5. Кадровое обеспечение процесса физического воспитания; инновационно-методическая деятельность учителей физической культуры
Полученная в ходе самообследования информация о реализации процесса физического воспитания оформляется в справке. Кроме того, получив ценную диагностическую информацию, школа может запланировать организовать работу по выявлению слабых мест в реализации процесса физического воспитания на среднесрочную перспективу.
Примерная карта самообследования деятельности школы по физическому воспитанию
№ п/п |
Критерий |
Продвинутый уровень |
Нормальный уровень |
Недостаточный уровень |
1 |
Реализация многообразия форм физического воспитания, обеспечивающая комплексное решение дидактических, воспитательных и оздоровительных задач |
Суточный объем повседневной двигательной активности обучающихся в организованных формах физического воспитания составляет не менее 2 ч |
Суточный объем повседневной двигательной активности обучающихся в организованных формах физического воспитания составляет не менее 2 ч |
Суточный объем повседневной двигательной активности обучающихся в организованных формах физического воспитания составляет несколько меньше 2 ч |
Во всех классах обеспечивается преподавание курса физической культуры федерального компонента учебного плана; в полной мере реализуется обязательный минимум содержания образования Госстандарта по физической культуре |
Во всех классах обеспечивается преподавание курса физической культуры федерального компонента учебного плана; в полной мере реализуется обязательный минимум содержания образования Госстандарта по физической культуре |
В отдельных классах не реализуется курс физической культуры федерального компонента учебного плана |
Во всех классах, кроме первых, преподается третий урок физической культуры с оздоровительной направленностью, для чего созданы необходимые условия |
Во всех классах, кроме первых, преподается третий урок физической культуры с оздоровительной направленностью, для чего созданы необходимые условия |
Третий урок физической культуры преподается не во всех классах или его преподавание осуществляется в ненадлежащих условиях – в рекреациях, в актовом зале и т.п. |
Реализуется 2–3 курса (кружков, секций) двигательного характера, введенных за счет часов школьного компонента учебного плана (ритмика, валеология и т.п.) |
Реализуется 1 курс двигательного характера, введенный за счет часов школьного компонента учебного плана |
Реализация курсов двигательного характера, введенных за счет часов школьного компонента, учебным планом не предусмотрена |
На базе школы функционирует не менее 5–7 кружков (секций) спортивно-оздоровительной направленности |
На базе школы функционирует не менее 2–3 кружков (секций) спортивно-оздоровительной направленности |
Спортивно-оздоровительных кружков, секций в школе нет |
В течение учебного года проводится более 10 общешкольных физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в расчете на одного обучающегося |
В течение учебного года проводится 8–10 общешкольных физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в расчете на одного обучающегося |
В течение учебного года проводится менее 8 общешкольных физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в расчете на одного обучающегося |
2 |
Система и результаты работы с двигательно одаренными обучающимися |
Создана система работы с одаренными учащимися по подготовке к участию в соревнованиях, олимпиадах и других мероприятиях; в наличии планы, программы подготовки и т.д. |
Создана система работы с одаренными учащимися по подготовке к участию в соревнованиях, олимпиадах и других мероприятиях; в наличии планы, программы подготовки и т.д. |
В преддверии соревнований, олимпиад и других мероприятий проводятся отбор и направленная подготовка обучающихся к выступлению |
|
На базе школы функционирует класс оборонно-спортивного (физкультурно-педагогического) профиля или специализированный спортивный класс |
Класса оборонно-спортивного (физкультурно-педагогического) профиля или специализированного спортивного нет |
Класса оборонно-спортивного (физкультурно-педагогического) профиля или специализированного спортивного нет |
|
Обучающиеся (спортивные команды) школы – победители всероссийских и областных соревнований, олимпиад, спартакиад и т.п. |
Обучающиеся (спортивные команды) школы – победители муниципальных и межшкольных соревнований |
Обучающиеся не побеждали на спортивных соревнованиях (олимпиадах) между школами |
3 |
Организация работы с обучающимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ) |
В школе созданы необходимые условия для занятий в СМГ; учителя, работающие в СМГ, имеют специальную подготовку |
В школе созданы необходимые условия для занятий в СМГ; учителя, работающие в СМГ, имеют специальную подготовку |
В школе не созданы надлежащие условия для занятий в СМГ |
Все обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к СМГ, вовлечены в специальные занятия физической культурой с учетом состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности; в наличии соответствующая рабочая программа и документация |
Все обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к СМГ, вовлечены в специальные занятия физической культурой с учетом состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности; в наличии соответствующая рабочая программа и документация |
Часть обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, не охвачена специальными занятиями |
4 |
Результативность процесса физического воспитания |
Имеет место положительная динамика уровня образовательных достижений обучающихся по физической культуре или сохранение высоких показателей успеваемости на протяжении трех последних лет |
Имеет место сохранение показателей успеваемости обучающихся по физической культуре на уровне не ниже среднеобластных на протяжении трех последних лет |
Показатели успеваемости ниже среднеобластных при отсутствии позитивной динамики на протяжении последних трех лет |
|
|
В течение учебного года отмечается значительный прирост параметров физической подготовленности обучающихся или сохраняются высокие исходные показатели |
В течение учебного года отмечается незначительное повышение средних показателей физической подготовленности обучающихся или исходные показатели находятся на среднем уровне |
В течение учебного года не фиксируется позитивной динамики уровня физической подготовленности учащихся, а также имеют место случаи его снижения или исходные показатели физической подготовленности находятся на уровне ниже среднего |
|
|
Большинство обучающихся имеют гармоничное физическое развитие, зафиксированное медицинским работником |
Большинство обучающихся имеют гармоничное физическое развитие, зафиксированное медицинским работником |
Значительная часть обучающихся имеют отклонения в физическом развитии |
|
|
Результатом государственной (итоговой) аттестации обучающихся по физической культуре являются только отличные и хорошие отметки; часть выпускников поступают и успешно обучаются в учреждениях СПО и ВПО физкультурного профиля или учреждениях силовых ведомств; ряд выпускников, закончив высшие и средние специальные учебные заведения, работают в соответствии с профилем обучения |
Результатом государственной (итоговой) аттестации обучающихся по физической культуре являются в основном отличные и хорошие отметки |
Результатом государственной (итоговой) аттестации обучающихся по физической культуре являются в основном удовлетворительные отметки; также есть неудовлетворительные отметки |
|
|
По данным анкетирования обучающиеся размещают на шкале ценностей позиции «здоровье» и «физическое совершенствование» преимущественно на 1–3-е места; отмечается активная деятельностная позиция обучающихся по сохранению и укреплению здоровья, физическому самосовершенствованию |
По данным анкетирования обучающиеся размещают на шкале ценностей позиции «здоровье» и «физическое совершенствование» преимущественно на 1–3-е места; отмечается активная деятельностная позиция обучающихся по сохранению и укреплению здоровья, физическому самосовершенствованию |
По данным анкетирования обучающиеся размещают на шкале ценностей позиции «здоровье» и «физическое совершенствование» не ниже 3–5-го места, однако положительное ценностное отношение к здоровью далеко не всегда выражается в направленном здоровьесберегающем поведении |
|
|
В наличии 2–3 документа регионального уровня, подтверждающие высокие результаты работы школы по организации физического воспитания Грамоты обучающихся за спортивные достижения в данном случае не учитываются |
В наличии 2–3 документа муниципального уровня, подтверждающих высокие результаты работы школы по организации процесса физического воспитания |
Документов, подтверждающих высокие результаты школы в области организации процесса физического воспитания, нет |
5 |
Кадровое обеспечение процесса физического воспитания |
Все учителя физической культуры имеют специальное образование или прошли профессиональную переподготовку по программе дополнительного профессионального образования физкультурно-педагогического профиля |
Все учителя физической культуры имеют специальное образование или прошли профессиональную переподготовку по программе дополнительного профессионального образования физкультурно-педагогического профиля |
Более половины педагогов не имеют специального образования |
Учителя физической культуры имеют высшую и первую квалификационные категории |
Учителя физической культуры имеют квалификационные категории |
Учителя физической культуры не имеют квалификационных категорий |
Часть учителей удостоены государственных наград или почетных званий: Российской Федерации в соответствии с профилем профессиональной деятельности |
Часть учителей удостоены ведомственных (отраслевых) наград Министерства образования и науки РФ, Минспорттуризма или имеют звание «мастер спорта Российской Федерации» |
Награжденных государственными или ведомственными наградами (знаками) среди учителей физкультуры нет |
6 |
Инновационно-методическая деятельность учителей физкультуры |
Школа является инновационной (экспериментальной) площадкой по вопросам физического воспитания |
Школа является инновационной (экспериментальной) площадкой по вопросам физического воспитания |
Инновационная деятельность по проблемам физического воспитания в школе не осуществляется |
|
|
Учителя физической культуры успешно участвуют в пилотных проектах, грантах, конкурсах инновационных разработок и проектов |
Учителя физической культуры активно осваивают прогрессивные идеи и внедряют передовые педагогические технологии |
Учителя физической культуры владеют преимущественно традиционными методиками и технологиями и применяют их на практике |
|
|
Среди учителей физической культуры – победители или лауреаты конкурсов профессионального мастерства всероссийского или регионального уровня |
Среди учителей физической культуры – победители или лауреаты конкурсов профессионального мастерства муниципального или школьного уровня |
В составе учителей физической культуры нет участников конкурсов профессионального мастерства |
|
|
Учителя физической культуры школы привлекаются для проведения авторских курсов, циклов лекций, демонстрации опыта работы на курсах повышения квалификации |
Все учителя школы регулярно повышают квалификацию в разнообразных формах: курсовые мероприятия, стажировки и др. |
Не все педагоги своевременно проходят курсы повышения квалификации |
|
|
Учителя физической культуры участвуют в мероприятиях научно-методического характера: научно-практических конференциях, педагогических чтениях и др. – всероссийского и межрегионального уровней. Учитываются результаты последних трех лет |
Учителя участвуют в мероприятиях научно-методического характера |
В течение последних трех лет учителя физической культуры в мероприятиях научно-методического характера участия не принимали |
|
|
Учителя физической культуры активно на правах докладчиков, выступающих участвуют в методических мероприятиях – семинарах, «круглых столах», групповых консультациях, методических секциях, объединениях и др. – всероссийского и областного уровней. Учитываются результаты последних трех лет |
Учителя участвуют в методических мероприятиях муниципального уровня. Учитываются результаты последних трех лет |
Учителя не участвуют в методических мероприятиях за пределами школы |
|
|
Учителя привлекаются к экспертной деятельности – в качестве аттестуемых, награждаемых; к рецензированию, нормотворческой деятельности, а также работают в составе жюри, конкурсных комиссий, методических советов и т.п. на федеральном и областном уровнях |
Учителя привлекаются к экспертной деятельности на внутриучрежденческом уровне |
Учителя не участвуют в экспертной деятельности |
|
|
Опыт работы учителей обобщен на всероссийском, региональном или муниципальном уровне: научные и методические публикации, модульные анкеты передового опыта, размещение информации об опыте педагога на образовательном портале, в сборнике лучших педагогов, СМИ, книге и т.п. |
Опыт работы учителей обобщен на внутриучрежденческом уровне |
Опыт работы учителей не обобщался |
|
|
В наличии структурная единица школы, объединяющая специалистов в сфере физической культуры, например совет коллектива физической культуры, служба здоровья, центр сохранения и укрепления здоровья и т.д., а также методическое формирование учителей физической культуры: кафедра, методическое объединение – при наличии локальных актов и документов, регламентирующих их деятельность |
Функционирует методическое объединение учителей физической культуры; в наличии локальные акты и документы, регламентирующие его деятельность; учителя активно участвуют в работе районных методических формирований |
В учреждении нет структурных единиц, объединяющих специалистов в сфере физической культуры; учителя не принимают активного участия в работе районных методических объединений |
|
|
В наличии электронная база методических и нормативных правовых документов и материалов, собственные методические разработки и дидактические материалы, портфели профессиональных достижений учителей |
В наличии каталогизированная и систематизированная библиотека нормативных правовых и инструктивно-методических документов, необходимые методические и дидактические материалы |
Информационная база по физическому воспитанию хранится бессистемно и пополняется несвоевременно |
|
|
В учебной и внеурочной работе учителя физической культуры регулярно используют информационные технологии |
В методической работе учителя физической культуры регулярно используют информационные технологии |
В методической работе учителя не используют информационные технологии |
|
|
Учебники по физической культуре используются практически во всех классах |
Учебники по физической культуре используются практически во всех классах |
Учебники по физической культуре в учебном процессе не используются |
|
|
Осуществляется подписка на 2 периодических издания физкультурно-педагогического или физкультурно-спортивного профиля |
Осуществляется подписка на 1 периодическое издание физкультурно-педагогического или физкультурно-спортивного профиля |
Школа не выписывает периодические издания физкультурно-педагогического или физкультурно-спортивного профиля |
7 |
Документальное обеспечение физического воспитания |
В наличии стратегические документы, определяющие направления работы школы по физическому воспитанию: концепция развития физического воспитания, целевая программа развития физического воспитания |
В наличии план работы школы по физическому воспитанию, составленный в соответствии с принятыми в методике физического воспитания требованиями |
План работы по физическому воспитанию отсутствует или не соответствует принятым в методике физического воспитания требованиям |
|
|
Все занятия физической культурой: уроки физической культуры, курсы динамического характера, вводимые за счет школьного компонента, курсы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности – обеспечены рабочими программами и документацией |
Все занятия физической культурой: уроки физической культуры, курсы динамического характера, вводимые за счет школьного компонента, курсы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности – обеспечены рабочими программами и документацией |
Необходимые рабочие программы и документация для реализации занятий физкультурного профиля отсутствуют |
|
|
В наличии сертифицированные в установленном порядке авторские образовательные программы |
В наличии сертифицированные в установленном порядке авторские образовательные программы |
Сертифицированных в установленном порядке авторских программ по физическому воспитанию нет |
8 |
Материально-техническое обеспечение процесса физического воспитания |
В наличии находящиеся в состоянии эксплуатационной готовности спортивные сооружения, позволяющие обеспечить реализацию всех форм физического воспитания |
В наличии находящиеся в состоянии эксплуатационной готовности спортивные сооружения, позволяющие обеспечить реализацию всех форм физического воспитания |
Часть необходимых для реализации комплексного процесса физического воспитания спортивных сооружений отсутствует или материальная инфраструктура для занятий физической культурой не соответствует требованиям гигиены и безопасности |
|
|
В наличии находящиеся в состоянии эксплуатационной готовности необходимые инвентарь и оборудование, позволяющие обеспечить реализацию учебной программы по физической культуре |
В наличии находящиеся в состоянии эксплуатационной готовности необходимые инвентарь и оборудование, позволяющие обеспечить реализацию учебной программы по физической культуре |
Необходимый для реализации образовательной программы по физической культуре набор инвентаря и оборудования отсутствует или находится в состоянии непригодности для эксплуатации |
|
|
В течение последних трех лет введен в эксплуатацию или капитально отремонтирован крупный спортивный объект – корт, спортзал, спортплощадка, спортивный городок
и т.п. |
За последние три года введено в эксплуатацию нестандартное оборудование или инвентарь: горка для катания на санках, рукоход и т.п.; проведен косметический ремонт спортивных помещений |
За последние три года не было фактов введения в эксплуатацию (вариант: не введено в эксплуатацию ни одного объекта) спортивных объектов или сооружений |
|
|
Вклад школы в совершенствование материально-технической базы процесса физического воспитания по отношению к бюджету школы можно оценить как ощутимый; привлекаются внешние средства – спонсоров и т.п. |
Вклад школы в совершенствование материально-технической базы процесса физического воспитания по отношению к бюджету школы можно оценить как ощутимый; привлекаются внешние средства – спонсоров и т.п. |
Внутренние резервы школы для совершенствования материальной инфраструктуры, связанной с процессом физического воспитания, не используются |
9 |
Система работы школы по профилактике травматизма, связанного с занятиями физической культурой |
Учителя физической культуры своевременно проходят обучение по вопросам гигиены, обеспечения безопасности процесса физического воспитания и профилактики травматизма; сложилась система обучения технике безопасного выполнения упражнения, оценке потенциальных рисков при выполнении учащимися двигательных действий, правилам самостраховки |
Учителя своевременно проходят обучение по вопросам гигиены, обеспечения безопасности процесса физического воспитания и профилактики травматизма; ведется работа по обучению детей навыкам самостраховки, безопасного выполнения двигательных действий |
Педагоги не проходят обучение по вопросам обеспечения безопасности процесса физического воспитания и профилактики травматизма или проходят его несвоевременно; работа по обучению детей технике безопасного выполнения двигательных действий, оценке рисков, правилам самостраховки ведется бессистемно |
|
|
В наличии все необходимые локальные акты по обеспечению безопасности процесса физического воспитания, профилактике травматизма |
В наличии все необходимые локальные акты по обеспечению безопасности процесса физического воспитания, профилактике травматизма |
В наличии все необходимые локальные акты по обеспечению безопасности процесса физического воспитания, профилактике травматизма |
|
|
Своевременно проводится оценка эксплуатационной готовности спортивного инвентаря и оборудования; делопроизводство, связанное с экспертизой пригодности спортивного инвентаря и оборудования, ведется скрупулезно |
Своевременно проводится оценка эксплуатационной готовности спортивного инвентаря и оборудования; делопроизводство, связанное с экспертизой пригодности спортивного инвентаря и оборудования, ведется скрупулезно |
Оценка эксплуатационной готовности инвентаря и оборудования проводится несвоевременно; делопроизводство, связанное с экспертизой исправности спортивного инвентаря и оборудования, ведется небрежно |
|
|
Медицинское обеспечение процесса физического воспитания находится на высоком уровне и соответствует требованиям нормативных документов |
Медицинское обеспечение процесса физического воспитания находится на высоком уровне и соответствует требованиям нормативных документов |
Медицинское обеспечение физического воспитания не отвечает требованиям нормативных документов |
10 |
Пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа жизни |
Реализуется межведомственный подход к решению вопросов физического воспитания; налажено взаимодействие с органами исполнительной власти в области здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, культуры, социальной защиты и т.д. |
Реализуется межведомственный подход к решению вопросов физического воспитания; налажено взаимодействие с органами исполнительной власти в области здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, культуры, социальной защиты и т.д. |
В решении вопросов физического воспитания школа взаимодействует только с одним учреждением, организацией или внешней структурой |
Имеет место непрерывное сотрудничество со средствами массовой информации; внедрены оригинальные решения в осуществлении внутренней информационной политики по пропаганде ценностей физической культуры и здорового образа жизни |
Имеет место непрерывное сотрудничество со средствами массовой информации; внедрены оригинальные решения в осуществлении внутренней информационной политики по пропаганде ценностей физической культуры и здорового образа жизни |
Сотрудничество со средствами массовой информации носит эпизодический характер; в осуществлении внутренней информационной политики в сфере пропаганды физической культуры и здорового образа жизни используются стереотипные подходы |