Методика |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рекомендации учителяНе секрет, что школьники занимаются физкультурой в основном во время учебы. Задача учителя физкультуры – обучить их элементарным двигательным навыкам (ходьбе, бегу, метаниям, прыжкам, правильной осанке, умению владеть своим телом и т.д.). Однако некоторые ученики хотят более глубоко заниматься каким-либо конкретным видом спорта, показывать хорошие результаты на соревнованиях, развивать свои способности. На уроке физкультуры это сделать сложно. Для этого существуют различные секции в спортивных школах, но в основном в крупных городах. А что делать сельским мальчишкам и девчонкам, у которых желание заниматься ничуть не меньше, а возможностей для этого чаще всего нет? Все начинается на уроке
|
Показатели | Дни занятий | |||
---|---|---|---|---|
1-й | 2-й | 3-й | 4-й и т.д. | |
Самочувствие (в баллах) | ||||
Работоспособность (в баллах) | ||||
Сон (в баллах) | ||||
Аппетит (в баллах) | ||||
Масса тела (кг) | ||||
Утренний пульс в покое (уд./мин) | ||||
Пульс до занятий (уд./мин) | ||||
Пульс после занятий (уд./мин) | ||||
Физическая нагрузка (силовая, бег и т.п.) (кг, км и т.п.) | ||||
Продолжительность выполнения физической нагрузки (ч, мин., сек.) |
Вопросы и ответы
Может ли утренняя гимнастика заменить занятия одним из видов спорта?
Нет, ее задача – подготовить организм к предстоящей умственной и физической работе в течение дня после продолжительного сна.
Как осуществлять контроль состояния организма во время самостоятельных занятий?
Самоконтроль при самостоятельных занятиях необходим как на каждом занятии, так и через определенные промежутки времени. Субъективные (измеряемые в баллах по пятибалльной шкале) и объективные показатели заносят в специальный дневник (табл. 1).
Нужно ли включать в самостоятельный тренировочный процесс восстановительные мероприятия?
Да, это необходимый элемент тренировки. Любая умственная или физическая работа требует большого расхода нервной и мышечной энергии – в результате накапливается утомление, снижается общая работоспособность, поэтому необходимо восстановить силы.
Внешние признаки утомления представлены в табл. 2.
Таблица 2
Признаки | Степень утомления | ||
---|---|---|---|
легкая | значительная | очень большая | |
Окраска кожи лица и туловища | Небольшое покраснение | Значительное покраснение | Резкое покраснение, побледнение, появление синюшности губ |
Потливость | Небольшая, чаще на лице | Большая в области головы и туловища | Очень сильная, выступание соли |
Дыхание | Учащенное ровное | Значительно учащенное, периодически – через рот | Резко учащенное, поверхностное, появление одышки |
Движения | Не нарушены | Неуверенные | Покачивания, нарушение координации, дрожание конечностей |
Внимание | Хорошее; выполнение движений безошибочное | Рассеянное; выполнение движений неточное | Плохое; выполнение движений замедленное |
Самочувствие | Хорошее | Усталость, сердцебиение, одышка и т.д. | Сильная усталость, боль в ногах, головокружение, одышка, шум в ушах, головная боль, тошнота и др. |
В спортивной деятельности существует ряд средств для восстановления функциональных возможностей организма: оптимальный режим сна и активного отдыха, рациональное питание, водные и физиотерапевтические процедуры, массаж, баня, прием витаминных препаратов, а в ряде случаев и биологических, а также лекарственных стимуляторов.
Данные средства можно использовать как ежедневно, например, занятия гимнастикой, душ, прием витаминов и т.д., так и еженедельно (массаж, баня, физиотерапевтические процедуры и т.д.).
Преодолей себя!
Необходимо обратить внимание на один из главных аспектов самостоятельных тренировок – психологический. Каждый занимающийся должен осознавать важность и необходимость начатого дела и ради этого преодолевать себя. Сделать это поначалу бывает очень сложно.
Ощутимый положительный результат, которого хотелось бы достичь каждому, наступает далеко не сразу. Наоборот, после первых тренировок появляется боль в мышцах и суставах – это нормальная реакция организма на физическую нагрузку. Трудно отказаться от привычного образа жизни, подавить отрицательные эмоции – для этого нужно иметь силу воли.
Только преодолевая лень, не жалуясь на трудности и продолжая заниматься самостоятельно, можно воспитать характер, укрепить волю, добиться уверенности в своих силах.
Владимир Кондюков ,
учитель физкультуры, Москвитинская СОШ, с. Москвитино, Амурская обл.