Методика |
|
Внимание – на экран!
Задачи урока: – обучение прямому нападающему удару; Урок начинается в кабинете, оснащенном мультимедийным проектором, компьютером, а продолжается в спортивном зале. Для проведения урока понадобятся мультимедийный проектор, компьютер, экран, учебные карточки, волейбольные мячи. В кабинете детям предлагается посмотреть мультимедийное пособие по технике нападающего удара в волейболе. Учитель делает акцент на технике нападающего удара и блокирования. Нападающий ударТехника движений ног (рис. 1) 1. Толчковая нога – это выражение условное. Оно идет от привычки считать сильнейшей ту ногу, которой человеку привычно отталкиваться. На самом деле возможности обеих ног одинаковы. Игроки, у которых более ловкая рука – правая, чаще отталкиваются левой ногой. Некоторые игроки, прежде чем сделать первый шаг, наблюдая за пасующим, переминаются на месте. И это не ошибка. Главное – не пойти вперед преждевременно и не опоздать с разбегом. Рис. 1. Техника движения ног при выполнении нападающего удара
2. Время начала разбега и его направление определяют по восходящей траектории передачи мяча для нападающего удара. Для выработки умения определять это время необходимы многократные упражнения. Надо стараться определять время и место встречи с мячом тогда, когда он только оторвался от рук пасующего. 3. В напрыгивании перед прыжком волейболисты посылают вперед правую ногу – это наиболее целесообразно для удара правой рукой. Энергичный замах рукой и отведение плеча поворачивают туловище игрока вправо, при этом правая нога касается площадки раньше левой. 4. В последнем шаге (при напрыгивании) надо соблюдать разумную меру, помня, что напрыгивание – лишь способ для увеличения амплитуды прыжка, а не самоцель. Этому способствует опережающий рывок туловищем вперед. 5. К моменту постановки ног руки, естественно, круговым движением тянут тело вверх. Иногда рекомендуют ставить ноги перед толчком на пятки. Это неверно. Ноги ставят так: правую – вначале на внешний свод стопы, а левую – на всю стопу. Обе ноги как бы упираются в пол, а для этого необходима наибольшая площадь опоры. Чем больше скорость разбега, тем больше вынос ног вперед, большее опережение постановки правой ноги, а также поворот туловища вправо. Погасив инерцию напрыгивания и разбега, игрок энергично отталкивается ногами. 6. Более энергичный рывок вверх правой рукой при отталкивании раньше потянет за собой всю правую сторону тела игрока. Правая нога тогда получит равную по времени с левой ногой нагрузку, поэтому при постановке правой ноги, опережая ее, правая рука посылается вперед. Пренебрежение равномерным распределением нагрузки на ноги может быть причиной их травм. Прыжок выполняют с активным махом руками. Техника движений рук при выполнении нападающего удара (рис. 2) В нападающем ударе выделяют четыре фазы: разбег, прыжок, удар по мячу, снижение. 1. В разбеге делают 1–3 шага. Первый шаг относительно небольшой, скорость движения невелика. Второй шаг корректирует направление разбега. Длина шага увеличена, скорость движения возрастает. 2. На третьем шаге горизонтальная скорость разбега преобразуется в вертикальную скорость прыжка. Шаг по длине наибольший. Его выполняют скачком и определяют как напрыгивающий. При этом одну ногу, обычно правую, выносят вытянутой вперед и ставят на пятку, стопа находится в положении разгибания, носок на себя. Только при такой жесткой постановке правой ноги на опору возникает стопорящий эффект. Другой ногой в последнем шаге отталкиваются от опоры и через небольшой промежуток времени подставляют к правой. При одношажном разбеге выполняется только один напрыгивающий шаг. Одновременно с напрыгивающим шагом обе руки отводятся назад. 3–4. Чтобы выйти к месту встречи с мячом, при ударе поверх сетки выполняется прыжок. Отталкивание в первую очередь начинают руки по дуге сзади-вперед-вверх, затем ноги разгибают во всех суставах. Большое значение имеет согласованность движений: в момент приставления левой ноги руки посылают вниз с таким расчетом, чтобы выпрямление ног совпало с движением рук вверх. 5. Когда ноги игрока отрываются от опоры, тело начинает движение вверх и несколько вперед – это фаза полета. В момент отрыва ног от опоры следует верхнюю часть туловища отводить назад, что способствует уменьшению длины траектории полета. Руки вначале движутся вместе до уровня лица, затем активно включается в работу правая (бьющая) рука. 6. Одновременно со взлетом игрок делает замах правой рукой назад-вверх. При замахе важно соблюдать последовательность движения: плечо, локоть, предплечье, кисть. Предплечье отводят за голову, кисть разворачивают ладонью вверх, правое плечо отводят назад.
7. Высота подъема локтя варьируется в широких пределах в зависимости от индивидуальных способностей игроков. Однако локоть всегда должен быть выше оси плечевого сустава. Нередко игроки принимают положение «лук» – прогибаются в грудной и поясничной частях, ноги сгибают в коленях, отводя голень назад. 8. Левая рука принимает активное участие в движении замаха: ее отводят в сторону, растягивая большую грудную мышцу. 9. Ударное движение начинают с поворота тела вокруг вертикальной оси, одновременно выводят вперед и поднимают правое плечо. Это движение задает начальную скорость руке, которая включается в работу несколько позже. Ее выпрямляют в локтевом суставе, вытягивают верх и немного вперед, затем опускают по дуге вперед-вниз к левому колену. Одновременно плечо выводят вперед, что помогает задать более точное направление полета. 10. Кисть накладывается на мяч в расслабленном состоянии сзади-сверху хлестким движением. Одновременно с опусканием руки вперед ее сгибают, направляя мяч вниз. Скорость движения руки наращивается плавно. К моменту скорость должна быть максимальной. Затем игрок снижается и приземляется, обязательно сгибая ноги в коленных суставах, что предохраняет опорно-двигательный аппарат от травм и позволяет сразу перейти к последующим действиям. Рис. 2. Техника движений рук при выполнении нападающего удара Блокирование (рис. 3) 1. Находясь в стойке готовности перед сеткой – ноги на ширине плеч, несколько согнуты в коленных суставах, руки полусогнуты перед туловищем, – игрок следит за действиями соперников. 2. Как только игрок определил предполагаемое место атаки, он или прыгает с места или незамедлительно перемещается туда приставными или обычными шагами и принимает исходное положение – ноги сгибаются до положения полуприседа. 3. Активным разгибанием ног, выпрямлением туловища и резким маховым движением рук чуть позже нападающего (при передаче мяча на удар по средней траектории) блокирующий игрок выпрыгивает вверх. Рис. 3. Техника блокирования 4. Вынося вверх перед грудью согнутые в локтевых суставах руки, волейболист выпрямляет их. Расстояние между ладонями не превышает диаметра мяча. Пальцы параллельно поднятых вперед-вверх рук широко разведены, кисти слегка напряжены, расположены над сеткой и перенесены на сторону соперника. 5. Блокирующий игрок в прыжке контролирует мяч и одновременно следит за действиями нападающего. 6. В момент постановки блока туловище незначительно сгибается в тазобедренном суставе, ноги выпрямлены, мяч накрыт кистями. 7–8. После постановки блока волейболист опускает руки перед собой так, чтобы не задеть сетку, и приземляется на полусогнутые ноги, продолжая внимательно следить за мячом. Возвращаемся в спортзалПодготовительная часть 1. Построение, проверка готовности класса, сообщение задач урока. 2. Ходьба на носках, на пятках, на внутренней и внешней стороне стопы. 3. Бег по залу в медленном темпе. 4. Старты с места, челночный бег 5×9 м лицом вперед, затем поочередно – лицом вперед, спиной вперед, скрестным шагом. 5. ОРУ: • И.п. – стойка ноги врозь. Круговые движения руками. То же в другую сторону. • И.п. – стойка ноги врозь, руки в замок за спиной. Одновременно подниматься на носки и отводить прямые руки назад. Основная часть Прием и передача мяча сверху и снизу 1. Упражнение в парах. Чередование изученных способов приема и передачи мяча сверху и снизу двумя руками. 2. Передачи мяча в прыжке. Встречная передача мяча в прыжке у сетки и через сетку. Параллельное обучение прямому нападающему удару и одиночному блокированию 1. Сделать шаг, стопорящий шаг и прыжок вверх с махом руками. Повторить 5–6 раз. Обратить внимание на прыжок – он должен быть вертикальным (рис. 4). Рис. 4. Одиночное блокирование 2. То же, но стопорящий шаг выполнять скачком. Особое внимание следует обратить на постановку стопорящей ноги и согласованную работу ног и рук. Повторить 5–6 раз. 3. Выполнить разбег в 2–3 шага, стопорящий шаг и прыжок вверх. Повторить 5–6 раз. Не разводить широко кисти. 4. Игроки располагаются парами по обе стороны сетки. По сигналу преподавателя они прыгают и ударяют друг друга по кистям над сеткой. Прыгать следует одновременно. Повторить 5–6 раз. 5. Имитация блока после перемещения вдоль сетки вправо и влево. Упражнение можно выполнять многократно после перемещения 1–2 приставными шагами. Обратить внимание на приземление (сгибание ног в коленных суставах). 6. Игроки располагаются парами по обе стороны сетки. Один игрок находится на линии нападения. Он разбегается и имитирует нападающий удар. Другой игрок, стоящий у сетки на противоположной площадке, определяет место и время прыжка по разбегу нападающего, перемещается туда и имитирует блок, закрывая руками воображаемое направление полета мяча. Выполнив упражнение 4–5 раз, игроки меняются ролями. 7. Расположение игроков то же, но нападающий игрок держит в руках мяч. Он разбегается и выполняет нападающий удар с собственного подбрасывания в строго определенном направлении, например в зону 5. Другой игрок, стоящий у сетки на противоположной стороне, ставит блок, закрывая известное ему направление полета мяча. Выполнив упражнение 4–5 раз, игроки меняются ролями. Не запаздывать с выходом к мячу. 8. Игроки с мячами в руках выстраиваются в колонну по одному в зоне 4. В зоне 3 находится пасующий игрок, в зоне 2 на противоположной площадке – блокирующий. Так же располагаются игроки на другой стороне площадки. Игрок зоны 4 передает мяч игроку зоны 3, тот выполняет передачу на удар, который делает игрок зоны 4. Игрок зоны 2 с противоположной стороны выполняет блок (неподвижный или подвижный, по заданию преподавателя), стремясь закрыть вначале известное направление удара, а затем и неизвестное. Упражнение выполняют 5–6 мин. Прыжок должен выполняться не в длину, а вверх; маховые движения руками более активные. 9. Игроки с мячами выстраиваются в колонну по одному в зоне 4, один игрок – в зоне 3. Из зоны 4 выполняется передача в зону 3, игрок зоны 3 передает мяч на удар в зону 4, игрок зоны 4 разбегается и осуществляет нападающий удар. Выполнять в течение 5–6 мин. Особое внимание следует обратить на удар выпрямленной рукой по краю мяча. Учебная игра Команда принимает мяч от верхней передачи и разыгрывает его до завершающего удара через сетку. Сразу после удара с противоположной стороны противник организует нападающие действия: игрок из зоны 4 принимает мяч и передачей посылает его в зону 3, из зоны 3 направляется вторая передача в зону 4, затем выполняется нападающий удар или обманное действие. Защищающаяся команда должна быстро перейти к обороне, в зоне 2 игрок готовится к блокированию, в зоне 6 игрок идет на страховку при блоке, и т.д. Заключительная часть Построение, разбор игры, подведение итогов занятия. Учитель отмечает детей, которые хорошо выполняли упражнения. Домашнее задание Имитация у зеркала техники движения руки при нападающем ударе: плеча, локтя, предплечья, кисти.
Фания Валеева , |