Развитие предметов и явлений идет в борьбе противоречий, в борьбе старого и нового. И все мы участвуем в этой борьбе на той или другой стороне. Чтобы успешнее содействовать развитию школьного туризма, надо хорошенько разобраться в возникающих на этом пути противоречиях, выяснить, что именно тормозит его развитие, кто его противники, каковы их свойства и особенности. Мы, как настоящие туристы, которые, отправляясь в поход, изучают все естественные препятствия, поджидающие их на маршруте, чтобы успешнее их преодолеть, тоже должны знать возможные естественные препятствия.
По отношению к школьному туризму как предмету нашего изучения все причины, тормозящие его развитие, можно разделить на внутренние, скрытые в самой школе, и внешние, внешкольные, расположенные над ней. Есть и причины, обусловленные свойствами самого предмета – школьного туризма. Всё в жизни взаимосвязано. Классифицируя причины, надо помнить об их единстве. Надо также учитывать, что всё взаимосвязано и во времени: происшедшее вчера живет сегодня и будет иметь завтра свои последствия как внутри, так и вовне предмета.
Попробуем проанализировать причины, тормозившие в прошлом и продолжающие тормозить сегодня развитие школьного туризма.
Причины внешкольные – объективные
Самой главной, всеохватывающей, глобальной причиной явилась Бюрократическая административно-командная система (БАК-система), до сих пор оказывающая губительное влияние на все сферы жизни. Бюрократизм, конечно, имел негативное влияние и на народное образование. Чрезмерная централизация привела к огосударствлению управления школой, отлучению общества от ее задач и нужд.
Остановимся на трех элементах БАК-системы, которые по отношению к школьному туризму имеют, на наш взгляд, наиболее зловредное влияние. Это:
- отчуждение от творчества;
- уравниловка в оплате труда;
- урокоцентризм.
Отчуждение от творчества
Диктат, административный произвол – типичные составляющие бюрократического централизма; его основной принцип: «Приказ начальника – закон для подчиненного» – никак не совместим с инициативой работника, с его творческим подходом к делу. Утверждение БАК-системы привело к снижению активности учителей, к параличу педагогического творчества, воспитывало формализм, пассивность, равнодушие, наплевательское отношение к работе.
Дело доходило и до централизации мышления, мнений, взглядов, оценок предметов и явлений, форм и методов работы. Торжествовал «закон трамвая» – «не высовывайся». Единственно верным взглядом, верным подходом к вопросам обучения и воспитания школьников становился взгляд, подход Вышестоящего Начальника. Творческие личности, имевшие собственные убеждения, свой взгляд, свой подход к делу, оказывались в сложной ситуации. Некоторые в своем творчестве «уходили в подполье», но это продолжалось недолго – до тех пор, пока их не обнаруживали и не «брали за воротник». Почти полвека господства БАК-системы приучили школу жить по указке, загнали ее в рамки санкционированных образцов. Такова была общая тенденция.
Кажущаяся легкость использования административных методов кружила управленцам голову. Ведь как просто, как удобно: приказал – и тотчас ответ: «Будет сделано». Но приказы начальников далеко не всегда соответствовали объективным законам развития, а посему часто не могли быть выполнены и не выполнялись. Тому в истории мы знаем тьму примеров: планы, возведенные в ранг закона и обязательные для исполнения, срывались, оставаясь только на бумаге. И никто не нес ответственности за их неисполнение.
Такую же примерно картину мы видим и в отношении школьного туризма: все руководство – «за», а дело – ни с места. Принимаются отличные решения и приказы, вводится «система обязательных форм туристско-краеведческой работы в школе», но ничто не меняется. Усилий много, а толку чуть – это характерная черта БАК-системы.
Многие годы государство ратовало за развитие школьного туризма: и Совет Министров СССР, и бывшие Министерства просвещения СССР и союзных республик, и такие могущественные общественные организации, как профсоюзы и комсомол, – все «всемерно» содействовали туризму: принимали десятки постановлений, решений и приказов по его расширению, углублению и росту. А детский туризм, особенно школьный, развивался в стране слабо.
Почему-то, отставив в сторону такую реальную вещь, как материальный интерес (мол, «не существен»), БАК-система пыталась внедрить принцип моральной, творческой, профессиональной заинтересованности учителя в проведении походов с детьми. Но одновременно перекрывала творческий путь шлагбаумом согласований, рамками инструкций, окриками: «Не пущать!» И дело глохло, не успев набрать обороты. Каста администраторов в поисках причин издает все новые и новые постановления и указы. И вот в 1954 г. Минпрос РСФСР в письме от 10 мая указывает: «…главной причиной слабого развития детского туризма является недооценка его роли и значения со стороны учителей и руководящих работников народного образования».
Верно, есть кое-где и недооценка. Но вот учитель Р.В. Нехаев из Москвы говорит: «Вывод, к которому я пришел, таков: хорошо организованный поход – лучшая форма воспитательной работы». А учительница А.Г. Новикова из Москвы пишет: «Я не могу представить себе работу в классе без туризма. Только в походах воспитатель может по-настоящему узнать ребят, понять их интересы, и работать ему станет много легче».
Нет здесь недооценки. Учитель не глуп – если его познакомили на деле с такой формой работы, как туризм, он легко поймет ее значение и оценит по достоинству. Но почему использовали и используют туризм в своей работе единицы? А что же другие? По недомыслию – не могут понять и оценить? Нет, конечно. Тут во взаимосвязи действуют многие причины торможения.
Но, повторим, самым главным негативным следствием деспотизма БАК-системы в школе является подавление творческого начала в работе учителя.
«Уравниловка» в оплате труда
Под так называемой «уравниловкой» имеется в виду социальная несправедливость в виде равной оплаты за неравный труд, т.е. оплата труда учителя без учета его качества и количества. А что касается школьного туризма, тут мы видим его совершенно бедственное финансовое положение, которое вне стен школы (на базе учреждений дополнительного образования детей) еще более или менее благополучно, но в школе отличается неурегулированностью и вопиющей несправедливостью.
Пример: в школе работают два учителя, два классных руководителя – Иванов и Петров. Иванов ходит с классом в походы, Петров – никогда. Но оба одинаково получают свои надбавки за классное руководство. Естественно, со временем возникает моральная напряженность: почему так? Конечно, Иванова могут поставить в пример, похвалить, наградить грамотой, отметить в приказе – морально поощрить. Но он видит язвительную ухмылку Петрова, по возвращении из похода слышит от коллег саркастический вопрос: «Ну, как отдохнули?» – и постепенно приходит к «логическому» выводу: «Работа дураков любит».
Разумеется, все учителя во всех классах не могут вести туристические кружки, но существующая оплата труда учителя-воспитателя никак не поощряет развитие туризма и создает условия для благополучия именно «низкорентабельного» учителя. Так равная оплата вносит разлад в педколлектив, так она тормозит становление ТКД (туристическо-краеведческую деятельность) в школе.
Другой аспект бедственного финансового положения туризма в школе состоит в том, что учитель терпит материальный ущерб от проведения походов, экскурсий, экспедиций с учащимися. Расходы на транспортные переезды при проведении одно-двухдневных походов невелики, но государство их на свой счет не берет. Финансовые работники строго берегут каждую государственную копейку, а вот личные копейки, потраченные учителем на выполнение служебных обязанностей, административно-финансовый аппарат не волнуют. Каждый раз при проведении похода, загородной экскурсии учитель вынужден из своего кармана выкладывать какую-то сумму на проезд к начальному пункту маршрута и обратно. Почему? Он стесняется попросить денег на дорогу? Да, это унижает его. Но не только в этом дело – он знает, что никто не оплатит эти расходы, поскольку школьной сметой они не предусмотрены.
Прямых целевых ассигнований на школьный туризм нет. Это тоже делает его дальнейшее развитие затруднительным. Проведение экскурсии – еще куда ни шло, а чтобы пойти в поход, учителю нужны и рюкзак, и соответствующая обувь, и спальный мешок. А все это вместе тянет на значительную сумму денег. Где их взять? Ведь бесплатное обеспечение учителя специальным туристским снаряжением тоже не предусмотрено.
Здесь мы видим явный и глубокий разрыв между финансовыми возможностями и горячим желанием органов народного образования внедрить в школу туризм, сделать его массовым и даже обязательным слагаемым системы внеурочной воспитательной работы. Все это есть следствие так называемого остаточного принципа финансирования социальной сферы.
Урокоцентризм
Если первый тормозящий элемент имеет организационный характер, второй – экономический, то третий – чисто идеологического свойства.
В педагогике приоритетное значение получило накопление знаний ребенком, изучение основ наук. В.Караковский отмечает: «Урок был провозглашен основной формой не только учебной, но и воспитательной работы... Сознанием педагогов завладела удобная иллюзия: образование автоматически обеспечивает и высокий уровень воспитанности личности. Многие десятки лет обучающая функция гипертрофически развивалась в ущерб воспитывающей, причем она практически начисто вытеснила воспитание из школы. Много лет учитель получал зарплату только за уроки, и уже в этом самом акте оплаты его труда заключалась недооценка воспитания».
Это противоречие носит черты всеобщности, оно свойственно системе народного образования в целом, но в каждой конкретной школе имеет разные оттенки и разную степень напряжения. Для каждой школы этот элемент торможения в воспитании детей, в том числе средствами туризма, имеет внутреннее происхождение.
Само экономическое житье-бытье педагогики в школе, в котором все измеряется часами урокодательства, подталкивает к простой мысли: главное – обучение, часы, успеваемость. Ведь платят-то за часы, а за внеклассную работу – приплачивают.
В самих этих укоренившихся терминах – «внеурочная», «внеклассная», «внешкольная», «дополнительная» – содержится не только характеристика места, где происходит педагогическое действие, но и некое противопоставление главных, основных, высокоценных действий учителя с детьми и второстепенным, второразрядным его действиям вне главного театра учебно-воспитательной работы. Да и материальное благополучие учителя покоится на уроках, все остальное – приработок, дополнительная работа. Об этой моральной стороне терминологии не говорят, но она же действует.
Таким образом, догма урокоцентризма приобрела со временем тенденцию из Главного превратиться в Единственно необходимое и Священное, чем должна заниматься школа, – единственное, за что она несет ответственность перед государством (но не обществом). Когда сверху от вас требуют успеваемости, когда рублем поощряют урокодательство, а лозунгами утверждают «воспитывающее обучение», то становится ясно, что есть главное в вашей работе.
Как этот элемент торможения сказывается на развитии туризма в школе?
Культ урока – нашпиговывание памяти учащихся суммой программных знаний в готовом виде – приводит к тому, что школа стремится тем или иным способом вытолкнуть туризм за двери, во «внешкольное пространство», избавить себя от него, главным образом от туристических походов.
Часто, заходя в слабые в туристическом отношении школы, мы слышим от директоров множество самых невероятных, но «объективных» причин, по которым школа якобы никак при всем желании не может серьезно заняться туризмом. Директор одной школы придумал даже такую: «Туризм разрушает семьи учителей, и поэтому учительницы не хотят ходить в походы».
Но самый излюбленный прием состоит в том, что директор раскрывает толстую тетрадь «Кадры» и начинает по порядку перечислять: «Иванова – пожилая, год до пенсии; Петрова каждую неделю болеет; Сидорова – инвалид второй группы; Мишина учится заочно, у нее сессия; Семенова уходит в декрет; у Звонаревой уже был один инфаркт; Федорова только что родила...» Не школа, а дом инвалидов!
Если отвертеться от туризма не удается, так как органы управления образованием требуют, пишут приказы, то в ход идут другие способы.
Первый (основной) – подмена туристическо-краеведческой работы краеведением, походов – экскурсиями. Делается это так: из туристических походов выхолащивается их доминанта – преодоление маршрута активными способами передвижения и самодеятельное жизнеобеспечение группы, т.е. вся работа сводится к проведению экскурсий и экскурсионных поездок. Под это действие подводится соответствующая теоретическая база, согласно которой единственным достойным содержанием всякого турпохода объявляется познание, изучение, исследование чего-нибудь, т.е. краеведение. А все остальные компоненты (а у похода всегда многослойное содержание) считаются шелухой – «голым туризмом», «пустой шагистикой». Если ученик на вопрос о цели похода отвечает: «Пройти маршрут», – то следует новый и уже по-другому эмоционально окрашенный вопрос: «Как это?! А где же содержание?»
Здесь под содержанием имеется в виду исключительно краеведение – изучение, познание чего-то. Труд по самообслуживанию, ориентирование на маршруте, преодоление естественных препятствий, игры на свежем воздухе, купание – все это содержанием не считается, зачеркивается. По представлениям «урокодателя», такие компоненты не могут быть содержанием, а ведь психология, менталитет учителя – не паровоз, который переключением стрелок легко перевести на новый путь.
Надо отметить, что многие в эту теорию верят совершенно искренне. Так, одна учительница была крайне поражена, узнав, что ее коллега организовала для своих учеников двухдневный поход в Мураново – знаменитый музей в Подмосковье: «Ну, это же неразумно! Я со своим классом ездила в Мураново, и мы управились за полдня. А вы потратили двое суток».
Второй способ уйти от туризма совсем прост: вали всякую работу в одну кучу, чтобы она была повнушительнее и выглядела солиднее, труби во все трубы об огромной работе и блестящих ее результатах. Этот старинный способ имеет образное и точное определение – пускать пыль в глаза. Или по-современному – показуха.
Когда товар лицом показать стыдно, устраивают галдеж, суют покупателю под нос другие товары, которых тот и не спрашивает. Так и в нашем случае: если туризма в школе нет – прикрываются чем-либо туризмоподобным: встречами с ветеранами, военной игрой, школьным музеем, который создан методом переписки и вырезания иллюстраций из журналов, митингами у братских могил, проведенными обязательно в каких-то «рамках», краеведческой викториной, «десантами» в лесничество и другими операциями. Такого рода «интертрепацию» туризма используют не только школы, но и всякие иные органы для отчета перед вышестоящими. Отчетный документ всю сваленную в одну кучу разнопрофильную внеурочную работу с детьми выдает за образец туристической. Впрочем, в другой раз этот же самый документ можно выдать с другой шапкой – например, об опыте военно-патриотической или трудовой общественно полезной воспитательной работы. Годится на все случаи жизни.
Союз политических конъюнктурщиков и сторонников урокоцентризма крепок: они всегда готовы ошельмовать туристический поход как комплексную форму воспитания, препарировав его на части – несущественную, малозначащую физкультурно-оздоровительную, спортивную «форму» и военно-патриотическое, познавательное «содержание». Они всегда готовы сказать: «Что вы пристаете к нам со своими турпоходами! Мы вот митинг проведем на братской могиле с охватом 500 детей, в нем примет участие...» – и далее пойдет длинное перечисление титулов, имен и званий.
А в отчете о таком «походе» обязательно будет присутствовать описание детских глаз, наполненных слезами, срывающихся от волнения при произнесении клятвы верности детских голосов и шелеста знамен на ветру и, конечно же, суровых складок на лицах убеленных сединой ветеранов. Там все пойдет в дело, и трудно будет что-либо возразить.
И тут уж не суйся с турпоходом: какое значение для патриотического и т.п. воспитания имеют хождение по азимуту через густой ельник, печение картошки в золе костра, преодоление бурных речных потоков и любование красотой природы?
Школьный туризм, его укрепление, становление невозможны без идеологической борьбы. Необходимо новое мышление. Надо добиваться перемен в сознании работников, в их подходе к туризму.
Собственные противоречия туризма
Мы уже говорили, что есть причины внешние, тормозящие или ускоряющие развитие туризма, а есть внутренние – его собственные противоречия. Борьба тенденций наблюдается в самом социальном явлении, каковым является туризм, и эта борьба, на наш взгляд, ведет к совершенствованию туризма, по крайней мере в той его части, которая называется детским туризмом.
В стране туризм развивается двумя самостоятельными направлениями, или ветвями: есть плановый (коммерческий) туризм и есть самодеятельный. Нас (школу) туризм интересует с точки зрения педагогики. Следовательно, к указанным двум ветвям туризма надо подходить с вопросом: на какой из ветвей крупнее и сочнее педагогические плоды?
Разница между плановым и самодеятельным туризмом заключается в разных подходах к его производству. Принцип планового формулируется следующим образом: «Заплати – получишь», – а принцип самодеятельного: «Потрудись – получишь». Такова их природа. И тут совершенно ясно, от какого именно туризма школа получит большую педагогическую прибыль.
Плановый туризм – это когда турист находится на всем готовом. Что именно предлагает потребителю плановый туризм? Он освобождает его от множества обременительных хлопот и забот: предоставляет готовый, кем-то уже детально разработанный и проверенный маршрут, насыщенный интересными объектами; обеспечивает безопасность прохождения; дает платного квалифицированного проводника-инструктора (групповода, экскурсовода); обеспечивает транспорт, жилье, показ, рассказ, встречи, разные бытовые услуги.
Но выгоден ли педагогике такой туризм? Нужно ли ей «покупать» все эти услуги?
Удобно? Да. Полезно? Нет. Для воспитания ученика это плохо. Такая организация дела ведет к ограничению обучающего и воспитывающего значения похода, к обкрадыванию педагогики туризма.
Но мы вовсе не хотим отрицать роль планового туризма в школе. Сейчас в связи с перестройкой экономической, политической и социальной жизни общества в период расцвета предпринимательства плановый туризм в стране и в школе имеет развитие. И у него к тому есть задатки, есть свои привлекательные, сильные стороны. Для экскурсионного (познавательного) туризма, при котором мы просто ограничиваемся задачей расширения и углубления знаний, использование планового вполне допустимо: платный экскурсовод-специалист по данной теме (объекту), наверное, лучше учителя и самих детей подаст материал. Когда перед каким-либо туристическим мероприятием в школе ставится узкая задача – исключительно экскурсионно-познавательная, когда мы не преследуем цель обучения детей организации похода или экскурсии, полевому быту, умению выжить в так называемых экстремальных условиях, умению ориентироваться на незнакомой местности, – тогда плановый туризм, в первую очередь экскурсии, экскурсионные поездки, вполне удовлетворяют школу.
Но не следует увлекаться им – ведь плановый туризм имеет явную тенденцию коммерческого подхода к делу, он болен неуемным стремлением продавать как можно больше услуг, беспредельно повышать уровень комфортности, чтобы «драть деньгу». Утомленным бизнесменам это, может, и подходит, а учащимся ни к чему. «Комфорт как будто облегчает жизнь, фактически же он приносит больше вреда», – пишет доктор педагогических наук, профессор В.Элашвили.
Например, вы отправляетесь с детьми на экскурсию. Провести ее может сам учитель или заказной экскурсовод – специалист по данной теме или объекту. Но есть огромные преимущества в самостоятельной разработке этой темы самими ребятами. А та глубина и широта, которую может дать платный экскурсовод, – так ли она нужна сегодня детям?
Одним словом, сервис планового туризма, имея свои достоинства, удовлетворяя сегодняшним целям по расширению кругозора школьников, в перспективе по большому счету не может помочь школе в глубоком и всестороннем воспитании и обучении детей.
Это может дать только самодеятельный туризм и, в первую очередь, – самодеятельный спортивный.
Ведомственные рогатки
Ведомственность – одна из главных причин, по которой своевременные постановления, правильные лозунги, хорошие планы часто остаются лишь на бумаге. Ведь всякое решение, в том числе и высших органов власти, обязательно ущемляет интересы какого-нибудь ведомства. И хотя все ведомства и инстанции всегда аплодируют новым решениям, но сами же затем по-тихому проваливают их выполнение, если они им невыгодны.
Так называемые узковедомственные интересы – на самом деле есть реальные и законные интересы. Но они не всегда стыкуются, а во многом и противоречат интересам других ведомств. И нужен некий третейский судья, который смог бы найти баланс интересов разных ведомств.
Рядом с ведомственными интересами идут перестраховка, равнодушие или в лучшем случае – неумение широко смотреть на дело, боязнь ответственности. Например, органы здравоохранения, на словах ратуя за укрепление здоровья детей, за преодоление гиподинамии, за развитие спорта и туризма, на деле часто препятствуют этому. Иные медицинские деятели готовы полностью запретить туризм, лишь бы только не нести ответственность, если что-нибудь случится в походе. По московским школам однажды был распространен длинный запретительный список территорий, куда нельзя ходить в походы из-за опасности клещевого энцефалита. Отсюда один шаг к всеобщему тотальному запрету туризма, знаменитому «держать и не пущать!».
Стала анекдотом позиция медицинских работников в оздоровительных лагерях, где за отправившимися в поход детьми на ближайшую к лагерю лесную полянку отправляют бачки с готовой пищей, кипяченой водой для мытья рук, коврики для сидения на бревнах и проводят санобработку лужайки.
Бороться с ведомственными рогатками очень трудно, ибо каждое ведомство в своей вотчине – безраздельный хозяин. Сломить их удается только тогда, когда запреты и требования, накапливаясь, достигают наконец глупости непомерной, доходят до фельетонной кондиции и когда высокие начальники, вникнув в суть происходящего, понимают, что попали в смешное положение. Так было в 60-е годы прошлого столетия с Министерством финансов СССР, когда в газете «Известия» появился фельетон «Пионерская картошка», написанный знаменитым фельетонистом Э.Пархомовским – отцом юного туриста, московского школьника. Фельетон тот дал в свое время большое облегчение в финансовой отчетности за турпоходы.
Известно, что дети не могут развиваться без общения с природой, без общения с лесом, без его «эксплуатации». Школам, особенно городским, нужна «лесная педагогика» – эта могучая сила воспитания детей. И дети хотят знакомиться с другом-лесом не по одним только шишкинским полотнам или цветным слайдам. Им нужен живой лес, нужна загадочность лесных чащ, таинственность тихих лесных ручейков; им нужны запахи и звуки леса; им обязательно нужно хоть раз в жизни наковырять еловой смолы, чтобы узнать, какая она липкая и как здорово горит; обязательно нужно из сосновой коры выстругать что-нибудь дельное; обязательно надо попробовать живого березового сока...
Да, среди детей встречаются неразумные, невоспитанные «экземпляры» с задатками разрушителей. Но в том и работа учителя – вести в лес и воспитывать. А управленцам лесного хозяйства нет дела до воспитания и обучения детей, это не их функция. У них своя забота – беречь лес. И налицо конфликт: школе надо соединить детей и лес в единое «воспитательное сообщество», а лесничество стремится к противоположному – разобщить их, уберечь подопечный лес от вредных контактов с «варварами-школьниками». Следствием этого стали традиционные теперь ежегодные закрытия для туристов обширных лесных территорий в летние месяцы в связи с пожароопасностью. Конечно, это срывает работу школы, приводит к отмене запланированных походов.
Еще раз подчеркнем, что запреты и ограничения в туризме неизбежны и нужны, но они могут быть разумными, направленными на благо, а могут быть совершенно необоснованными, излишними, продиктованными не интересами воспитания детей, а чисто эгоистическими интересами ведомств или чиновным бездушием конкретных начальствующих лиц, боящихся ответственности, не желающих рисковать креслом.
Внутришкольные тормоза
Каждая школа живет и действует не в безвоздушном пространстве: все, что в ней есть, обусловлено общей государственной атмосферой, есть отражение общего в частном. Но у каждой школы есть, как говорится, свои трудности, специфика обстановки.
Давайте вглядимся во внутришкольную обстановку, разберемся, что здесь мешает развитию туризма.
Безусловно, огромную роль играет позиция, занимаемая по отношению к туризму руководством школы – директором, советом трудового коллектива, завучем и т.д.
К отрицательному фактору надо отнести находящуюся почти на нулевой отметке материальную базу развития туризма, что типично для подавляющего большинства школ.
Важна позиция родителей учащихся. Часто бабушки и дедушки – главные противники туризма в школе. Но самым серьезным тормозом развития туризма в школе является сам учитель.
Здесь могут иметь место пять факторов, которые тормозят развитие туризма и порознь, и в комплексе. Вот они:
1) туристическая неграмотность учителя;
2) отягощенность семейными заботами;
3) физическая неспособность к походам;
4) материальные затруднения;
5) идейно-педагогическое неприятие туризма.
Попробуем разобраться в них детально.
1. Учитель-турист в школе – чрезвычайная редкость. Да откуда бы ему взяться? В институте туризму не учат, а учителей физкультуры готовят по очень куцей программе.
Неподготовленность, туристическая неграмотность учителя, его неумение организовать и провести поход – вот одна из главнейших причин неразвитости этой формы работы в школе. Учитель боится походов, но не потому, что он профессионально труслив. Он их боится обоснованно – «не за свое дело не берись».
Какая учительница сумеет показать, как ставить палатку, как разжечь костер, рискнет лично пройти с рюкзаком по шаткому бревну через ручей? А какая учительница русского или иностранного языка, химии или даже математики умеет сама и может научить ребят читать топографическую карту, учесть магнитное склонение и выдать данные для азимутального движения через тайгу? Даже далеко не всякий учитель географии сможет сделать это и многое другое, что необходимо знать и уметь, чтобы с пользой и безаварийно провести с детьми поход.
Туристическая безграмотность учителя, его боязнь уронить свой авторитет в глазах ребят – тормоз очень серьезный, но вместе с тем наиболее безобидный и относительно легко преодолимый. Опасность, связанная с этим, в другом – в стремлении лихого администратора с ходу всех поголовно мобилизовать на проведение турпоходов. В таком случае можно получить обратный эффект от туризма – срывы походов, травматизм на маршрутах и нежелание ребят ходить в новые походы, так как с неопытным, неграмотным учителем поход будет неинтересным, бессодержательным, переполненным чрезмерными запретами и ограничениями. Школьники быстро увидят некомпетентность учителя, и им станет неинтересно ходить с ним в «облегченные» походы.
2. Говорить о бремени семейных забот учителя приходится, во-первых, потому, что большинство учителей – женщины, несущие повышенную ответственность за благополучие семьи. А во-вторых, потому, что туристическая работа неизбежно выходит за пределы нормального рабочего времени учителя, посягает на время его отдыха. Такова природа туризма. Конечно, если иметь в виду лишь норму массового туризма для младших классов (2–3 похода за год), то она безболезненно может быть реализована в осенние и весенние каникулы. В южных районах страны и поход с ночлегом в палатках можно провести в это время, в северных, конечно, сложнее. Но если классный руководитель намечает проводить систематическую туристическую работу, то тут неизбежно будут затронуты и дни его отдыха. Такая работа потребует от него жертв.
Свободное от работы время учителя, как, впрочем, у всех, – это не то время, которое некуда деть. У некоторых дела в семье обстоят так, что покинуть дом на целый день, а тем более на двое суток никакой возможности нет. И никакая компенсация тут не поможет: человек просто не может уехать, оставив без присмотра стариков или ребенка. Но и той учительнице, которой в принципе можно оставить дом в выходной день, сделать это бывает непросто – часто ценой напряженности на семейном фронте, разлада в семейных отношениях, морального дискомфорта.
Вообще надо учитывать, что особенность туризма состоит в том, что он, как никакая другая форма воспитательной внеклассной деятельности, отнимает у педагога много времени (хотя и эффект пропорционально больше!). Сколько времени нужно, чтобы провести классный час, сбор отряда, утренник, посвященный красной или круглой дате? Час? Два? Три? Ну, пусть пять часов. А поход, даже однодневный, длится 8–10 часов. Да его подготовка займет столько же времени. Такие затраты времени с учетом того, что примерно 50% его ляжет на личное время учителя, естественно, отпугивают от туризма, тормозят его развитие.
Никто не возьмется доказать, что без туризма классный руководитель изнывает от безделья, бьет баклуши и свои деньги получает почти что даром. Нет, работы ему и без туризма хватает. Его загруженность, задерганность давно известны. По меткому выражению педагогов Гончаровых, учитель к концу четверти «буквально отравлен усталостью».
Облегчить участь учителя в значительной мере может проведение общешкольных или по параллелям Дней туризма в будни. Это, кстати, удобно еще и тем, что в это время легче в рамках похода провести экскурсии, проехать в электричке.
3. Не будем акцентировать внимание на возрасте, болезнях, беременности – все это есть, все это тоже сдерживает развитие туризма в школе, и от этого не уйдешь. Во всех этих случаях надо просто искать учителю замену для проведения с его классом походов.
Главная беда в другом – в общем низком уровне физической культуры учителей, в том числе и молодых. Физподготовка, которую получили нынешние учителя в свои школьные годы, а затем в вузе, крайне слаба. Вот что сдерживает, тормозит проведение спортивных туристических походов, к которым стремятся дети. Вот что, в частности, ведет к подмене туризма экскурсиями и экскурсионными поездками.
Нередко бывает так, что в серьезном походе с детьми назначенная руководителем учительница оказывается самым физически слабым участником, наименее приспособленным к специфическим нагрузкам похода. Она не удовлетворяет потребности детей в физической активности на маршруте, при первой же возможности стремится посадить группу на попутную машину, чтобы проехать тот участок, который было намечено пройти пешком, тем самым развращая детей и срывая выполнение намеченной спортивной нормы похода. Такая учительница порой не может поднять свой рюкзак, отстает от группы и в результате теряет над ней контроль.
Засилье слабых кадров в школе заранее обрекает ее на полную неспособность наладить массовую туристическую работу. Тут уж администрации надо всерьез заняться подбором учительских кадров, дифференцированно подходить к оплате их труда.
4. Как уже было сказано, туристическая работа посягает не только на личное время учителя, но и на его кошелек. Все это прямое следствие нищенского положения школы в стране, приоритета рубля над здравым смыслом.
Привлекая совет школы к решению финансовых проблем учителей, проводящих туристическую работу, надо искать средства компенсации их затрат, возможность обеспечить их в первую очередь всем необходимы снаряжением – обувью, костюмом, рюкзаком, спальным мешком и т.п. Учитель-турист должен быть полностью и отлично экипирован, чтобы не испытывать неудобств на маршруте и неловкости перед окружающими и своими воспитанниками. Надо искать и средства поощрения тех учителей, которые отдают много сил туристической работе.
Каков же он – характер труда учителя в походе? Может быть, как некоторые думают, это сплошной курорт за казенный счет? Зарплата идет, а учитель гуляет по горам и лесам, загорает, в море купается, грибы-ягоды собирает...
Если бы дело обстояло так, то давно уже в школах был бы массовый туризм. Но работа учителя в походе – совсем не сахар. Здесь он вообще не имеет выходных дней, и нет никакой нормальной продолжительности рабочего времени – жизнь походная требует от него круглосуточной педагогики. В экскурсионной поездке – еще куда ни шло, а в походе учитель одновременно работник и умственного, и физического труда: пешком идет десятки и сотни километров с тяжелым рюкзаком, рубит дрова, варит пищу, моет закопченные ведра, а вечерами со свечкой сидит над ведомостью: ведет учет расходов на продовольствие, рассчитывает график движения, размышляет над идейным и краеведческим наполнением предстоящего дня. А утром надо проснуться раньше всех и разбудить дежурных – надеяться на то, что они сами встанут в шесть утра, не приходится.
Да, у педагога в походе нет под рукой ни врача, ни шеф-повара, ни бухгалтера – все эти должности, все их функции совмещены в нем одном. А зарплата у него одна – среднемесячная. Как у всех остальных учителей, которые остались дома, не пошли с ребятами в долгий поход в горы, в тундру, в тайгу.
Впрочем, горы, тайга и тундра со всеми их многочисленными естественными препятствиями не страшат учителя, стоит лишь раз ему побывать там. И ответственность за ребят в этих экстремальных походных условиях тоже не очень пугает его. Больше всего еще до начала похода его отвращают от туризма совершенно неестественные бюрократические препятствия – бег с барьерами по различным инстанциям: к директору, в отдел образования, в бухгалтерию, в банк, на продбазу, в железнодорожные кассы, в МКК (маршрутно-квалификационнуюю комиссию) и т.д. Уже на этом этапе он с ужасом узнает, что после похода предстоит второй тур – отчет о проведенном походе. И тут учитель сам себе говорит: «Боже мой! Зачем же мне это море удовольствий? Ведь я же педагог, мое дело – учить и воспитывать детей. А это все...» Да, условия его работы – совсем не сахар.
Мы уже говорили о несправедливости уравниловки в оплате труда учителя, об ущербе, который приносит учителю его работа с детьми по туризму. Сейчас мы хотим только подчеркнуть сложность и объемность трудовых затрат учителя при проведении походов – факторы, которые тоже отталкивают его от туризма, и обратить внимание на то, что надо стремиться всемерно облегчить этот тяжелый труд, сделав его более привлекательным для школьных учителей.
5. Если бытовавшее раньше в среде учителей этакое интеллигентски-брезгливое отношение к туристическим походам заметно убавилось, почти исчезло, то идейно-педагогическое неприятие их еще живет и здравствует.
В иной школе организатор туризма рискует получить от классного руководителя жесткий отказ в проведении походов: «На экскурсию я – пожалуйста, а в поход – увольте. Тащиться пешком с мешком на предмет глотания пыли – извините. Я же не учитель физкультуры».
И так может заявить не пожилой и больной учитель, а педагог в бодром возрасте. Многие еще смотрят на туризм так: экскурсия – это знания, это нужное дело, здесь я по своему предмету получу результат, а поход – чистой воды физкультура, а физкультура – не мой предмет.
Отношение к предмету «физическая культура» всегда было уничижительным, как к чему-то третьесортному, малозначащему. И сколько ни пытались и ни пытаются поднять его престиж, он все еще остается предметом «несерьезным».
Такой предметный подход части учителей к туристической внеклассной работе преодолеть бывает очень трудно. Тем более что позицию эту прочно подпирает факт введения курса туризма в педвузах только по специальности «физическое воспитание». «Значит, – делают вывод учителя, – другим предметникам он и не обязателен».
Позиция неприятия турпоходов – это отражение урокоцентризма, о котором мы уже говорили. Сторонники приоритета знаний в развитии личности ребенка, в подготовке его к жизни считают, что детям вполне достаточно того, что дает урок, – густого, крепкого, насыщенного бульона знаний с хорошо вываренным и протертым содержимым и что такое кормление бульоном знаний не только наполняет желудок личности, но и успешно делает эту самую личность. А туристический поход хотя и дает некоторые знания, но он просто «физкультурный супчик» – подсоленная водичка с редкими крупинками знаний, которые «одна другую догоняют».
В каждой школе могут найтись и искренне убежденные сторонники педагогического неприятия туризма, и те, кто только прикрывается этой позицией, не очень в нее веря. Прикрывается для того, чтобы не выставлять напоказ иные – неудобные – причины: неквалифицированность, физическую неспособность, семейные сложности. Надо разбираться индивидуально, кто чем дышит. Тормоз педагогического неприятия может иметь в школе свое специфическое преломление. Порой при попытке администрации ввести туризм в практику воспитательной работы дело доходит до глубокого конфликта между администрацией и педколлективом или между разными группами педагогов. Многое здесь зависит от того, на каких позициях стоят лидеры – и формальные, и неформальные.
И все же, несмотря на весь этот букет проблем, десятки тысяч учителей ведут детей в походы, а очень многие директора школ считают туризм одним из самых эффективных средств воспитания.
Ю. С. Константинов ;
В. М. Куликов