Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №11/2009
События. Факты. Комментарии

Победы, ведущие к поражению

Пятый год я являюсь главным редактором методической газеты для учителей физической культуры и тренеров «Спорт в школе». Все это время вместе с авторами газеты и ее читателями пытаюсь понять основные тенденции российской системы физического воспитания и развития детско-юношеского спорта. Я благодарна организаторам заседания за возможность рассказать о некоторых результатах своей работы: о проблемах, которые есть у людей; об идеях, которыми они делились на страницах нашей газеты; о собственных наблюдениях и размышлениях.

Спортивные залы

Как и в других областях, материально-тех­ни­ческая база физического воспитания и спорта складывается из двух основных составляющих: спортивных сооружений закрытого и открытого типов и их насыщения – спортинвентаря.

Странно, но до сих пор в некоторых регионах чуть ли не 40% общеобразовательных школ вообще не имеют спортивных залов. В то же время другие школы, расположенные рядом с ними (в том же районе, городе) и финансируемые теми же муниципальными структурами, имеют по два спортивных зала и по два бассейна. Высоким гостям редко показывают обездоленные учебные учреждения. Не хотят расстраивать? Боятся гнева руководства? Не знаю. Во всяком случае, это никого не удивляет.


Хотя сегодня наличие спортивного зала в общеобразовательном учреждении – такой же обязательный элемент, как наличие у каждого члена семьи отдельной зубной щетки. И то, и другое – не роскошь, а возможность сохранить здоровье. А еще – признак культуры. Конечно, пьяница, ночующий на улице, с легкостью обходится и без зубной щетки, и без мыла, и без спортивного зала, но мало кто из нас захочет находиться рядом с ним, да и жизнь этого человека будет гораздо короче, чем могла бы быть. Дети, которые учатся в школах, не оснащенных ни спортивным залом, ни спортивной площадкой, не имеющих спортинвентаря, не выбирали такую жизнь для себя – кто-то сделал этот выбор за них.

Знаю, что многие захотят возразить: мол, все зависит от инициативы директора школы и учителя физической культуры. Убеждена: такие элементарные вещи не должны зависеть от того, насколько предприимчивы эти люди. А точнее, насколько они «пробивные», сколько у них знакомых вокруг, как хорошо они умеют добывать деньги. Наличие спортивного зала и спортивной площадки сегодня должно быть обязательным условием для работы каждой школы. Почему этого нет до сих пор?


Скорее всего, потому, что в этом никто, кроме учителей и учеников этих школ, не заинтересован. Школа без спортивного зала никогда не станет одной из лучших в городе, районе. Зато соседняя, в которой есть и спортивный зал, и бассейн, и хорошее оснащение, сможет вырастить не одну команду ребят, способных победить на районных, областных и даже федеральных соревнованиях. И тогда глава района или региона сможет отчитаться вышестоящим органам о победе. А о том, сколько ребят при этом осталось «за бортом», его никто не спросит. Ведь качество физкультурной и спортивно-массовой работы на всех уровнях до сих пор определяется не по количеству детей, посещающих уроки физкультуры, не по качеству их здоровья, а по количеству побед в соревнованиях.

Президентские состязания

Парадоксально, но даже введенное во всей стране тестирование основных физических качеств (гибкости, силы, быстроты, выносливости), которое известно под названием «Президентские тесты», превратилось в соревнование. Изначально эти измерения вводились не для того, чтобы померяться силами, а для того, чтобы учителя и дети могли понять, на какие физические качества нужно обратить особое внимание на занятиях; чтобы учителя корректировали свои занятия со всеми детьми, а не только с самыми талантливыми.

Это так и осталось в мечтах. Измерение физической подготовленности превратилось в еще одно состязание. Ничего страшного, если в гибкости и быстроте соревнуются классы одной школы: там все друг друга знают, соревнование можно провести весело, оно станет лишь еще одним стимулом для развития физических качеств каждого ребенка. Как настоящий спортивный праздник, проводятся некоторые региональные фестивали, на которых определяется команда – участник финала. К сожалению, во время финального фестиваля «Президентские состязания» ситуация в корне меняется.

Регионы требуют от команд, которые туда посланы, победы или высокого места. Фестиваль превращается в спортивное мероприятие с самыми негативными его проявлениями, какие только могут быть: появляются «подставки». О них знают все, но доказать ничего невозможно. Некоторые классы, участвующие в этих соревнованиях, просто собраны из спортсменов-легкоатлетов: эти классы формируются иногда из учащихся целого региона. Регионы стремятся к победе. Любой ценой. Спорт ради победы вытесняет физическую культуру. Дети, с которыми и раньше никто не занимался, снова оказываются обездоленными.

Спортинвентарь

Но даже если будут построены спортивные залы в каждой школе, быстро возникнет другая проблема: их содержание. Выделение средств на спорт­инвентарь во многих школах идет по остаточному принципу, и именно это приводит к безобразному оснащению школ.

Деньги на их ремонт должны выделяться отдельно, а не как часть общего финансирования школы. Это не вопрос статуса – это вопрос здоровья и жизни детей.

Дело в том, что кроме физической культуры есть и другие уроки, которые большинством учителей, детей, родителей считаются более важными. Конечно, любой директор школы, который хочет, чтобы его ученики лучше других сдали ЕГЭ (снова соревнование!) в первую очередь выделит средства на оснащение кабинетов математики, химии, физики, а не спортивного зала. О том, что и математик, и физик, и химик должны прежде всего быть здоровыми людьми, в этот момент мало кто думает. И, конечно, все забывают: учить формулы можно и по затрепанному учебнику, а играть в баскетбол, волейбол, футбол в зале с проваливающимся полом и без мячей – нельзя.

Статья опубликована при поддержке компании "Бухгалтерские традиции", предлагающей услуги бухгалтерского сопровождения и обслуживания организаций. Наверное, подавляющее большинство руководителей предприятий и компаний согласятся с утверждением, что грамотное управление финансами – залог успешной работы любой организации. Проблема в том, что бухгалтеров на рынке много, но найти высококлассного специалиста очень трудно. Бухгалтерское сопровождение организаций от компании "Бухгалтерские традиции" – это доступная стоимость бухгалтерского обслуживания фирм, индивидуальный и рациональный подход к ведению учета, своевременное выполнение всех поставленных клиентами задач и широкий спектр предлагаемых услуг. Работающие в компании опытные узкопрофильные специалисты, квалифицированные аудиторы, профессиональные финансовые аналитики оперативно справятся с любой, даже самой сложной задачей и найдут наилучшее для Вашего предприятия решение. С подробной информацией об услугах компании и их стоимости Вы можете ознакомиться на сайте account-servis.ru .

Учителя и тренеры

Все учителя в России получают небольшие зарплаты. К сожалению. Но учителя физической культуры находятся в особенно сложной ситуации. На их плечах лежит организация большого количества соревнований, общешкольных мероприятий, выездов. Время, которое они затрачивают на это, часто вообще не оплачивается или оплачивается очень низко. Можно, конечно, хвалить тех, кто продолжает выполнять все указания начальства, делая это в ущерб собственному здоровью, личной жизни. Но нельзя ли вместо этого просто изменить ситуацию?

Многие учителя по нескольку лет не имеют отпусков: на все лето они выезжают со своими ребятами в спортивные лагеря. Учителя физкультуры, работающие в начальной школе, получают за свою работу еще меньшие деньги, чем все остальные. Почему? Неужели те, от кого зависит оплата работы учителя, считают, что малышей научить легче, чем подростков? Или, может быть, кто-то уверен, что для начальной школы физкультура не важна? В результате во многих школах физкультуру в начальных классах ведут не специалисты, а учителя начальных классов, многие из которых не любят ни спорт, ни движение.

Впрочем, тарификация оплаты труда учителей начальной школы вне зависимости от предмета ниже, чем основной и средней. Странно, что вообще остаются люди, которые берут на себя смелость и ответственность работать с младшими школьниками.

Тренеры начального звена, ведущие в спортивных школах группы начальной подготовки, тоже находятся в дискриминированном положении. Они не имеют никаких надбавок, у них часто возникают проблемы с переаттестацией, нет возможности получать более достойную заработную плату.

И учитель, и тренер работают для ребенка, причем для каждого в отдельности. Только сами дети способны оценить их работу: в школе – стремясь на уроки или отлынивая от них; после окончания школы – своим образом жизни, добрыми или тягостными воспоминаниями об учебе. В некоторых регионах России сегодня апробируют механизм анализа такой успешности работы учителей и тренеров, этот опыт необходимо изучать.

В условиях, которые сегодня созданы для учителей и тренеров, работать безумно трудно. Однако есть множество педагогов (их называют энтузиастами, ими гордятся), которые создают авторские программы, вовлекают в занятия физической культурой и спортом всех своих учеников. Они действуют вопреки системе и одновременно являются ее гордостью. Если изменить саму систему, сфокусировав внимание на методиках, а не на победах, всем станет проще работать, и тогда другие учителя и тренеры смогут присоединиться к группе новаторов.

Содержание образования

Разговоры о модернизации неизменно связаны с содержанием образования. Стандарты нового поколения, провозглашающие значимость ключевых компетенций и компетентностный подход, уже вступают в стадию апробации. Но в то же время качество работы учителей измеряется по критериям, далеким от компетенций. Результативность работы учителей физкультуры, например, до сих пор измеряется по количеству побед школьных команд в различных соревнованиях. В результате они просто вынуждены тренировать только тех, кто может дать результаты, – «спортивных» ребят. А остальные тем временем спокойно сидят на скамейках, дожидаясь окончания уроков физкультуры. Те же педагоги, которые занимаются с каждым ребенком, оказываются не в самом выгодном положении: они не приносят славу ни школе, ни району, ни области.

При этом специально отмечу: я вовсе не ратую против спортивных соревнований. Они нужны. Благодаря соревнованиям многие ребята учатся необходимым в жизни компетенциям, а некоторые только из стремления победить начинают заниматься спортом – и это прекрасно. Но в системе общего образования упор должен делаться на внутришкольные соревнования, в которые могут быть вовлечены практически все ученики. Даже те, кто освобожден от занятий физкультурой, участвуют в таких соревнованиях в качестве судей. Для того чтобы на уроках физкультуры все педагоги начали учить детей важнейшим для их жизни и здоровья компетенциям, руководство школ, районов, областей должно научиться оценивать их работу не по количеству завоеванных в межшкольных соревнованиях кубков, а по другим критериям. Это сделать сложно, но необходимо.

Спорт в школе

Параллельно должно идти развитие системы дополнительного образования, базирующееся на возможности использования материально-технических ресурсов общеобразовательных школ для организации спортивных секций, школьных спортивных клубов. Это еще одна необходимая составляющая всего процесса модернизации данной системы. Главное – сохранить то хорошее, что уже создано и работает, а к нему добавить нечто новое, способное систему обогатить. Пока у нас наблюдается обратный процесс.

Создается впечатление, что Министерство спорта и Министерство образования соревнуются между собой, тогда как они должны сотрудничать. Приведу один пример: чуть больше года назад в России все образовательные учреждения под названием ДЮКФП были вынуждены либо закрыться, либо полностью измениться. Все связано со списком профессий для получения пенсии – ДЮКФП в этот список не вошли. Мы пытались найти официальные данные о результате их реструктуризации, но нам их не дали – возможно, этих данных просто нет. Однако от директоров школ, тренеров и учителей, которые там работают, нам известно, что в результате многие ДЮКФП были закрыты; большинство – реформированы в спортивные школы; лишь небольшая часть смогла открыться как ДООЦ.

Вместо того чтобы открыть новые спортивные школы и увеличить количество детей, занимающихся спортом, закрыли клубы физической подготовки, в результате чего сократилось количество детей, привлеченных к занятиям. Кто от этого выиграл? Спорт? Сомнительно: пирамида настоящих спортивных достижений держится на фундаменте массовости, на фундаменте общей культуры физического здоровья нации.

Не пора ли вспомнить Соломоново решение спора о претензиях на материнство? Соломон предложил разрезать ребенка пополам, и одна женщина отказалась, желая сохранить жизнь ребенку, а другая, продолжая доказывать свое право на материнство, согласилась его убить. Если два министерства действительно заинтересованы в массовом внедрении ценностей физической культуры и спорта среди детей и молодежи, нужно прекратить перетаскивание детских спортивных школ и других образовательных учреждений из одного ведомства в другое: от перемены мест слагаемых сумма не изменится.

Обсуждение

Сам факт сегодняшней встречи важен. Но не менее важно, что произойдет завтра, послезавтра, какие конкретные шаги будут предприняты людьми, собравшимися здесь. О том, что предпринимается в регионах, с какими проблемами люди сталкиваются, какие решения принимают, должны знать и управленцы, и те, кто их решения воплощает в жизнь. Методическая газета – хорошее поле для такой дискуссии. Мы готовы дать информационную поддержку всем серьезным начинаниям в системе физического воспитания и детского спорта.

Ольга Леонтьева ,
главный редактор газеты «Спорт в школе»

Рейтинг@Mail.ru