В фокусе внимания |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Требования к режиму образовательного процесса
В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» программы, методики и режимы воспитания и обучения в части гигиенических требований допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным нормам. Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны быть включены в объем максимально допустимой нагрузки. При 35-минутной продолжительности уроков во 2-х классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 ч, при 5-дневной – 25 ч. Продолжительность учебной недели для обучающихся в 5-х классах зависит от объема недельной учебной нагрузки и определяется в соответствии с табл. 1. Таблица 1
Продолжительность урока не должна превышать 45 мин. В 1-е классы принимаются дети восьмого или седьмого года жизни по усмотрению родителей. Прием в образовательное учреждение детей седьмого года жизни осуществляется при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев. Прием детей в 1-е классы осуществляется на основании заключения медицинской психолого-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению. Обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, следует проводить в условиях детского сада или образовательного учреждения с соблюдением всех гигиенических требований по организации обучения детей с шестилетнего возраста. Обучение детей в 1-м классе следует проводить с соблюдением следующих требований:
В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям общеобразовательного учреждения в 1-х классах применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки:
В начальных классах плотность работы обучающихся на уроках по основным предметам не должна превышать 80%. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, ухудшения зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению и математике. В оздоровительных целях в общеобразовательных учреждениях создаются условия для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении. Эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности обучающихся в объеме не менее 2 ч. Такой объем двигательной активности включает участие обучающихся в комплексе мероприятий для каждого учреждения: в проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, спортивного часа во время продленного дня, уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий и соревнований, дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой (Приложение 1). С этой же целью в школьные учебные планы для обучающихся I ступени рекомендуется включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм и др.). Учебные занятия следует начинать не ранее 8 ч утра без проведения нулевых уроков. В общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводится только в первую смену. В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, обучение в 1-х, 5-х, выпускных и классах компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену. В классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20. Продолжительность уроков в таких классах составляет не более 40 мин. Коррекционно-развивающие занятия должны быть включены в объем максимально допустимой недельной нагрузки, установленной для каждого возраста. Независимо от продолжительности учебной недели число уроков в день должно быть не более 5 в 1–4-х и не более 6 в 5–11-х классах. В целях реабилитации и сокращения сроков адаптации к требованиям общеобразовательного учреждения учащиеся компенсирующих классов получают необходимую помощь со стороны работников учреждения медико-психологической квалификации (психолога, педиатра, логопеда), а также родителей, пользуются техническими и наглядными пособиями. В малокомплектных общеобразовательных учреждениях формирование классов-комплектов определяется конкретными условиями и зависит от числа учащихся и учителей. Оптимальным является раздельное обучение детей I ступени разного возраста. Допускается объединение детей I ступени в один класс-комплект, при этом предпочтительно формировать два таких класса. Оптимальным является объединение в один класс-комплект учащихся 1-х и 3-х (1 + 3), 2-х и 3-х (2 + 3), 2-х и 4-х классов (2 + 4). Для предупреждения утомления детей необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно четвертых и пятых) уроков на 5–10 мин., кроме уроков физкультуры. В тех учреждениях, где со 2-го класса применяется программированное обучение с использованием аудиовизуальных средств, должна соблюдаться предельно допустимая длительность работы детей с программными материалами: на уроках письма во 2-м классе – не более 20 мин., в 3-м – не более 25 мин.; на уроках математики во 2-м классе – не более 15 мин., в 3-м – не более 20 мин. На уроках чтения использование аудиовизуальных средств допустимо только в качестве звуковых наглядных пособий. Независимо от ступени обучения наполняемость комплектов из двух классов должна составлять не более 25 человек, а из трех-четырех классов – не более 15. При использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных средств обучения длительность их применения в учебном процессе устанавливается согласно табл. 2. Таблица 2
В течение недели количество уроков с применением технических средств обучения не должно превышать для обучающихся I ступени 3–4, обучающихся II и III ступеней – 4–6. При использовании на уроках компьютерной техники непрерывная длительность занятий непосредственно с дисплейным терминалом (ВДТ) и проведение профилактических мероприятий должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к дисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам. После занятий с ВДТ необходимо проводить гимнастику для глаз, которая выполняется на рабочем месте (Приложение 2). Общая длительность практической работы для обучающихся в 1–2-х классах – 20–25 мин., для обучающихся в 3–4-х классах – 30–35 мин. Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью для первоклассников должна составлять не более 5 мин., для обучающихся во 2–3-х классах – 5–7 мин., в 4-х – 10 мин., а при работе с деревом и проволокой – не более 3–4 мин. Длительность практической работы на уроках труда для обучающихся в 5–7-х классах не должна превышать 65% времени занятий; непрерывной работы по основным трудовым операциям для обучающихся в 5-х классах – не более 10 мин., в 6-х – 12 мин., в 7-х – 16 мин. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует организовывать в дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий устраивают перерыв продолжительностью 45 мин. В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Для обучающихся в 5–9-х классах сдвоенные уроки допускаются при проведении лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание). Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для обучающихся в 5–9-х классах допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 мин. В 10–11-х классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам. При составлении расписания уроков следует чередовать в течение дня и недели для обучающихся I ступени основные предметы с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физкультуры, а для обучающихся II и III ступеней обучения – предметы естественно-математического и гуманитарного циклов. Расписание уроков строится с учетом статистики умственной работоспособности учащихся в течение учебного дня и учебной недели. Домашние задания учащимся следует задавать с учетом возможности выполнения в следующие сроки: в 1-м классе (со второго полугодия) – до 1 ч, во 2-м – до 1,5 ч, в 3–4-м – до 2 ч, в 5–6-м – до 2,5 ч, в 7–8-м – до 3 ч, в 9–11-м классах – до 4 ч. Работа групп продленного дня строится в соответствии с действующими требованиями Минздрава России по организации и режиму работы групп продленного дня. В группах продленного дня продолжительность прогулки для обучающихся I ступени составляет не менее 2 ч, для обучающихся II ступени – не менее 1,5 ч. Самоподготовку следует начинать с 16 ч дня. Продолжительность самоподготовки определяется классом обучения. Гигиенические требования
к расписанию уроков Современными научными исследованиями установлено: лучшее состояние умственной работоспособности у детей школьного возраста наблюдается с 10 до 12 ч утра. В это время отмечается наибольшая эффективность усвоения материала учащимися при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени основные предметы должны проводиться на вторых – третьих уроках, а для обучающихся II и III ступеней – на вторых, третьих, четвертых уроках. Неодинакова умственная работоспособность обучающихся и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале недели (понедельник) и в конце (пятница). Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются либо наиболее сложные предметы, либо средние и легкие по трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на вторых – четвертых уроках в середине учебной недели. При составлении расписания уроков рекомендуем пользоваться таблицей И.Г. Сивкова (1975), в которой трудность каждого предмета оценивается в баллах (табл. 3). Таблица 3
При составлении расписания уроков для учащихся 9–11-х классов, следует распределять учебную нагрузку в течение недели так, чтобы наибольшее суммарное количество баллов в день по сложности предметов приходилось на вторник и (или) среду, а для учеников 5–8-х классов – на вторник и четверг, чтобы учебная нагрузка в среду была меньше. Расписание составлено неправильно, если наибольшее число баллов приходится на крайние дни недели или одинаково в течение всей недели. Требования к организации медицинского обслуживания учащихся Во всех общеобразовательных учреждениях имеются медицинские работники средней квалификации и врачи-педиатры. Обучающиеся в общеобразовательных учреждениях проходят медицинские осмотры в соответствии с действующими требованиями, предъявляемыми федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения и образования. Во всех видах общеобразовательных учреждений организуется комплексное оздоровление детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, с включением в его структуру психолого-педагогической коррекции. Все работники учреждения проходят обязательные профилактические осмотры в установленном порядке. Администрация и медицинские работники общеобразовательных учреждений с углубленным изучением отдельных предметов, гимназий и лицеев при поступлении в них детей с хроническими заболеваниями должны разъяснять родителям, что обучение в таких учреждениях является дополнительным фактором риска для здоровья ребенка. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Комплекс упражнений
физкультурных минуток Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках физкультурных минуток для снятия локального утомления, а также общего воздействия. Физкультурные минутки
для улучшения мозгового кровообращения 1. И.п. – сидя на стуле. Физкультурные минутки
для снятия утомления с плечевого пояса и рук 1. И.п. – стоя или сидя, руки на пояс. Физкультурные минутки
для снятия утомления с туловища 1. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. Комплекс упражнений физкультурных минуток
для учащихся I ступени
на уроках с элементами письма 1. Упражнение для улучшения мозгового кровообращения. И.п. – сидя, руки на поясе. 2. Упражнение для снятия утомления мелких мышц кисти. И.п. – сидя, руки подняты вверх. 3. Упражнение для снятия утомления мышц туловища. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. Повторить 4–6 раз. Темп средний. 4. Упражнение для концентрации внимания. И.п. – стоя, руки вдоль туловища. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Комплекс упражнений гимнастики для глаз
Фото с сайтов:
Редакция |