Содержание материала |
Дозировка |
Организационно-методические указания |
Подготовительная часть |
1. Построение, расчет, объяснение задач урока |
1 мин. |
Построение в одну шеренгу |
2. Разминка в воде: |
2 мин. |
Организованный вход в воду, распределение учащихся по дорожкам, определение очередности плавания |
– проплыть 50 м: 25 м – способом на боку, 25 м – брассом на спине |
50 м |
Следить за техникой плавания |
3. Преодоление водных преград:
|
6 мин. |
|
– с помощью подручных средств (плавательной доски) |
50 м |
Плавательную доску держать за верхний край. Проплыть 25 м кролем на груди, затем 25 м брассом |
– в одежде с помощью подручных средств (плавательной доски) |
50 м |
Надеть майки. Проплыть 25 м кролем на груди, затем 25 м брассом |
– в одежде без помощи подручных средств |
50 м |
Проплыть 25 м кролем на груди, затем 25 м брассом |
Основная часть |
1. Подплывание к тонущему: |
5 мин. |
|
– со стороны спины |
2 мин. |
Оценить обстановку, выбрать способ плавания |
– с нырянием |
2 мин. |
На расстоянии 2 м от тонущего нырнуть под воду так, чтобы плечи спасателя оказались на уровне колен утопающего. Затем одновременно толкнуть кистью левой руки правое колено тонущего от себя, а кистью правой руки резко подтянуть его левое колено к себе. Повернуть утопающего к себе спиной |
2. Освобождение от захватов: |
10 мин. |
|
– при захвате за шею спереди |
2 мин. |
Взяться двумя кистями за локти тонущего и, отталкивая их кверху, резко погрузиться вниз (см. рис. 1, а) |
– при захвате за шею сзади |
2 мин. |
Верхнюю руку тонущего взять одной рукой за кисть, а другой за локоть снизу. Поднять локоть кверху и быстро опустить свою голову и туловище вниз (см. рис. 1, б, в) |
– при захвате за туловище сзади над руками |
2 мин. |
Резко поднять колени к груди и сделать кувырок назад (см. рис. 2, а) |
– при захвате за туловище сзади под руками |
2 мин. |
Отвести большие пальцы тонущего в стороны, а самому опуститься вниз (см. рис. 2, б) |
– при захвате за туловище спереди под руками |
2 мин. |
Сделать глубокий вдох и резко опуститься вместе с тонущим на дно |
3. Способы транспортировки: |
10 мин. |
|
– первый |
3 мин. |
Взять тонущего за нижнюю челюсть, лечь на спину, выпрямить руки. Плыть брассом на спине (см. рис 3, а) |
– второй |
3 мин. |
Просунуть со стороны спины утопающего свою руку под мышку его одноименной руки и взять его за подбородок. Лечь на правый (левый) бок и, работая правой (левой) рукой и ногами, транспортировать пострадавшего (см. рис. 3, б). Пострадавший лежит на спине |
– третий («Морской захват») |
4 мин. |
Со стороны груди тонущего спасатель просовывает руку под мышку его одноименной руки и кистью захватывает нижнюю часть предплечья или плечо другой руки. Плыть на правом (левом) боку, работая ногами и правой (левой) рукой. Пострадавший лежит на спине (см. рис. 3, в) |
Заключительная часть |
1. Ныряние в глубину и на дальность: |
4 мин. |
|
– ныряние в глубину
Игра «Водолазы»
Группа делится на две команды и располагается у противоположных бортиков бассейна. Преподаватель начинает разбрасывать равное количество резиновых колец или хоккейных шайб. Команды считают вслух. По команде или сигналу преподавателя команды начинают собирать предметы со дна бассейна, ныряя с открытыми глазами, затем быстро выходят из воды и садятся на бортик лицом друг другу. Побеждает команда, успевшая собрать больше предметов и быстрее выйти из воды |
2 мин. |
Команды играют на глубине. При погружении на дно используются способы погружения ногами вниз или головой вниз. Игру можно повторить 2 или 3 раза. |
– ныряние на дальность
И.п. – стоя спиной у бортика на мелкой части. Нырнуть под воду и проплыть 10 м под водой |
2 мин. |
Слой воды над спасателем – 40–50 см. Плыть одним из способов передвижения под водой |
2. Построение, расчет, подведение итогов |
2 мин. |
Построение в шеренгу по одному. Подведение итогов игры и ныряния. Выставление отметок, поощрение наиболее активных учащихся. Указание на типичные ошибки |