Туризм – это общение с природой, доброе отношение ко всему живому. Это сама жизнь в единении с природой. Это наше духовное здоровье, которого так не хватает современному человеку. Все это является необходимым условием работы современной школы, направленной на улучшение физического и духовного здоровья учащихся, повышение сопротивляемости организма неблагоприятным природным факторам.
Слагаемые успеха
Для реализации этих задач нужны:
– высокий профессиональный уровень преподавателя;
– хорошая материальная база;
– хорошие программы и их планирование.
Но самое главное – желание видеть своих воспитанников здоровыми и счастливыми.
Важнейшей составляющей внеклассной работы является проведение внутришкольных соревнований и дней здоровья.
Организация занятий
Целью работы туристического кружка являются подготовка участников команд групп А и Б к соревнованиям по туристическому многоборью, помощников руководителей походов, а также формирование у детей любви к природе, навыков здорового образа жизни.
Начинать создание учебных групп надо примерно с 5–6-го класса. Занятия проводят 2–3 раза в неделю по 1–1,5 ч. Ребята проходят теоретическую подготовку, знакомятся с историей края, основами топографии и походной жизни, учатся преодолевать естественные препятствия без туристического снаряжения и постигают азы походной жизни с использованием туристического снаряжения (палатки, обвязки и т.д.), участвуют в соревнованиях, походах выходного дня.
К 7-му классу ученики участвуют в соревнованиях по классу Б, используя системы, обвязки, в туристическом многоборье на контрольно-техническом маршруте (ориентирование, лично-командная и командная техника пешеходного туризма), а также в многодневных походах.
С 9-го класса сильнейшие ученики составляют костяк группы А: участвуют в многодневных и категорийных походах и в соревнованиях по туристическому многоборью в группе А (самонаведение всех переправ), а наиболее подготовленные, занимающиеся в туристическом кружке, работают помощниками руководителя.
Занятия с юными туристами организуются круглогодично: при хорошей погоде в теплое время года – на открытой площадке, в осенне-зимний период – в спортивном зале. Хороший результат дают занятия на специально приспособленных для занятий по ориентированию и освоению туристической техники полигонах с естественными препятствиями.
Статья опубликована при поддержке интернет-проекта Doc4web.ru. Информация, представленная на портале doc4web.ru, будет интересна и весьма полезна не только практикующим педагогам, но и их ученикам, студентам, их родителям, а также всем тем, кто хочет учиться и узнавать что-то новое, кто стремится к повышению уровня собственного образования. Doc4web.ru - это знакомство с опытом коллег и возможность поделиться своими наработками, разработками, успехами и неудачами. Да-да, и неудачами тоже, ведь отрицательный опыт - это тоже опыт, который, быть может, поможет кому-то из коллег не совершить Ваших ошибок. Школьники и студенты на сайте смогут получить дополнительную информацию по всем предметам образовательной программы, в том числе по физкультуре. Так, на странице http://doc4web.ru/fizkultura представлены разработки уроков, педагогические статьи, инструкции к проведению игр, комплексы упражнений, описание внеклассных мероприятий и мн. др. информации по физкультуре и спорту.
Программа занятий туристического кружка (группа Б)
1-й год обучения
Наш край
- Наша область на карте Родины.
- Мой район.
- История родного края.
- Растительный и животный мир.
- Обработка и коллекционирование материала.
- Маршруты походов по родному краю.
- Составление плана путешествия и маршрута похода.
- Практические занятия на местности.
- Чем полезны и интересны походы.
Топографическая подготовка туристов
- Карта и ее элементы.
- Карта-схема.
- Условные топографические знаки.
- Ориентирование на местности по предметам.
- Ориентирование по компасу.
- Ориентирование по карте.
- Ориентирование по компасу и карте.
- Определение расстояния до предмета на местности.
- Определение расстояния по карте.
- Составление маршрута похода.
- Спортивное ориентирование.
- Туристические эстафеты («Солнышко»).
Физическая и специальная подготовка
Основы походной жизни
- Укладка рюкзака.
- Установка палатки.
- Личное и групповое снаряжение.
- Разжигание костра. Типы костров.
- Функции и устройство бивака.
- Гигиенические требования в походе.
- Доврачебная помощь.
Туристическая техника
- Специальное туристское снаряжение.
- Вязка узлов.
- Преодоление кочек, гати, бревна.
- Подъемы заломом, загибом, на схватывающем узле.
- Спуск спортивным способом.
- Перила.
- Элементы траверса склона.
- Навесная переправа.
- Походы, соревнования.
2-й год обучения
Теоретическая подготовка
Разрядные требования
по туризму
• На стадии подготовки к многодневному походу:
а) изучение походной документации;
б) приготовление личного и группового снаряжения;
в) распределение обязанностей членов группы.
• В походе:
а) предупреждение отравления;
б) оказание доврачебной помощи;
в) ведение походной документации.
• По окончании похода:
оформление походной документации.
Участие в соревнованиях
• Изучение правил соревнований по пешеходному туризму:
а) ориентирование;
б) лично-командная и командная техника пешеходного туризма;
в) контрольный технический маршрут;
г) конкурсная программа;
д) бытовые навыки туриста.
Топография и ориентирование
- Спортивные топографические знаки и карты.
- Виды спортивного ориентирования (по азимуту, по выбору, в заданном направлении).
- Элементы технического ориентирования:
а) чтение карты;
б) изучение опознавательных ориентиров на местности;
в) работа с компасом;
г) измерение расстояния по карте и на местности.
Практические занятия
- Топографический диктант.
- Воспроизведение карты.
- Съемка местности.
- Работа на полигоне парами и индивидуально.
- Составление маршрутной ленты похода.
Практические занятия
• Роль ведущего в походе.
• Участие в личных и лично-командных соревнованиях.
• Подготовка полигона для занятий по ориентированию.
Физическая и специальная подготовка
- Устройство биваков.
- Специальное туристское снаряжение.
- Лично-командная туристская техника.
- Способы самонаведения переправы:
а) бревно с перилами;
б) навесная переправа;
в) подъем, спуск;
г) траверс;
д) вязка носилок.
- Командная техника пешеходного туризма.
Поисково-спасательные работы
- Транспортировка пострадавшего на носилках, по навесной переправе, во время подъема и спуска по склону.
- Использование аптечки, оказание медицинской помощи.
- Тренировочные походы.
- Многодневные походы.
- Участие в соревнованиях по туризму.
Туризм в спортивном зале?
На занятиях в зале учащиеся изучают основы теоретической и технической подготовки: ориентирование (дети с помощью диапроектора проецируют карту на стену и все вместе выбирают маршрут), топографический диктант, эстафета с азимутальным направлением «Солнышко» (учащиеся по очереди встают в центр спортзала и ищут указанный предмет по метражу и азимуту).
Особой популярностью у школьников пользуется полоса препятствий (полос может быть несколько в зависимости от уровня подготовленности), включающая следующие этапы.
Туристическая полоса препятствий
в спортивном зале
Группа начальной подготовки
- Подъем (заломом, загибом).
- Спуск спортивным способом.
- Установка палатки.
- Параллельные перила.
- Кочки.
- Маятник.
- Траверс (без перестежек).
- Переноска пострадавшего парами, на себе.
- Бревно.
Группа А
- Самонаведение навесной переправы.
- Укладка бревна и наведение перил.
- Самонаведение траверса.
- Самонаведение подъема и спуска.
- Изготовление носилок и транспортировка пострадавшего.
- Наведение параллельных перил.
- Организация подъема и спуска пострадавшего.
Группа Б
- Подъем на схватывающем узле.
- Навесная переправа с сопровождением.
- Навесная переправа с уклоном 20°.
- Верхний траверс по стене с перестежкой.
- Укладка гати.
- Параллельные перила.
- Бревно с сопровождением.
- Изготовление носилок из трех штормовок для транспортировки пострадавшего; собственно транспортировка.
1 – вязка носилок; 2 – подъем и спуск; 3 – переноска пострадавшего на носилках; 4–5 – установка палатки; 6 – маятник; 7 – навесная переправа с уклоном 20–30°; 8 – кочки, гать; 9 – параллельная переправа; 10–11 – навесная переправа; 12 – бревно; 13–14 – траверс склона (верхний и нижний)
Нестандартное оборудование
Для устройства туристической полосы препятствий в спортивном зале используется нестандартное оборудование с креплениями:
- Подъем и спуск – гимнастические пятиметровые лавочки с зацепом (угол наклона регулируется по высоте перемычек на шведской стенке).
- Бревно – перевернутая лавочка с бруском на обратной стороне шириной 8–12 см.
- Палатки – 10 колышков (в полу высверливают 10 дыр под углом 45°).
- Маятники – канаты на катаной подвеске.
- Параллельная и навесная переправа – швеллерные волейбольные стойки и швеллера под отводной перекладиной.
- Навесная переправа с наклоном – крепления канатной подвески и швеллеры на волейбольной стойке и пристенной перекладине.
Верхний траверс – 7 крюков (их вбивают в стену на расстоянии 1,2 м друг от друга и высоте 3,5 м, затем на них протягивают веревку диаметром 10 мм). Ученик движется по верхнему креплению перекладины.
- Нижний траверс (для начинающих) – ученик движется по нижнему креплению перекладины высотой 80 см.
- Носилки и гать – стойки к палаткам, альпенштоки, гимнастические обручи.
- Кочки – шины от детских велосипедов.
При отработанной системе занятий в спортивном зале могут одновременно заниматься три группы учащихся разного уровня подготовленности по 7 человек.
Старшие ученики по очереди выполняют обязанности инструкторов, а младшие планируют свою деятельность в этом направлении. Но больше всего им хочется пойти в поход или принять участие в туристическом слете.
При занятиях в спортивном зале каждая группа должна иметь форму и снаряжение (систему, штормовку, карабины).
Вариант организации полосы препятствий в спортивном зале представлен на рисунке.
Фото А.Машковцева