Уровень нагрузки на уроке или во время тренировки лучше всего контролировать по частоте сердечных сокращений (ЧСС). Очень важно научить детей измерять свой пульс уже в начальной школе. Но так ли это просто, как кажется? И можно ли оценить такие умения? |
Загляни в программу
«Проведите разминку и определите свой пульс». Вот уже больше 20 лет в нашей школе звучит это обращение к ребятам во время урока.
В школьной программе сказано, что, начиная с младших классов, ученик должен уметь вести наблюдения за частотой сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений и по мере взросления уметь самостоятельно определять характер получаемой нагрузки в зависимости от величины пульса. Казалось бы, что здесь такого? Все мы знаем, что такое разминочный пульс, пульс в покое, все участвовали в проведении PWC 170, владеют методикой определения показаний сердечного цикла в минуту.
Однако, как показала практика, одно дело – ознакомиться с требованиями программы, и совсем другое – вооружить этими знаниями своих учеников.
Первые затруднения
Первые трудности появляются еще в начальной школе: порой пульс на руке ребенка тяжело найти, не то что определить ЧСС. Тяжело сконцентрировать внимание всего класса на правильной постановке пальцев правой руки на точке запястья левой. Поэтому такая работа часто не приносит успеха, и приходится помогать то одному, то другому ученику, которые не могут найти пульс.
Вывод: начинать обучение определению пульса нужно в классе, сидя за партой. Атмосфера класса – небольшое пространство, ограниченное партами, – располагает к вниманию, в отличие от просторного спортивного зала, в котором сразу хочется побегать.
Можно использовать и другой прием: ребята работают в парах, т.е. измеряют пульс друг у друга. Это позволяет каждому ученику сконцентрироваться на подсчете чужого пульса и способствует более точной фиксации результата. К тому же ученикам младших классов очень интересно представить себя в роли докторов.
Как подсчитывать пульс?
В начальной школе лучше измерять пульс за 6 сек. и прибавлять ноль к полученному результату, чтобы узнать ЧСС за минуту. Специалисты-физиологи считают, что правильно считать ЧСС за 10 сек. и умножать на результат на 6 или за 15 сек., умножая результат на 4. Но уровень знаний по математике не позволяет сделать этого детям из начальной школы. Фиксировать ЧСС за 10–15 сек. можно только с учащимися старших классов – у них это не вызовет никакого затруднения.
Пульс до и после нагрузки
В качестве нагрузочного упражнения можно использовать Гарвардский степ-тест. Как провести его в начальной школе? Можно предложить детям домашнее задание: ребенок проводит исследование динамики ЧСС у своих родных и близких, измеряя пульс сначала в покое, затем – после предложенной своей разминки или Гарвардского теста и после отдыха; потом оформляет результаты в виде простой таблицы и дополняет рисунком.
По итогам выполненного домашнего задания можно провести выставку лучших работ учащихся. При этом работы, выполненные с помощью компьютера, не принимаются.
Ничего страшного нет в том, что на первом этапе у ребенка будет много ошибок, например, у бабушки после разминки оказался пульс 300 уд./мин. Главное, что домашнее задание было интересно выполнять и ребенку, и его родственникам.
Как оценить работу
ученика
При оценивании выполнения такого домашнего задания можно использовать те же критерии оценивания, что и на уроках.
Критерии оценивания на уроке физической культуры
Оценка «2» (плохо):
• не собран, плохо относится к учебе;
• не готовится к тестированию;
• плохо выполнил домашнее задание;
• безынициативен;
• мешает товарищам.
Оценка «3» (удовлетворительно):
• пытается обмануть учителя или одноклассников;
• при первой же возможности прекращает выполнять задание;
• малоактивен, всем своим видом демонстрирует, что ему на уроке неинтересно;
• невнимателен, неорганизован;
• пытается нарушить правила техники безопасности.
Оценка «4» (хорошо):
• делает только то, что ему интересно;
• интересуется предметом, не ставя перед собой больших задач;
• улучшает свою физическую подготовку;
• задает вопросы по теме урока.
Оценка «5» (отлично):
• активно работает, даже если тема урока ему не очень интересна;
• инициативен и внимателен;
• улучшает свою физическую подготовку;
• является помощником для учителя и примером для товарищей;
• соблюдает правила техники безопасности и придерживается кодекса честной игры.
Оценивание работы в течение учебной четверти
Оценивание результатов учащихся по итогам четверти осуществляется по трем критериям:
1) улучшение показателей развития физических качеств (скорости, силы, ловкости, выносливости, гибкости);
2) активность, организованность;
3) освоение учебного материала (теория и практика).