В фокусе внимания |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Государственная политика в области физической культуры и спорта
Физическая культура
на пути реформ
|
Год | Занимающихся физической культурой и спортом |
|
млн. человек | в % от общей численности населения | |
1998 | 11,8 | 8,0 |
1999 | 12,3 | 8,4 |
2000 | 12,8 | 8,6 |
2001 | 13,4 | 9,2 |
2002 | 14,1 | 9,8 |
2003 | 15,5 | 10,7 |
2004 | 16,6 | 11,5 |
2005 | 17,5 | 12.2 |
2006 | 18,5 | 13,0 |
Однако в настоящее время по этому показателю мы значительно отстаем от развитых стран, в которых физическими упражнениями на постоянной основе занимается до 60% населения, тогда как в Российской Федерации – только 13,0%.
Несовершенство государственного регулирования в физкультурно-спортивной сфере подтверждается заметным различием в показателях количества занимающихся физической культурой и спортом по федеральным округам (табл. 2). Например, в Приволжском федеральном округе это 16%, а в Южном федеральном округе – 11,3% от общей численности населения этих территорий.
Таблица 2
Федеральный округ | Год | |
2005 | 2006 | |
Южный | 10,1 | 11,3 |
Сибирский | 11,2 | 11,8 |
Центральный | 11,3 | 11,8 |
Северо-Западный | 11,9 | 12,6 |
Дальневосточный | 12,0 | 12,7 |
Уральский | 13,7 | 14,9 |
Приволжский | 15,1 | 16,0 |
Одним из факторов, обусловливающих столь низкие показатели, является недостаток специалистов, обеспечивающих этот процесс. Подобное положение дел в массовой физической культуре существовало всегда. Мы только должны более четко расставить акценты в управлении процессом, связанным с индивидуальными, самостоятельными занятиями физическими упражнениями.
Как отмечает В.А. Какузин, эти занятия нуждаются в четком планировании, организации и других атрибутах управления. По существу, в этой ситуации тренеры, педагоги и организаторы – заочные консультанты, а руководит своей физкультурной деятельностью сам занимающийся.
Согласно прогнозу, для наиболее эффективной реализации функций физической культуры (социальной, экономической, оздоровительной и др.) необходимо, чтобы в стране регулярно занималось физической культурой и спортом 30% населения. Такого уровня, по расчетам экспертов, мы можем достигнуть только к 2015 г. Поэтому из-за низкого процентного показателя занимающихся физической культурой и спортом (13%) в ближайшие годы будут оставаться невысокими и обеспеченность населения спортивными сооружениями, и размер выделяемых средств на развитие массового спорта, так как существует зависимость этих нормативов от количества занимающихся физкультурой и спортом.
По данным статистики, за последние годы спортивные сооружения страны способны единовременно принять более 5,5 млн. человек, что составляет одну пятую часть от утвержденного норматива пропускной способности. Уровень обеспеченности спортивными залами составляет только половину от необходимого количества, а бассейнами – и того меньше.
Приходится констатировать, что имеющегося в настоящее время в стране количества спортивных сооружений недостаточно для реализации минимально необходимого объема двигательного режима населения и организации качественной учебно-тренировочной работы учреждений спортивной направленности.
Таким образом, сегодня имеется ряд факторов, отрицательно влияющих на развитие физической культуры и требующих неотложного решения:
– недостаточная вовлеченность населения в регулярные занятия физической культурой;
– несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры задачам развития массового спорта в стране, а также ее моральное и физическое старение;
– недостаточное количество профессиональных тренерских и врачебных кадров;
– отсутствие на государственном уровне активной пропаганды здорового образа жизни и внедрения общечеловеческих ценностей, включающих заботу о здоровье будущего поколения.
При этом эффективность сферы физической культуры и спорта возрастет, если она юридически будет оформлена в отрасль. Следует отметить, что согласно действующей в Российской Федерации классификации отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) физическая культура и спорт являются составной частью отрасли «Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение» – это, естественно, снижает не только их значимость, но и потенциал развития с вытекающими последствиями социально-демографической направленности.
Как уже было отмечено, услуги массового спорта должны стать объектом государственного регулирования, сформированного с учетом обеспечения доступности данного вида услуг для всех категорий населения.
По нашему мнению, объектами государственного регулирования, способствующими развитию массовой физической культуры, в ближайшие годы должны стать:
1. Система государственных минимальных социальных стандартов, включающая в себя перечень общедоступных и бесплатных услуг учреждений физической культуры и спорта; нормативов обеспеченности спортивными сооружениями; нормативов охвата занимающихся в школах высшего спортивного мастерства и специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва; нормативов кадрового обеспечения учреждений дополнительного образования спортивной направленности и т.п. Данная характеристика рассматриваемых услуг обусловливает их включение в понятие социальных услуг.
2. Разработка и внедрение нового спортивно-технического комплекса «Готов к труду и защите Отечества». Его доступность и система тестирования состояния физической подготовленности населения Российской Федерации позволят вовлечь в орбиту регулярных занятий физической культурой население разных возрастов, а освоение ряда спортивных дисциплин комплекса можно рассматривать как один из факторов обеспечения безопасности жизни в чрезвычайных ситуациях.
3. Деятельность субъектов Российской Федерации по развитию массовой физической культуры в рамках разграничения полномочий между федеральными органами власти и местными органами государственной власти.
При этом их задачами становятся:
– разработка нормативно-правовой базы субъекта Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта;
– принятие и реализация региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта;
– деятельность муниципальных органов самоуправления по развитию массовой физической культуры и спорта.
Развитие физической культуры и спорта в муниципальных образованиях в первый период начала реализации федерального закона будет затруднено по следующим причинам:
– неготовность большинства городских и сельских поселений взять на себя финансирование инфраструктуры физкультурно-спортивной сферы в необходимых объемах, что отрицательно скажется на проведении массовых физкультурно-спортивных мероприятий и показателях вовлеченности граждан в занятия физической культурой и спортом;
– недостаточная проработка механизма договорных отношений по организации работы по физической культуре и спорту между муниципальными образованиями различного уровня;
– отсутствие механизма решения вопросов обеспечения спортивной подготовки, выходящей за рамки массовой физической культуры, деятельности учреждений спортивной направленности системы дополнительного образования, отнесенных к компетенции муниципальных образований, поселений и округов.
4. Реализация Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы» (далее – Программа).
Программой предусматривается создание условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта (включая спорт высших достижений) и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом; определены приоритеты развития массовой физической культуры и спорта в образовательных учреждениях и по месту жительства граждан.
Исходя из направленности задач финансовые ресурсы могут быть инвестированы в развитие и модернизацию:
– спортивной инфраструктуры и пропаганды здорового образа жизни;
– спорта высших достижений и систему антидопингового контроля (через финансирование научно-исследовательских работ);
– специализированной инфраструктуры.
Одна из основных особенностей Программы – непрерывная адаптация к потребностям россиян и в случае необходимости – ее оперативная корректировка. Эту задачу следует решать путем постоянного мониторинга удовлетворенности населения действиями государства в области физической культуры, а также расчета показателя степени вовлеченности граждан в физическую активность.
Таковы основные объекты государственного регулирования, которые в ближайшие годы будут играть главную роль в развитии массовой физической культуры. Однако без реализации всеми уровнями исполнительной власти определенных мер решение этой социальной задачи будет затруднено.
Определенные управленческие решения, по нашему мнению, должны быть направлены:
на федеральном уровне:
– на реализацию вновь принятого Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и действующей Программы;
– на разработку методических рекомендаций по организации массовых физкультурно-спортивных мероприятий;
– на проведение семинаров-совещаний в регионах для специалистов физической культуры различных структур;
– на совершенствование системы проведения общероссийского смотра-конкурса среди спортивных клубов по месту жительства;
на региональном уровне:
– на принятие необходимых изменений и дополнений в законодательство субъекта Российской Федерации и решение вопроса финансового обеспечения физической культуры и спорта;
– на принятие и реализацию региональных программ развития физической культуры и спорта;
– на разработку предложений развития физической культуры и спорта в муниципальных образованиях и в органах местного самоуправления;
– на осуществление кадровой политики, направленной на повышение квалификации специалистов в сфере физической культуры и спорта;
на муниципальном уровне:
– на определение наиболее эффективной системы управления физической культурой и спортом в муниципальном образовании с учетом сложившейся практики, развития традиционных видов спорта, имеющейся материально-технической базы и необходимости обеспечения наиболее полного удовлетворения потребностей жителей муниципального образования в занятиях физической культурой и спортом;
– на восстановление деятельности общественных физкультурно-спортивных клубов и спортивных клубов по месту работы за счет средств работодателя;
– на создание системы общедоступных массовых спортивных мероприятий;
– на проработку вопросов договорных отношений в сфере физической культуры и спорта между муниципальными образованиями различного уровня, создание межмуниципальных связей;
– на разработку и реализацию целевой муниципальной (межмуниципальной) программы развития физической культуры и спорта;
– на принятие мер к повышению квалификации работников сферы физической культуры и спорта.
Данная деятельность должна осуществляться на принципах программно-целевого управления и предусматривать возможность финансовой поддержки не только государством, но и предпринимателями.
Только на основе системного подхода с учетом всех составляющих состояния физической культуры можно наметить комплекс мер, реализация которых позволит наиболее оптимально обеспечить условия для развития на территории муниципальных образований массовой физической культуры и спорта, детско-юношеского спорта и с наименьшими издержками преодолеть проблемы структурных реформ.
Социальные проблемы детско-юношеского спорта
Особенности развития физической культуры на современном этапе оказывают воздействие и на функционирование учреждений дополнительного образования спортивной направленности, организующих работу по развитию детско-юношеского спорта и подготовки спортивного резерва. Это обусловлено тем, что физическая культура своими элементами представлена во всех сферах жизнедеятельности человека: в производстве, военном деле, учении, отдыхе. Она тесно связана с экономикой и политикой общества. Важнейшей ее подсистемой является спорт. Объективно присущие ему функции позволяют выделить различные аспекты изучения этого явления как сложного социального целостного феномена.
«Задача развития массового спорта в стране – это задача долгосрочная и многоплановая. И в ее решении должно участвовать все наше общество. Нельзя забывать, что речь идет о духовном, физическом здоровье российской нации, в первую очередь, конечно, молодых людей, молодежи», – отметил В.В. Путин в своем выступлении в октябре 2007 г. на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта.
Различные явления социального мира не имеют абсолютных разграничений, они взаимосвязаны друг с другом и, следовательно, должны рассматриваться во всем многообразии их конкретного проявления, реализации в практике и с учетом многообразия связей.
В настоящее время в ряду основных государственных задач в области физкультурно-спортивного движения – создание научно обоснованной системы оздоровления подрастающего поколения и развития детского и юношеского спорта.
По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, состояние здоровья детей продолжает ухудшаться.
Диспансеризация детского населения показала резкое снижение доли здоровых ребятишек в стране – с 45 до 32%.
Острой медико-социальной проблемой остается ухудшение состояния психического здоровья детей и подростков.
Особую обеспокоенность вызывает снижение возрастного порога потребления наркотиков: более 60% – молодые люди 18–20 лет, т.е. вступающие в активную трудовую фазу.
Такое удручающее положение предопределяет деятельность различных государственных органов управления и многочисленных организаций по развитию системы физического воспитания в образовательных учреждениях различных типов и видов по месту жительства и в системе спортивных школ для подготовки спортивного резерва.
Одна из мер, направленных на исправление сложившейся ситуации, – принятие нового Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», в котором содержатся основные положения, регламентирующие деятельность учреждений физкультурно-спортивной направленности, культивирующих детско-юношеский спорт. Однако данная деятельность состоит из целого комплекса правоотношений и, несомненно, нуждается в более детальной законодательной регламентации, вследствие чего возникает необходимость создания и обоснования такой системы функционирования учреждений спортивной направленности, которая позволяла бы им эффективнее решать стоящие перед ними задачи.
Признано, что занятия физической культурой и спортом являются не только средством поддержания и укрепления здоровья, профилактики различных заболеваний и вредных привычек, но и важным фактором предупреждения асоциального поведения молодежи, и в частности распространения наркомании. Рассматривая физическую культуру и спорт как потенциальное средство борьбы с наркоманией, мы имеем в виду профилактические возможности занятий спортивной деятельностью, рассматривая эту деятельность как альтернативную еще на подступах к возможному приобщению к наркотикам, психотропным средствам, в целом к асоциальному поведению подрастающего поколения.
За последние годы в сфере детско-юношеского спорта выделились два основных направления: одно – физическое воспитание и спорт в общеобразовательных учреждениях и по месту жительства, другое – в системе подготовки спортивного резерва.
Системное понимание глубины проблемы заставило государство отчасти пересмотреть свое отношение к финансированию детско-юношеских спортивных учреждений.
Только на содержание бюджетных спортивных школ в 2006 г. было затрачено на 3,9 млрд. рублей больше, чем в 2005 г., т.е. произошло увеличение финансирования системы спортивных школ более чем на 20%.
За последние годы наметилось изменение общей структуры бюджетных затрат на функционирование спортивных школ: меньше стало тратиться денег на аренду спортивных сооружений, увеличилась доля расходов на заработную плату, показатель средней стоимости содержания одного учащегося спортивной шкалы по сравнению с 2002 г. увеличился более чем на 50% и составил около 6,5 тыс. рублей (табл. 3).
Таблица 3
Показатели | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. |
Заработная плата, % | 39,1 | 45,4 | 51,7 | 51,4 | 55,5 | 55,0 | 61,7 |
Аренда спортивных сооружений, % | 10,8 | 13,3 | 8,3 | 7,8 | 8,3 | 6,5 | 5,8 |
Средняя стоимость обучения одного учащегося в год, руб. | - | 2161 | 3021 +28,5% | 3661 +17,5% | 4227 +13,4% | 5507 +23,2% | 6706 +21,8% |
Однако, несмотря на наметившуюся положительную тенденцию увеличения общих расходов на содержание бюджетных спортивных школ, связанного, прежде всего, с общим экономическим ростом в стране, функционирование системы учреждений спортивной направленности не защищено законодательно и не гарантирует всем желающим детям возможности бесплатно посещать учебно-тренировочные занятия.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 769 «Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов» Правительство Российской Федерации своим распоряжением утвердило норматив (социальный показатель) охвата занимающихся в детских и юношеских спортивных школах в 20% от числа детей и подростков в возрасте 6–15 лет.
В 2002 г. этот социальный показатель составлял 11,8% при общей численности детей указанного возраста 20,2 млн. В 2006 г. он увеличился до 19,1% при сокращении общей численности детей в стране до 14,2 млн. (табл. 4).
Таблица 4
Наименование показателя | Состояние | Прогноз | |||
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | |
Систематически занимающихся физической культурой и спортом, млн. человек | 17,5 | 18,5 | 19,4 | 20,3 | 21,3 |
Штатные работники физкультурно-спортивных организаций, тыс. человек | 276,8 | 281,1 | 290,0 | 296,6 | 303,0 |
Сеть спортивных сооружений, тыс. ед. | 221,5 | 224,9 | 228,5 | 232,0 | 236,5 |
Количество учреждений дополнительного образования спортивной направленности, ед. | 5105 | 5191 | 5175 | 5245 | 5315 |
Количество детей в возрасте 6–15 лет (по данным Росстата), млн. человек | 15,0 | 14,2 | 14,0 | 13,5 | 13,0 |
В том числе занимающихся в спортивных школах, % | 2,6 | 2,7 | 2,8 | 2,9 | 3,0 |
Социальный показатель, % | 17,9 | 19,1 | 20,5 | 21,8 | 23,1 |
Таким образом, ежегодное уменьшение общего количества детей в возрасте 6–15 лет в стране в среднем на 1 млн., с одной стороны, повлияло на рост социального показателя, а с другой – негативно сказалось на развитии детско-юношеского спорта.
По нашему мнению, такая тревожная ситуация должна стать стимулом в деятельности субъектов Российской Федерации по принятию мер, направленных на развитие детско-юношеского спорта, функционирование учреждений спортивной направленности.
Фото Н. Журавка
Игорь Столов