Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №6/2009
События. Факты. Комментарии

Хрустальная кроссовка

20 декабря в гимнастическом зале Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (РГУФКСиТ) состоялись соревнования по спортивной аэробике для инвалидов. Хотя они и не отличались особой торжественностью и размахом, но заставили задуматься о многочисленных проблемах в организации работы по развитию физкультуры и спорта для инвалидов.

Ожидания

Признаюсь, что, отправляясь на первые в моей жизни соревнования для инвалидов, я очень волновался. Причем это были совершенно иные волнения, чем испытывает спортсмен перед стартом или тренер перед началом выступления своих подопечных. Мое беспокойство было вызвано ожиданием встречи с людьми, которым в силу своих заболеваний или травм не под силу выполнять все то, что могут другие. При этом желание преодолеть себя и добиться успехов у них намного больше, чем у абсолютно здоровых людей.

Перед входом в университет я заметил большую группу взрослых с детьми. Вроде бы ничего особенного – мало ли сколько различных мероприятий проводится в Спортивном университете за один день? Но именно люди, и прежде всего дети, из этой группы оказались теми самыми спортсменами, которые участвовали в соревнованиях «Хрустальная кроссовка». Такое название было выбрано не случайно. Главный организатор соревнований Виталия Викторовна ГЛУХОВА считает, что имеет дело с особым, «хрупким» контингентом занимающихся, к которым нужен не просто индивидуальный, а чуткий, душевный подход.

Соревнования

В самих соревнованиях принимали участие и дети, и взрослые. Организаторы не делали никакого акцента на заболеваниях спортсменов. Соревнования проводились по двум видам программы: упражнения на больших мячах (фитболах) и на степах. В этих двух видах программы Спортсмены (несмотря специфику выступлений участников, мне хочется называть их именно Спортсменами, причем с большой буквы) выступали в различных номинациях: «Новички», «Группа», «Семья», «Соло».

Сама организация соревнований не отличалась пафосом и торжественностью, но праздник от этого не стал менее значимым для его участников. Чтобы понять это, достаточно просто заглянуть в глаза Спортсменов: в них – радость, желание участвовать и показать все то, к чему они готовились весь год. Не поверите, но порой такого блеска не видно даже у здоровых детей, постоянно участвующих в соревнованиях.
А как Спортсмены поддерживали друг друга! У них совершенно отсутствовали зависть и негативное отношение к соперникам. Каждый желал другим успешного выступления и самыми громкими аплодисментами подбадривал выход новых участников на гимнастический ковер.

Каждый участник – чемпион

На мои вопросы: «Нужны ли такие соревнования? Ведь любое соперничество подчеркивает преимущество одного человека над другими. Не является ли поражение в таких состязаниях моральной травмой для их участников?» – организаторы и родители Спортсменов ответили единодушно: «Да, нужны!» Соревнования для них – главный стимул тренировок на протяжении всего года. За это время они сами составляют комбинации, подбирают упражнения, которые может выполнять вся группа, подбирают музыку, помогают друг другу. Поражения в соревнованиях для их участников не трагедия – это тоже урок, новый трамплин к самосовершенствованию и продолжению занятий.

Организаторы соревнований отмечают наградами всех участников. Поэтому каждый Спортсмен чувствует себя победителем. И все же распределение мест помогает участникам понять, над чем каждому из них нужно работать в дальнейшем.

По ту сторону занавеса

К сожалению, не все мои эмоции на этих соревнованиях были положительными. Дело в том, что одновременно со спортивным праздником для инвалидов в спортивном зале была запланирована тренировка гимнасток из ДЮСШ № 58 (зал РГУФКСиТа позволяет одновременно проводить несколько мероприятий). Узнав о том, что юным гимнасткам придется делить зал с инвалидами, тренер спортивной школы отложила тренировку на два часа. Когда спортивная часть программы завершилась и осталось только провести церемонию награждения, в зале появились юные гимнастки.


Как только участники соревнований освободили гимнастический ковер для пришедших и перешли в другую часть помещения, между двумя частями большого зала опустился занавес, отделявший гимнасток от спортсменов-инвалидов. Казалось бы, что в этом особенного? Стандартная рабочая ситуация. И все же такой поступок тренеров оставил в душе очень неприятный осадок: будто спортсменам-инвалидам настойчиво дали понять, что для них праздник завершен. Самое неприятное – ни у тренеров, ни у родителей юных гимнасток, пришедших на тренировку вместе со своими детьми, такие действия не вызвали ни сомнений, ни колебаний. У них, судя по всему, не возникло даже мысли о том, какой пример они подают детям, проводя эту жирную черту в виде большого занавеса между здоровыми спортсменами и инвалидами. Ограждая своих детей от просмотра соревнований для инвалидов, от любого, даже зрительного, прикосновения к миру других, не совсем здоровых, но достойных людей, сможем ли мы воспитать чутких, внимательных и заботливых граждан? Тем более грустно, что инвалидов противопоставили гимнастам. А ведь гимнастика – один из самых травмо­опасных видов спорта: одно неудачное приземление, одна ошибка – и ты тоже можешь оказаться по ту сторону занавеса. Таких примеров в истории спорта огромное множество.

Из разговора с Верой ХОМЯКОВОЙ, мамой одной из участниц соревнований, я понял, что и дети, и взрослые к такому отношению уже привыкли, их психика адаптировалась к подобной реакции общества. У большинства россиян инвалиды ассоциируются с нищими, обездоленными, просящими милостыню людьми. Увидев инвалида, многие люди поспешно отворачиваются – то ли виновато, то ли брезгливо, то ли чтобы просто отделить, избавить себя от ненужных мыслей. И даже если некоторые из нас потом решатся посмотреть на него, смогут ли они вот так запросто, как мы делаем это со здоровыми людьми, вступить в беседу с инвалидом? Согласитесь, куда проще опустить занавес или отвернуться.

В наше время в каждом спортивном вузе создается кафедра адаптивной физкультуры, на которой готовят специалистов по работе с инвалидами, в том числе и в РГУФКСиТе. Почему же тогда такое отношение к инвалидам демонстрируется в одном из главных физкультурных вузов страны? Что это, как не профанация работы? Радует, что в университете вдоль каждой лестницы установлены пандусы для инвалидных колясок. Но разве только в этом заключаются поддержка спортсменов-инвалидов, уважение к ним и принятие их как полноценных членов общества?

Врозь или вместе?

Известно, что есть два варианта обучения детей-инвалидов. Первый существовал в советской модели образования, когда они учились совершенно отдельно от здоровых детей и в обществе складывалось мнение, будто инвалидов в стране нет. Все программы работы с населением были рассчитаны только на здоровых людей.

Второй вариант распространен во всем мире и только-только начинает использоваться в нашей стране: когда дети-инвалиды и здоровые дети интегрируются в процессе образования. Естественно, все это решается индивидуально и зависит от конкретного заболевания. Ведь не каждый ребенок с нарушениями в развитии может приспособиться к обучению вместе с абсолютно здоровыми детьми. Но если это удается, то в выигрыше остаются все. Инвалиды не чувствуют себя ущемленными, так как постоянно находятся вместе со здоровыми детьми. А те, в свою очередь, при этом учатся понимать проблемы инвалидов, правильно вести себя, организовывать свое общение, совместную работу. А в итоге – по-доброму относиться ко всем людям вне зависимости от состояния здоровья.

Уверен, что у любого учителя физкультуры хоть однажды на уроке дети подсмеивались над своими одноклассниками, у которых не получалось выполнить то или иное физическое упражнение. Как вы думаете, посмеются ли дети над ребенком-инвалидом, который не может выполнить то же упражнение, что и они? Нет. Более того, они найдут этому объяснение и сами предложат сделать то, что ему под силу. Опыт подобных жизненных ситуаций здоровые дети пронесут через всю жизнь. Но важно и другое: готовы ли к совместным занятиям учителя? Ведь в таком случае требования к их работе ощутимо повышаются, методики меняются. Согласитесь, достаточно трудно провести урок физкультуры в классе, в котором есть дети-инвалиды. Тем более что пока этому нигде не учат.

Паралимпийский спорт: для всех или для избранных?

Мы знаем, что отношение к инвалидам в обществе меняется. Теперь мы не стесняемся и открыто говорим об их нуждах и проблемах. Но так ли много сделано? Соревнования «Хрустальная кроссовка» в очередной раз заставили задуматься над глобальными проблемами физкультуры и спорта для инвалидов.

Одной из главных причин поражения Москвы на выборах городов – претендентов на проведение Олимпийских игр 2012 г. была неприспособленность спортивных объектов для обеспечения участия инвалидов. Согласно требованиям МОК, в городе, который явился столицей Олимпийских игр, по их окончании проводятся и Паралимпийские игры. Спортивные сооружения, построенные к Олимпиаде 1980 г., таким требованиям не отвечают, так как тогда в этом не было необходимости. Перестраивать же их оказалось очень сложно – куда проще построить новые объекты, как это делается в Сочи.


В последнее время больше внимания уделяется паралимпийскому движению. Это и понятно: успехи наших спортсменов-инвалидов на последних Паралимпийских играх достойны уважения – они даже превосходят результаты наших олимпийцев. Отрадно, что спортивные телевизионные каналы стали больше транслировать Паралимпийские игры, нашим сборным стали выделять все больше средств на подготовку. Знакомая ситуация: огромные деньги затрачиваются на сборные команды страны, но как-то забывается о том, что следует поддерживать в большем объеме и массовый спорт.

Физическим воспитанием инвалидов на местах занимаются в основном общественные организации, клубы, которые существуют за счет весьма скромного финансирования. Нам легче создать модель спортивно выстроенного общества, готовить ближайший резерв для сборных команд страны, округа, города. Но как быть с теми людьми, которые не будут выступать в крупных соревнованиях, которым нужна физкультура как образ жизни, а не как средство реализации спортивных амбиций?

Пока есть Надежда

Прошедшие соревнования были организованы городским социокультурным клубом «Надежда», расположенным в Восточном округе Москвы. В клубе занимаются как абсолютно здоровые дети, так и инвалиды – каждый может найти себе занятие по душе. При этом у здоровых детей и взрослых нет никакого смущения или чувства дискомфорта.

Клуб не стал ждать никаких рекомендаций, разрешительных писем сверху – руководство самостоятельно приняло решение об интеграции своих посетителей в процессе работы.

Кроме того, в штате клуба есть и преподаватели-инвалиды. Благодаря этому занимающиеся понимают, что они тоже могут найти возможность трудоустройства и быть востребованными в будущем.

Родителям детей-инвалидов клуб дает уникальную возможность не только позаниматься спортом вместе с детьми, получить физическую нагрузку, но и пообщаться друг с другом, обсудить схожие проблемы, решить общие задачи, а главное – ощутить себя нужными другим.

Вера Хомякова рассказывала, что, когда ее дочери поставили диагноз «олигофрения», все буквально отвернулись от нее. Ни одна школа не принимала девочку на учебу. Мама была вынуждена учить ее самостоятельно. И во многом помогал ей клуб «Надежда», в который они ходили вместе. Сейчас дочери уже больше 30 лет, но они продолжают тренировки и на этот раз стали победителями в номинации «Семья». И это лишь один из примеров. Уверен, так у каждого участника клуба в сердце появляется надежда. И это не игра слов – в этом есть большой и глубокий смысл. Клуб «Надежда» дает ту самую веру в себя, в свои силы, которые помогают преодолевать трудности, реализовывать себя в жизни.

Послесловие

Готовя этот материал, я постоянно ловил себя на мысли, что меня буквально коробит от слова «инвалид», когда я представляю себе тех самых Спортсменов, которых увидел на соревнованиях. Удивительно, но официально мы характеризуем инвалидов как людей с отклонениями в физическом развитии. С отклонениями… Во всем мире их называют special needs, что переводится как «специальные нужды». Чувствуете разницу: «отклонения в развитии» и «нужды»? Если мы поймем, что инвалиды – это люди не с отклонениями в развитии, а просто люди, у которых есть специфические потребности, к которым просто нужен специальный подход, – может, тогда наше отношение к ним начнет меняться. Это потребует определенных усилий, изменения взглядов, привычек, отказа от стереотипов. Но главное – мы должны эту необходимость перемен осознать, понять.

Понять и принять.

Алексей Машковцев ,
Заместитель главного редактора газеты «Спорт в школе». АНО «Школа «Премьер», Москва

Рейтинг@Mail.ru