование координационных способностейНа результаты контрольных испытаний, определяющих КС, сильное влияние оказывают внешние условия. Поэтому необходимо дать детям возможность выполнить несколько зачетных попыток (от 2 до 5), а в метании – от 8 до 10. Тестирование проводится в первой четверти и второй раз – в конце учебного года. Также при необходимости можно использовать тесты до и после прохождения очередного раздела учебной программы. Для определения КС лучше использовать следующие тесты: – челночный бег 3x10 м; Фото Л.Ларионовой
Галина Жеребцова , |