Начало восхождения
на Олимп
Упорство и труд, закаленный сибирскими морозами характер помогали юной спортсменке добиваться своих целей. Папа, Олег Канаев, известный в Сибири тренер по греко-римской борьбе, рассказал смешную историю. Девочки готовились к турниру в Новосибирске. Засомневавшись, что ее включат в команду, Женя подошла к тренеру Штельбаумс и выпалила: «Вера Ефремовна, честно-честно, если вы не возьмете меня на соревнования, я не обижусь». После таких слов разве можно было оставить девочку дома?
Не обошлось без приключений и в Новосибирске, куда папа отправился вместе с дочкой:
– Девочки чуть не проспали начало старта. Бежали на соревнования сломя голову, еле-еле успели к выходу на ковер. И моей Женьке достался первый стартовый номер! Другая бы растерялась, почувствовала неуверенность, а она вышла с улыбкой на лице и безошибочно отработала всю программу.
С той первой новосибирской победы и началось восхождение омской девчушки на пекинский Олимп. Впрочем, в начале наступившего олимпийского года кандидатура Канаевой на участие в XXIX Играх даже не рассматривалась. К тому времени ее пригласили в подмосковный Новогорск, где под присмотром Ирины Винер лучшие «художницы» России готовились к самым важным международным стартам. Ставку Ирина Александровна делала на москвичку Ольгу Капранову, которая в 18 лет выиграла в Баку титул абсолютной чемпионки мира–2005, и уроженку Екатеринбурга Веру Сесину, завоевавшую абсолютное первенство на европейском чемпионате–2007. И вдруг – сюрприз! Алина Кабаева, любимица Винер, зачастила в Новогорск, приступила к тренировкам, заявив о возвращении в сборную России
.
Неожиданный поворот событий вызвал в душах молодых гимнасток смятение. Вполне естественно: каждую страну в абсолютном первенстве могут представлять не более двух «художниц». Судьбу путевок в Пекин должны были решить международные турниры. И тут произошло непредвиденное: в жаркий спор претенденток в олимпийскую команду вмешалась Евгения Канаева. Возмутительница спокойствия после безоговорочных побед на чемпионатах России в Петербурге и Европы–2008 в Турине по праву вырвалась в лидеры. Особенно впечатлительно выглядела восемнадцатилетняя сибирячка на континентальном первенстве: выиграла все четыре упражнения, входившие в многоборье, действующую чемпионку мира украинку Анну Бессонову обошла почти на два балла.
Олимпийский турнир
В столицу Китая под первым номером отправилась Канаева, а вторым номером тренерский совет утвердил Капранову, занявшую в Турине третье место. Последний этап подготовки и акклиматизацию наши «художницы» провели в Японии, а в Пекин приехали вечером 16 августа. За событиями на Олимпиаде не следили, чтобы раньше времени не расплескать эмоции.
…Итак, 21 августа. Просторная арена Дворца спорта технологического университета, застланная ковром. Десять спортсменок в ярких костюмах, удачно преодолевшие отборочные барьеры, приступили к выполнению квалификационной программы. Для нашего дуэта она завершилась удачно: лучший результат показала Канаева – 74,075 балла, второе место заняла Капранова – 72,900. Квалификация важна, но это только начало, впереди – решающая стадия розыгрыша личного многоборья, когда малейшая ошибка может существенно повлиять на окончательный результат.
Трибуны студенческого Дворца спорта в этот день, 23 августа, были переполнены, а среди флагов преобладали триколоры России. Наша большая группа поддержки не сомневалась в успехе Евгении Канаевой, продемонстрировавшей уже во время предварительных состязаний безупречную технику во всех упражнениях.
В упражнении со скакалкой, высоко подбрасывая предмет, Женя выполняла невообразимые сальто, изящные фуэте, сложные шпагаты. Затем белым обручем разрисовала ковер замысловатыми вензелями. Третье испытание – комбинация с двумя булавами. Сложность – в том, что их надо не только подбросить повыше, но и четко поймать. Уследить же за парой предметов сложнее, чем за одним: малейшая неточность ведет к помаркам. Кстати, в квалификации Канаева допустила оплошность с булавой, за что ей снизили оценку. На этот раз управлялась с булавами уверенно и красиво. Свидетельство тому – самая высокая оценка за одно упражнение в многоборье: 18,500 балла.
Последний выход на ковер. Сложнейшие элементы с лентой Евгения выполнила безукоризненно. Когда отзвучал последний аккорд «Подмосковных вечеров», невольно подумала: «Неужели это все?». Потом к ней подбежала сияющая Вера Ефремовна и крепко обняла. А у ее любимой ученицы, только что продемонстрировавшей перед зрителями неукротимый характер, вдруг на глазах навернулись слезы. Тренер прикрыла Женю.
На пекинском турнире Евгения Канаева была великолепна, по мастерству на голову превосходила всех претенденток на заветные медали. Во всех упражнениях она добилась самых высоких оценок: скакалка – 18,850, обруч – 18,850, булавы – 18,950, лента – 18,850. В сумме получилось 75,500 балла. Для сравнения: серебряный призер Инна Жукова из Белоруссии набрала 71,925, а обладательница «бронзы» украинка Анна Бессонова – 71,875.
А куда подевалась Ольга Капранова? В упражнениях со скакалкой и обручем она была второй, а с лентой – третьей. Упражнение с булавами выполнила хуже – допустила две ошибки, и судьи дали всего 16,950. В итоге заняла четвертое место – 71,700.
Фото с сайта: www.log.alex.pp.ru
Талант и великий труд
Можно понять волнение мамы чемпионки, которая была свидетельницей триумфа дочери:
– На трибуне я была рядом с Еленой Николаевной Арайс – первым тренером Жени. Мы держались за руки, потому что было очень тяжело из-за дикого напряжения. Когда дочка закончила последнее упражнение с лентой, просто разрыдались.
Когда журналисты поинтересовались у чемпионки, кому бы хотела посвятить свою блистательную победу, Канаева, не задумываясь, ответила:
– Родным и тренерам, благодаря которым я и стала обладательницей олимпийского «золота».
А вот что сказала о ней заслуженный тренер России Вера Штельбаумс:
– Женя – из тех девочек, которые берут прежде всего трудолюбием. Из гимнасток, выступавших в Пекине, на мой взгляд, у нее самая сложная программа. И выполняет она элементы чище всех, в своем неповторимом стиле, причем с такой легкостью, будто и в самом деле это совсем не сложно. У нее даже нет любимых предметов. Чащиной, например, нравились скакалка и обруч, а Женя в этом смысле абсолютно «всеядна». Она – первоклассный универсал.
Важно еще отметить ее душевную щедрость, доброту, заботу о младших. Когда иной раз приболею – никакой врач не нужен. Женя несется в аптеку, тащит кучу лекарств: «Это, Вера Ефремовна, Вам от горла, это – от головы». Когда в нашей спортивной школе была тесная раздевалка, а детишек много, вечно валенки и шапки путали. Выручала Женя: помогала детям разобраться, что к чему. Тогда ее уважительно прозвали «Мать Тереза».
Канаева буквально ворвалась в элиту лучших гимнасток мира – так считает главный тренер сборной России по художественной гимнастике Ирина Винер:
– Женя очень трудолюбивая девочка. Ее не выгонишь из зала, если у нее что-то не получается. Но она еще и талантлива. А талант и великий труд делают людей большими. Когда в ее сложные технические элементы вошла душа, они приобрели те неповторимые блеск и почерк, которые и дают ей возможность выигрывать все соревнования.
Журналисты включили Евгению Канаеву в десятку лучших спортсменов России–2008.
Победная эстафета
Художественная гимнастика – сравнительно молодой вид спорта: она впервые вошла в программу соревнований на XXIII Играх в Лос-Анджелесе–1984. За это время «художницы» семь раз разыгрывали личное первенство на олимпийских помостах. Наши гимнастки из-за бойкота первым шансом не воспользовались, зато со второй попытки открыли золотой счет. На Сеульской Олимпиаде–1988 высочайшую технику сложных и красивых движений, предельную выразительность и непревзойденный артистизм продемонстрировала юная минчанка Марина Лобач. Во всех упражнениях она выступила очень хорошо, не допустила ни малейшей ошибки. Строгие арбитры признали выступление советской гимнастки безупречным и выставили максимальную оценку – 60 баллов.
Победную эстафету подхватили россиянки. Олимпийскими чемпионками стали Юлия Барсукова – в Сиднее–2000 и Алина Кабаева – в Афинах–2004. А личное первенство на XXIX Играх в столице Китая выиграла Евгения Канаева.
Наша новая звезда художественной гимнастики родилась в Омске. Можно вспомнить другую известную гимнастку из этого города – Галиму Шугурову, завоевавшую на чемпионате мира 1969 г. две золотые медали: в упражнениях с мячом и со скакалкой. В 1973 г. она стала нашей третьей, после москвичек Людмилы Савинковой и Елены Карпухиной, абсолютной чемпионкой мира, а через пять лет одержала победу в многоборье на первом чемпионате Европы.
На Олимпиаде в Афинах золотую медаль в состязаниях «художниц» завоевала Алина Кабаева, а серебряную – Ирина Чащина, тоже уроженка Омска.
Символично, что у Чащиной нашлась одаренная преемница, сумевшая даже превзойти свою подругу. Несмотря на разницу в возрасте – Ира на восемь лет старше, – у девушек сложились теплые, искренние отношения. Гимнастки занимались много лет в одном спортивном зале, у одних и тех же тренеров. Женя немало полезного почерпнула из арсенала более опытной спортсменки.
…Бесконечно благодарна героиня Пекина своей бабушке – именно она привела пятилетнюю кроху, которая родилась 2 апреля 1990 г., в знаменитую областную специализированную детско-юношескую школу олимпийского резерва. Так и водила из года в год бабуля внучку на тренировки, а дома помогала аккуратно справляться с домашними заданиями. Родители радовались, что художественная гимнастика дочке пришлась по вкусу. По словам мамы, Женя практически все свободное время проводила в спортивном зале:
– Мы ее оттуда, – добавила Светлана Канаева, которая когда-то сама была гимнасткой, – просто вытащить не могли!.. Конечно, уставала от больших физических и моральных нагрузок. Теперь видим, что Женечка трудилась не зря! Не скрою, очень приятно быть мамой олимпийской чемпионки.
Фото Н. Степаненкова