Продолжение. Начало см. в № 6
8-й класс
Передачи мяча двумя руками от груди
Передачи мяча двумя руками от груди в течение 30 сек.
Трое или четверо учащихся (экзаменуемые) располагаются за лицевой линией волейбольной площадки перед стеной на расстоянии 2,5 м.
Другие 3–4 ученика – судьи – располагаются сбоку от экзаменуемых. По сигналу учителя учащиеся выполняют передачи в стену двумя руками от груди, а судьи подсчитывают количество передач в течение 30 сек.
Ошибки
• передачи с линии (заступ);
• передачи одной рукой от груди.
Оценивание
Мальчики
• «5» – 26 передач;
• «4» – 24 передачи;
• «3» – 23 передачи.
Девочки
• «5» – 24 передачи;
• «4» – 22 передачи;
• «3» – 20 передач.
Броски мяча в кольцо в прыжке
с расстояния 1,5–2 м
Бросок в прыжке – это бросок в безопорном положении тела во время прыжка.
И.п. – то же, что при броске с места (см. учебный материал для 5-го класса), но игрок находится в воздухе и выпускает мяч из рук в наивысшей точке прыжка.
Учащиеся располагаются по 3–4 человека на расстоянии 1,5–2 м от кольца и поочередно выполняют броски.
Ошибки
• неверное исходное положение;
• несогласованность движений рук и ног;
• потеря равновесия в полете;
• отсутствие работы кисти.
Броски мяча в кольцо с места
Броски мяча с места с трех точек в кольцо. Каждый ученик должен выполнить 5 бросков.
Оценивание
Мальчики
• «5» – 8 попаданий;
• «4» – 6 попаданий;
• «3» – 5 попаданий.
Девочки
• «5» – 7 попаданий;
• «4» – 5 попаданий;
• «3» – 4 попадания.
Броски мяча в кольцо
с двух шагов после ведения
У каждого ученика есть 10 попыток для выполнения броска мячом в кольцо после ведения и двух шагов (см. учебный материал для 7-го класса).
Оценивание
Мальчики
• «5» – 7 попаданий;
• «4» – 6 попаданий;
• «3» – 3 попадания.
Девочки
• «5» – 6 попаданий;
• «4» – 5 попаданий;
• «3» – 3 попадания.
9-й класс
В 9-м классе происходит в основном совершенствование ранее изученного материала, но на более высоком уровне: увеличиваются скорость движения и количество передач. Поэтому детям предлагаются новые контрольные упражнения.
Передачи мяча в тройках без смены мест
с продвижением вперед
Передача мяча в тройках со сменой мест
(«восьмерка»)
И.п. – то же, что и в предыдущем упражнении. Игрок № 1 делает передачу игроку № 2 и бежит за мячом. Игрок № 2 передает мяч игроку № 3 и бежит за мячом; игрок № 3 передает мяч № 1 и тоже бежит вслед за мячом. Во время этих передач игроки двигаются вперед к противоположному кольцу.
Упражнения выполняются как с ведением, так и без ведения мяча. Упражнение завершается броском мяча в кольцо. Затем игроки меняются местами, чтобы каждый раз бросок выполнялся следующим по очереди игроком.
Ошибки
• передача мяча адресуется игроку «не на выход»;
• прием мяча на месте, а не в движении;
• пробежка.
У каждого игрока есть 3 попытки броска.
Оценивание
Юноши
• «5» – 2 попадания, упражнение выполнено без ошибок;
• «4» – 1 попадание, допущена одна ошибка;
• «3» – 0 попаданий в кольцо, допущено более одной ошибки.
Девушки
• «5» – 1 попадание, допущено не более 1 ошибки;
• «4» – 0 попаданий, допущена одна ошибка;
• «3» –допущено две и более ошибок.
Броски мяча в кольцо с места
с линии штрафного броска
У каждого ученика есть 10 попыток.
Оценивание
Юноши
• «5» – 5 попаданий;
• «4» – 4 попадания;
• «3» – 2 попадания.
Девушки
• «5» – 4 попадания;
• «4» – 3 попадания;
• «3» – 1 попадание.
Передачи мяча в стену (без смены места)
с расстояния 2,5 м в течение 30 сек.
Оценивание
Юноши
• «5» – 28 передач;
• «4» – 26 передач;
• «3» – 22 передачи.
Девушки
• «5» – 26 передач;
• «4» – 24 передачи;
• «3» – 20 передач.
Броски мяча с трех точек в кольцо
Упражнение выполняется так же, как аналогичное, описанное ранее, но точка № 2 находится на линии штрафного броска.
Оценивание
Юноши
• «5» – 9 попаданий;
• «4» – 7 попаданий;
• «3» – 5 попаданий.
Девушки
• «5» – 7 попаданий;
• «4» – 5 попаданий;
• «3» – 4 попадания.
Броски мяча с двух шагов после ведения
Учащиеся выполняют по 10 бросков в кольцо (см. учебный материал для 7-го класса).
Оценивание
Юноши
• «5» – 8 попаданий;
• «4» – 6 попаданий;
• «3» – 4 попадания.
Девушки
• «5» – 7 попаданий;
• «4» – 6 попаданий;
• «3» – 4 попадания.
Гонка преследования
Игрок № 1 с мячом располагается у кольца, а игрок № 2 – у стойки в середине центрального круга.
По сигналу учителя игрок № 1 начинает ведение мяча к стойке, обводит ее и выполняет бросок в кольцо после ведения и двух шагов.
Игрок № 2 выполняет ведение мяча, делает два шага и бросает мяч в кольцо, затем повторяет действия игрока № 1. Таким образом, игроки двигаются друг за другом.
На выполнение упражнения дается 1 мин. После этого подсчитывается количество попаданий.
Оценивание
Юноши
• «5» – 7 попаданий;
• «4» – 6 попаданий;
• «3» – 4 попадания.
10-й класс
Ловля высоко летящих мячей в прыжке
после отскока от щита
Вариант 1. Игроки выстраиваются в 2 шеренги на расстоянии 2–3 м друг от друга. Игрок № 1 набрасывает мяч игроку № 2; тот прыгает вверх, вытягивая руку навстречу мячу; пальцы согнуты и широко расставлены. В тот момент, когда мяч пойман, рука сгибается в локте, скорость полета мяча уменьшается, и игрок ловит его другой рукой.
Вариант 2. Игрок располагается у щита на расстоянии 1–1,5 м от него, бросает мяч в щит одной рукой, прыгает вверх, ловит мяч и, не приземляясь, вновь отправляет его в щит, и т.д.
Ошибки
• нет уступающего движения руки;
• рука не двигается навстречу мячу;
• мяч пойман не в наивысшей точке прыжка.
Вариант 3. Находясь на расстоянии 1,5 м от щита, ученик бросает мяч и ловит его в прыжке, затем снова делает бросок в щит; вместо третьей попытки броска в щит бросает мяч в кольцо.
Оценивание
• «5» – упражнение выполнено без ошибок с попаданием мяча в кольцо;
• «4» – упражнение выполнено правильно, но без попадания мяча в кольцо;
• «3» – допущена одна и более ошибок.
Передача мяча в движении с сопротивлением
Игроки № 1 и № 2, передавая мяч друг другу, двигаются в направлении кольца № 2, а игрок № 3, отступая, пытается перехватить мяч.
Ведение мяча с сопротивлением
Игрок № 1 ведет мяч в направлении кольца, а игрок № 2, отступая, пытается выбить мяч.
Броски с места. Штрафной бросок
Учащиеся выполняют 10 штрафных бросков.
Оценивание
Юноши
• «5» – 6 попаданий;
• «4» – 5 попаданий;
• «3» – 4 попадания.
Девушки
• «5» – 5 попаданий;
• «4» – 4 попадания;
• «3» – 3 попадания.
Тест. Передачи мяча в стену за 30 сек. с расстояния 2,5 м.
Оценивание
Юноши
• «5» – 30 передач;
• «4» – 27 передач;
• «3» – 25 передач.
Девушки
• «5» – 26 передач;
• «4» – 24 передачи;
• «3» – 20 передач.
Броски мяча с двух шагов после ведения
Учащиеся выполняют 10 бросков в кольцо с двух шагов после ведения, обводя препятствия.
Оценивание
Юноши
• «5» – 8 попаданий;
• «4» – 7 попаданий;
• «3» – 6 попаданий.
Девушки
• «5» – 7 попаданий;
• «4» – 6 попаданий;
• «3» – 5 попаданий.
Тест. По сигналу учителя игрок № 1 начинает ведение мяча к стойке, обводит ее и выполняет бросок в кольцо после ведения и двух шагов. Игрок № 2 ведет мяч, делает два шага и бросает мяч в кольцо, затем повторяет действия игрока № 1 (см. учебный материал для 9-го класса).
На выполнение упражнения дается 1 мин. Затем подсчитывается количество попаданий.
Оценивание
Юноши
«5» – 8 попаданий;
«4» – 7 попаданий;
«3» – 6 попаданий.
Девушки
«5» – 5 попаданий;
«4» – 4 попадания;
«3» – 2 попадания.
11-й класс
Ловля мяча с полуотскока
Это упражнение выполняют в том случае, если мяч, не долетев до игрока, ударяется о пол. В этом случае он идет к мячу, держа ноги согнутыми в коленях, руки слегка согнуты в локтях и опущены вниз. Одна нога, выставленная вперед, должна оказаться возле точки отскока мяча от пола. В момент отскока ученик обхватывает мяч кистями рук сверху и сбоку, затем быстро подносит его к груди.
Передачи мяча с отскоком от пола
Два игрока на расстоянии 3–4 м друг от друга передают друг другу мяч с отскоком от пола.
Взаимодействие игроков в нападении
Вариант 1. Быстрый отрыв.
Игроки № 1 и № 2 располагаются у кольца. Игрок № 1 бросает мяч в щит, игрок № 2 ловит отскочивший мяч, после чего игрок № 1 делает ускорение к другому кольцу, а игрок № 2 делает ему передачу «на выход».
Вариант 2. – то же, но, поймав мяч, игрок № 1 ведет его в угол площадки, а игрок № 2 быстро приближается к кольцу и, получив мяч, делает бросок.
Совершенствование техники изученных упражнений
Тест. Ловля высоко летящих мячей в прыжке после отскока от щита.
Находясь на расстоянии 1,5 м от щита, игрок бросает мяч в щит и ловит его в прыжке, затем снова бросает мяч, и т.д. Поймав мяч в четвертый раз, он бросает мяч в кольцо.
Оценивание
• «5» – упражнение выполнено без ошибок с попаданием мяча в кольцо;
• «4» – упражнение выполнено правильно, но без попадания мяча в кольцо;
• «3» – допущена одна и более ошибок.
Тест. Учащиеся выполняют 10 штрафных бросков.
Оценивание
Юноши
• «5» – 7 попаданий;
• «4» – 6 попаданий;
• «3» – 4 попадания.
Девушки
• «5» – 5 попаданий;
• «4» – 4 попадания;
• «3» – 3 попадания.
Тест. Передачи мяча в стену за 30 сек. с расстояния 2,5 м.
Оценивание
Юноши
• «5» – 31 передача;
• «4» – 28 передач;
• «3» – 26 передач.
Девушки
• «5» – 27 передач;
• «4» – 25 передач;
• «3» – 22 передачи.
Тест. Учащиеся выполняют 10 бросков в кольцо с двух шагов после ведения, обводя препятствия (см. учебный материал для 10-го класса).
Оценивание
Юноши
• «5» – 9 попаданий;
• «4» – 8 попаданий;
• «3» – 7 попаданий.
Девушки
• «5» – 8 попаданий;
• «4» – 7 попаданий;
• «3» – 6 попаданий.
Тест. Учащиеся выполняют ведение мяча, делают два шага и бросают мяч в кольцо. На выполнение задания дается 1 мин. (см. учебный материал для 9-го и 10-го классов).
Оценивание
Юноши
• «5» – 9 попаданий;
• «4» – 8 попаданий;
• «3» – 7 попаданий.
Девушки
• «5» – 6 попаданий;
• «4» – 5 попаданий;
• «3» – 3 попадания.