Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №11/2009
Методика

Вместо поляны – спортзал

Многие учителя физкультуры отождествляют школьный туристический кружок с занятиями на природе вдали от школы. Вспоминаются ночи у костра, песни под гитару, живописные пейзажи маршрута. Но всему этому предшествует долгая кропотливая работа с детьми. Корреспонденту газеты «Спорт в школе» удалось побывать на занятии туристического кружка, который проходил… в спортивном зале! И занимались дети не теоретической и даже не общефизической подготовкой. Это было занятие по технике туризма с преодолением препятствий, наведением переправ.

Как это возможно? В №16/2008 мы рассказывали о нестандартном оборудовании, используемом в одной из школ Ростовской области. Здесь вы найдете материалы о том, как использовать его в работе школьного туристического кружка.

Туризм – это общение с природой, доброе отношение ко всему живому. Это сама жизнь в единении с природой. Это наше духовное здоровье, которого так не хватает современному человеку. Все это является необходимым условием работы современной школы, направленной на улучшение физического и духовного здоровья учащихся, повышение сопротивляемости организма неблагоприятным природным факторам.

Слагаемые успеха

Для реализации этих задач нужны:

– высокий профессиональный уровень преподавателя;
– хорошая материальная база;
– хорошие программы и их планирование.

Но самое главное – желание видеть своих воспитанников здоровыми и счастливыми.

Важнейшей составляющей внеклассной работы является проведение внутришкольных соревнований и дней здоровья.

Организация занятий

Целью работы туристического кружка являются подготовка участников команд групп А и Б к соревнованиям по туристическому многоборью, помощников руководителей походов, а также формирование у детей любви к природе, навыков здорового образа жизни.

Начинать создание учебных групп надо примерно с 5–6-го класса. Занятия проводят 2–3 раза в неделю по 1–1,5 ч. Ребята проходят теоретическую подготовку, знакомятся с историей края, основами топографии и походной жизни, учатся преодолевать естественные препятствия без туристического снаряжения и постигают азы походной жизни с использованием туристического снаряжения (палатки, обвязки и т.д.), участвуют в соревнованиях, походах выходного дня.

К 7-му классу ученики участвуют в соревнованиях по классу Б, используя системы, обвязки, в туристическом многоборье на контрольно-техническом маршруте (ориентирование, лично-командная и командная техника пешеходного туризма), а также в многодневных походах.

С 9-го класса сильнейшие ученики составляют костяк группы А: участвуют в многодневных и категорийных походах и в соревнованиях по туристическому многоборью в группе А (самонаведение всех переправ), а наиболее подготовленные, занимающиеся в туристическом кружке, работают помощниками руководителя.

Занятия с юными туристами организуются круглогодично: при хорошей погоде в теплое время года – на открытой площадке, в осенне-зимний период – в спортивном зале. Хороший результат дают занятия на специально приспособленных для занятий по ориентированию и освоению туристической техники полигонах с естественными препятствиями.

Статья опубликована при поддержке интернет-проекта Doc4web.ru. Информация, представленная на портале doc4web.ru, будет интересна и весьма полезна не только практикующим педагогам, но и их ученикам, студентам, их родителям, а также всем тем, кто хочет учиться и узнавать что-то новое, кто стремится к повышению уровня собственного образования. Doc4web.ru - это знакомство с опытом коллег и возможность поделиться своими наработками, разработками, успехами и неудачами. Да-да, и неудачами тоже, ведь отрицательный опыт - это тоже опыт, который, быть может, поможет кому-то из коллег не совершить Ваших ошибок. Школьники и студенты на сайте смогут получить дополнительную информацию по всем предметам образовательной программы, в том числе по физкультуре. Так, на странице http://doc4web.ru/fizkultura представлены разработки уроков, педагогические статьи, инструкции к проведению игр, комплексы упражнений, описание внеклассных мероприятий и мн. др. информации по физкультуре и спорту.

Программа занятий туристического кружка (группа Б)

1-й год обучения

Наш край

  • Наша область на карте Родины.
  • Мой район.
  • История родного края.
  • Растительный и животный мир.
  • Обработка и коллекционирование материала.
  • Маршруты походов по родному краю.
  • Составление плана путешествия и маршрута похода.
  • Практические занятия на местности.
  • Чем полезны и интересны походы.

Топографическая подготовка туристов

  • Карта и ее элементы.
  • Карта-схема.
  • Условные топографические знаки.
  • Ориентирование на местности по предметам.
  • Ориентирование по компасу.
  • Ориентирование по карте.
  • Ориентирование по компасу и карте.
  • Определение расстояния до предмета на местности.
  • Определение расстояния по карте.
  • Составление маршрута похода.
  • Спортивное ориентирование.
  • Туристические эстафеты («Солнышко»).

Физическая и специальная подготовка

Основы походной жизни

  • Укладка рюкзака.
  • Установка палатки.
  • Личное и групповое снаряжение.
  • Разжигание костра. Типы костров.
  • Функции и устройство бивака.
  • Гигиенические требования в походе.
  • Доврачебная помощь.

Туристическая техника

  • Специальное туристское снаряжение.
  • Вязка узлов.
  • Преодоление кочек, гати, бревна.
  • Подъемы заломом, загибом, на схватывающем узле.
  • Спуск спортивным способом.
  • Перила.
  • Элементы траверса склона.
  • Навесная переправа.
  • Походы, соревнования.

2-й год обучения

Теоретическая подготовка

Разрядные требования по туризму

• На стадии подготовки к многодневному походу:

а) изучение походной документации;
б) приготовление личного и группового снаряжения;
в) распределение обязанностей членов группы.

• В походе:

а) предупреждение отравления;
б) оказание доврачебной помощи;
в) ведение походной документации.

• По окончании похода:

оформление походной документации.

Участие в соревнованиях

• Изучение правил соревнований по пешеходному туризму:

а) ориентирование;
б) лично-командная и командная техника пешеходного туризма;
в) контрольный технический маршрут;
г) конкурсная программа;
д) бытовые навыки туриста.

Топография и ориентирование

  • Спортивные топографические знаки и карты.
  • Виды спортивного ориентирования (по азимуту, по выбору, в заданном направлении).
  • Элементы технического ориентирования:

    а) чтение карты;
    б) изучение опознавательных ориентиров на местности;
    в) работа с компасом;
    г) измерение расстояния по карте и на местности.

Практические занятия

  • Топографический диктант.
  • Воспроизведение карты.
  • Съемка местности.
  • Работа на полигоне парами и индивидуально.
  • Составление маршрутной ленты похода.

Практические занятия
• Роль ведущего в походе.
• Участие в личных и лично-командных соревнованиях.
• Подготовка полигона для занятий по ориентированию.

Физическая и специальная подготовка

  • Устройство биваков.
  • Специальное туристское снаряжение.
  • Лично-командная туристская техника.
  • Способы самонаведения переправы:

    а) бревно с перилами;
    б) навесная переправа;
    в) подъем, спуск;
    г) траверс;
    д) вязка носилок.

  • Командная техника пешеходного туризма.

Поисково-спасательные работы

  • Транспортировка пострадавшего на носилках, по навесной переправе, во время подъема и спуска по склону.
  • Использование аптечки, оказание медицинской помощи.
  • Тренировочные походы.
  • Многодневные походы.
  • Участие в соревнованиях по туризму.

Туризм в спортивном зале?

На занятиях в зале учащиеся изучают основы теоретической и технической подготовки: ориентирование (дети с помощью диапроектора проецируют карту на стену и все вместе выбирают маршрут), топографический диктант, эстафета с азимутальным направлением «Солнышко» (учащиеся по очереди встают в центр спортзала и ищут указанный предмет по метражу и азимуту).

Особой популярностью у школьников пользуется полоса препятствий (полос может быть несколько в зависимости от уровня подготовленности), включающая следующие этапы.

Туристическая полоса препятствий в спортивном зале

Группа начальной подготовки

  1. Подъем (заломом, загибом).
  2. Спуск спортивным способом.
  3. Установка палатки.
  4. Параллельные перила.
  5. Кочки.
  6. Маятник.
  7. Траверс (без перестежек).
  8. Переноска пострадавшего парами, на себе.
  9. Бревно.

Группа А

  1. Самонаведение навесной переправы.
  2. Укладка бревна и наведение перил.
  3. Самонаведение траверса.
  4. Самонаведение подъема и спуска.
  5. Изготовление носилок и транспортировка пострадавшего.
  6. Наведение параллельных перил.
  7. Организация подъема и спуска пострадавшего.

Группа Б

  1. Подъем на схватывающем узле.
  2. Навесная переправа с сопровождением.
  3. Навесная переправа с уклоном 20°.
  4. Верхний траверс по стене с перестежкой.
  5. Укладка гати.
  6. Параллельные перила.
  7. Бревно с сопровождением.
  8. Изготовление носилок из трех штормовок для транспортировки пострадавшего; собственно транспортировка.

1 – вязка носилок; 2 – подъем и спуск; 3 – переноска пострадавшего на носилках; 4–5 – установка палатки; 6 – маятник; 7 – навесная переправа с уклоном 20–30°; 8 – кочки, гать; 9 – параллельная переправа; 10–11 – навесная переправа; 12 – бревно; 13–14 – траверс склона (верхний и нижний)

Нестандартное оборудование

Для устройства туристической полосы препятствий в спортивном зале используется нестандартное оборудование с креплениями:

  • Подъем и спуск – гимнастические пятиметровые лавочки с зацепом (угол наклона регулируется по высоте перемычек на шведской стенке).
  • Бревно – перевернутая лавочка с бруском на обратной стороне шириной 8–12 см.
  • Палатки – 10 колышков (в полу высверливают 10 дыр под углом 45°).
  • Маятники – канаты на катаной подвеске.
  • Параллельная и навесная переправа – швеллерные волейбольные стойки и швеллера под отводной перекладиной.
  • Навесная переправа с наклоном – крепления канатной подвески и швеллеры на волейбольной стойке и пристенной перекладине.
    Верхний траверс – 7 крюков (их вбивают в стену на расстоянии 1,2 м друг от друга и высоте 3,5 м, затем на них протягивают веревку диаметром 10 мм). Ученик движется по верхнему креплению перекладины.
  • Нижний траверс (для начинающих) – ученик движется по нижнему креплению перекладины высотой 80 см.
  • Носилки и гать – стойки к палаткам, альпенштоки, гимнастические обручи.
  • Кочки – шины от детских велосипедов.

При отработанной системе занятий в спортивном зале могут одновременно заниматься три группы учащихся разного уровня подготовленности по 7 человек.
Старшие ученики по очереди выполняют обязанности инструкторов, а младшие планируют свою деятельность в этом направлении. Но больше всего им хочется пойти в поход или принять участие в туристическом слете.

При занятиях в спортивном зале каждая группа должна иметь форму и снаряжение (систему, штормовку, карабины).

Вариант организации полосы препятствий в спортивном зале представлен на рисунке.

Фото А.Машковцева

Петр Сашурин ,
учитель физической культуры Натальевская СОШ, с. Натальевка, Ростовская обл.

Рейтинг@Mail.ru