В фокусе внимания |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методика обучения ориентированию
Последовательность обучения ориентированию следующая: познание – попытка –тренировка – тестирование на незнакомой местности В соответствии с программой ИОФ – Международной федерации ориентирования (IOF – International Orienteering Federation) в Швеции была разработана педагогическая модель обучения ориентированию «Метод лестницы обучения», состоящая из различных элементов ориентирования: – ознакомление участников с основными правилами соревнований, с условными знаками спортивных карт, оборудованием КП, отметкой на КП; Очень важно не перескакивать ступени и не переходить к следующей, не овладев предыдущей. Лучше слишком долго делать простые упражнения, чем слишком рано начать выполнять сложные.
Г. Хазельстранд рекомендует следующую периодизацию в занятиях ориентированием: – до 8–9 лет наиболее важно бегать, прыгать и лазать – и все это в лесу; – с 8–9 лет дети начинают изучать карту; – к 10–12 годам дети чувствительны к базовой технике ориентирования и могут достигать третьей ступени (выбор пути, использование компаса). К 8–12 годам идет изучение техники, и уже к 13 годам дети могут достигать уровня национальных соревнований. Реальную кондиционную тренировку следует начинать после 12 лет, но разнообразная двигательная тренировка и развитие гибкости необходимы все время – спортсмены особенно слабы в этой области. Основные требования к местности
и дистанциям во время занятий с детьми
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Команда г. Москва Фамилия, имя Иванов Дима |
№ 33 | Группа М-12 | Финиш 0.58.30 Старт 0.33 Результат 0.28.30 |
Рис. 8
Упражнение 2. Отметить все КП в карточке. Выигрывает участник, который быстрее других и при этом правильно выполнил задание.
Пример: вид ориентирования «Заданное направление» (рис. 9).
Рис. 9.
Ориентирование на местности с помощью компаса
Компас служит двум целям – ориентированию карты и выдерживанию направления во время движения на местности. В настоящее время появилось много новых разновидностей компасов различного назначения.
Рис. 10:
а – компас на плате; б – компас на палец; в – туристский компас
Работа с компасом
Технические приемы работы с компасом
Азимут – это угол, образованный направлением на север (первый луч) и направлением на ориентир – цель (второй луч). Азимут измеряется в градусах и отсчитывается от нуля по ходу часовой стрелки.
Рис. 11
а) Держи компас в руках горизонтально по отношению к земле (рис. 12, а).
Рис. 12, а
б) Стрелка на плате должна показывать направление движения на предмет. Поверни колбу компаса так, чтобы север магнитной стрелки был на мушке деления лимба и показывал 0° (в колбе между рисками) (рис. 12, б).
Рис. 12, б
в) Встань лицом туда, куда показывает стрелка на плате компаса, при этом север магнитной стрелки должен быть между рисками (в колбе), и начинай движение (рис. 12, в).
Рис. 12, в
С помощью компаса мы делаем так называемые прямые и обратные засечки, чтобы двигаться по маршруту по азимутам.
Упражнение 1. Прямая засечка – определение направления движения по азимуту. Выполняется в таком порядке (пример: азимут – 320°):
1. Участник находит на лимбе деление 320°.
2. Участник устанавливает деление шкалы лимба 320° на линию на плате (стрелка направления).
3. Участник поворачивается вместе с компасом перед собой так, чтобы север магнитной стрелки установился на делении лимба 0° (между рисками в колбе) и определяет направление движения.
Упражнение 2. Обратная засечка – определение азимута на ориентир. Выполняется в таком порядке:
1. Участник встает лицом по направлению на ориентир, держа компас перед собой параллельно земле.
2. Колба компаса вращается так, чтобы север магнитной стрелки установился на делении лимба 0° (между рисками в колбе).
3. Участник считывает с деления на лимбе градусы напротив с линии на плате (стрелка направления).
Упражнение 3. Подготовительное упражнение для приобретения навыка работы с компасом для взятия азимута и определения направления движения (рис. 13).
Рис. 13
Руководитель на любой площадке устанавливает 5–7 КП. Расстояние между КП небольшое.
Участник держит компас в руках горизонтально по отношению к земле. На плате компаса стрелка должна показывать направление движения на КП. Далее участник должен повернуть колбу так, чтобы север магнитной стрелки показывал на 0° (между рисками в колбе). Встав лицом в том направлении, куда показывает стрелка на плате, участник начинает движение по направлению КП. На КП он делает отметку и повторяет действия движенияна следующий КП.
Работа с компасом и картой на местности
Компас позволяет быстро и просто взять с карты нужное направление и двигаться на местности по выбранному азимуту.
Технические приемы работы
с компасом и с картой
1. Наложи компас на карту. Край планки компаса (направление движения) должен соединить исходную («Старт») и конечную («КП 31») точки (см. рис. 14).
Рис. 14
2. Поверни карту вместе с компасом так, чтобы направление на север магнитной стрелки совпало (было параллельно) с линией магнитного меридиана (север) на карте.
3. Поверни колбу компаса так, чтобы север магнитной стрелки был в зоне между рисками и показывал на лимбе 0°.
4. Встань лицом в том направлении, куда показывает стрелка направления на плате компаса.
5. Держи компас в руках так, чтобы он располагался горизонтально по отношению к земле, и начинай движение по карте.
При этом направление магнитной стрелки (компаса) окажется параллельным линии магнитного меридиана на карте.
Феликс Уховский ,
главный специалист ЦВКиС СВАО г.Москвы