Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №16/2009
Методика

Готовимся к походу

Занятие по легкой атлетике в 3-м классе

В первой четверти на уроках физкультуры изучают легкую атлетику. При этом во многих школах в сентябре проводится туристический слет, дети участвуют в однодневных и многодневных походах. Оказывается, уроки легкой атлетики можно с успехом использовать для подготовки к туристическим маршрутам.

Подготовка к уроку

Задачи:

– изучение техники метания малого мяча в цель;
– совершенствование техники прыжков в длину с места;
– комплексное развитие физических качеств;
– развитие чувства сотрудничества.

Инвентарь:

– теннисные мячи – 20–25 шт.;
– поролоновые мячи, по объему равные теннисным, – 10–12 шт.;
– обручи – 8–10 шт.;
– карточки с описаниями предметов, необходимых в походе;
– гимнастические скамейки – 3 шт.;
– конусы – 9 шт.;
– невысокие барьеры – 6 шт.;
– коробки для теннисных мячей – 3 шт.;
– мел.

Организационный момент

Всем участникам дается 2 мин. на построение, приветствие, сообщение задач урока. Учитель обращает особое внимание на самочувствие учащихся, а также на наличие спортивной формы.

Подготовительная часть

Беседа о безопасности

Подготовительная часть урока начинается с трехминутной беседы с учениками. Задача учителя – рассказать, как правильно собраться в поход на один день и как себя вести в походе. Педагог раскрывает следующие вопросы:

– соблюдение правил поведения в походе;
– обеспечение безопасности во избежание следующих ситуаций: потертости ног при неправильном подборе обуви; травмирование ног при ходьбе без обуви; укусы ядовитых змей и других животных; отравление ядовитыми растениями; употребление воды из непроверенных открытых водоемов;
– оказание первой медицинской помощи;
– соблюдение правил личной гигиены.

Затем учитель перечисляет предметы, необходимые в походе:

– спички;
– подвесная система для котелков;
– котелки;
– емкость для воды;
– ложка, кружка, миска, нож;
– теплые вещи – на случай холодной погоды;
– туалетная бумага;
– продукты питания (не брать скоропортящиеся!);
– питьевая вода;
– заряженные мобильные телефоны;
– аптечка;
– компас.

Разминка

После ознакомительной беседы проводится разминка, цель которой – подготовка школьников к физическим нагрузкам похода.

Упражнения в ходьбе и беге

Учитель

Собираемся в поход,
Много нас открытий ждет.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.

Ходьба:

– на носках, руки вверх;
– на пятках, руки в стороны, сжимание и разжимание пальцев рук.

При выполнении упражнений важно следить за осанкой.

Крылья пестрые мелькают –
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре –
Полетели, закружились!

Бег:

– приставными шагами;
– скрестным шагом;
– с высоким подниманием бедра;
– с захлестыванием голени назад;
– с подскоками с одной ноги на другую.

При выполнении упражнений важно следить за дыханием.

ОРУ в движении

Учитель

Тишина стоит вокруг.
Вышли косари на луг.
Взмах рукой туда-сюда –
Делай раз и делай два.

Имитация движений руками косарей: одноименный взмах рук справа налево и наоборот.

Сколько выросло грибов
У осинок и дубков!
Мы грибочки собираем,
Но колени не сгибаем.

Наклоны вперед, руками постараться достать пол. Ноги прямые, в коленях не сгибать.

Видим – скачут на опушке
Две веселые лягушки.
Прыг-скок, прыг-скок –
Прыгай с пятки на носок.

Прыжки в приседе, руки на пояс.

Только в лес мы зашли –
Появились комары.
Руки вверх – хлопок над головой,
Руки вниз – хлопок другой.

Хлопки над головой, хлопки за спиной.

А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Делай раз – это брасс,
Одной-другой – это кроль.
И, качаясь на волне,
Мы поплыли на спине.

Круговые движения руками:

– одновременные движения рук вперед – имитация плавательных движений способом брасс;
– попеременные движения рук вперед – имитация плавательных движений способом кроль на груди;
– попеременные движения рук назад – имитация плавательных движений способом кроль на спине.

На поляну вышли дружно,
Нам размяться очень нужно,
И с хорошей подготовкой
Каждый станет сильным, ловким!

Основная часть

Изучение техники метания малого мяча в цель с места

Учитель

Мы сейчас увидим сами,
Как бросают в цель мячами.
Вы, ребята, цельтесь так,
Чтоб мячом попасть вот так.

Учитель показывает упражнение и объясняет технику его выполнения.

Техника метания в цель

Ученик стоит левым (правым) боком к мишени, ноги на ширине плеч, мяч в правой (левой) согнутой руке, кисть на уровне лица, левая (правая) рука опущена вперед-вниз. Отводя правую (левую) руку вправо-назад и сгибая правую (левую) ногу, ученик наклоняет туловище вправо (влево), при этом прямая левая (правая) нога стоит на носке. Из этого положения с энергичным выпрямлением правой (левой) ноги и переносом массы тела на левую (правую) выполнятся бросок, кисть правой (левой) руки проносится над плечом.

Подводящие упражнения

1. Одновременные круговые движения руками вперед и назад.
2. Последовательные круговые движения руками вперед и назад.
3. Пружинящие наклоны вперед, руки сзади в замок.
4. Кистевой удар мяча правой (левой) рукой в пол.

Примечание: при выполнении упражнений важно обращать внимание на правильность и соблюдение амплитуды движений.

Последовательность обучения

  1. И.п. – стоя левым (правым) боком к мишени, ноги на ширине плеч, мяч в правой (левой) согнутой в локте руке. Поднять мяч над правым (левым) плечом и выполнить бросок в горизонтальную цель с расстояния 3–4 м.
  2. И.п. – стоя лицом к стене на расстоянии 3 м от нее. Выполнять броски мяча в вертикальную цель на уровне головы и выше, поймать его после отскока; после 3–4 бросков, поймав мяч, сделать шаг назад и продолжить выполнение, отходя постепенно от стены дальше.
  3. Метание мяча в цель – круг диаметром 1 м, расположенный на высоте 2,5–3 м. Расстояние до цели постепенно увеличивать до 5–8 м.
  4. То же, но увеличить силу броска, соревнуясь на дальность отскока.

Возможные ошибки

– Неправильный угол вылета мяча (норма – 40–45°);
– неправильный хват мяча (норма – указательный и средний пальцы размещены сзади мяча, а большой и безымянный поддерживают его сбоку);
– недостаточное хлестообразное движение метающей руки из положения «натянутого лука»;
– неправильный пронос правой (левой) кисти над плечом.

Для закрепления умений можно предложить детям игру «Снайперы».

Правила игры

Класс делится на две команды: одна («синие») выстраивается вдоль лицевой линии волейбольной площадки, другая («зеленые») – вдоль боковой линии, в руках – поролоновые мячи.

По сигналу «синие» начинают перебегать к противоположной лицевой линии волейбольной площадки, а «зеленые» стараются попасть в них мячами. У каждого игрока есть только одна попытка. После того как «синие» перебегут на противоположную сторону, подсчитывается количество попаданий «зеленых». Этот этап игры можно повторить. Потом команды меняются ролями. Побеждает та команда, у которой будет больше попаданий.

Совершенствование техники прыжков в длину с места

Учитель

Снова дальше мы идем.
Перед нами водоем.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее:
Раз-два, раз-два –
Позади уже вода.

Учитель показывает упражнение и объясняет технику его выполнения.

Техника прыжка в длину с места

Прыжок выполняется толчком двух ног.

Последовательность выполнения

И.п. – стойка ноги врозь. Приседая, отвести руки назад, активно разогнуть ноги и выполнить толчок, мягко приземлиться на обе ноги – на всю стопу, ноги согнуты в коленях.

Для закрепления умений можно предложить детям игру «Волк во рву».

Учитель

Раз, два, три, четыре, пять –
Негде козочке скакать:
Всюду ходит волк, волк,
Он зубами щелк, щелк.
А мы прячемся в кусты –
Прячься, козочка, и ты!
Ты, волчище, погоди,
Как мы спрячемся – иди!

Правила игры

Посредине площадки проводят две параллельные черты на расстоянии 80–100 см – это ров. На расстоянии 1–2 шага от краев площадки очерчивают дом коз. Один ученик играет роль волка, остальные – «козы».

«Козы» находятся на одной стороне площадки в своем доме. По сигналу ведущего: «Волк во рву!» – они должны перебежать на другую сторону, перепрыгивая через ров. В это время «волк» старается поймать кого-нибудь из них. Пойманные «козы» временно выбывают из игры.

Примечание: прыжки через ров выполнять с места.

Развитие скоростных качеств

Учитель

Молодцы у нас ребята –
Сильные, умелые,
Дружные, веселые,
Быстрые и смелые.

Для развития скоростных качеств школьников проводится эстафета.

Собираемся в поход

Команды выстраиваются в колонны по одному перед стартовой линией.

На противоположной стороне зала в обруче лежат карточки. На них написаны названия тех предметов, которые можно брать в поход на один день или несколько дней, а также тех, которые не нужны в походе: зонтик, стеклянный стакан, тетрадь, учебник, портфель, чемодан и т.п. По сигналу учителя дети поочередно бегут, выбирают нужную, на их взгляд, карточку, приносят обратно к своей команде и складывают в коробку или рюкзак.

Оцениваются скорость выполнения задания и правильность выбранных карточек.

Переправа

Команды выстраиваются в колонну по одному перед стартовой линией.

По сигналу первый ученик бежит до стойки, там надевает обруч, возвращается, впускает к себе в обруч второго ученика, и они бегут вдвоем до разворотной стойки. Там первый ученик остается, а второй бежит за третьим, и т.д. Побеждает команда, которая первой «переправится на противоположный берег».

Полоса препятствий

Команды выстраиваются в колонну по одному перед стартовой линией.

На противоположной стороне зала находятся мишени. (Варианты мишеней: горизонтальная, лежащая на полу, или вертикальная – обруч).

По сигналу первый участник преодолевает полосу препятствий, добегает до контрольной линии, берет из коробки теннисный мяч и выполняет бросок в цель, возвращается и передает эстафету другому участнику.

Оцениваются скорость и количество попаданий.

Варианты препятствий:

1. Лечь на гимнастическую скамейку лицом вниз и, продвигаясь вперед с помощью двух рук, добраться до конца скамейки.
2. Обежать «змейкой» несколько стоек.
3. Поочередно преодолеть несколько невысоких барьеров.
4. Поднять с пола гимнастический обруч и пролезть в него.

Посадка картофеля

Команды выстраиваются в колонну по одному перед стартовой линией.

В руках у первого участника – коробка с теннисными мячами (4–5 шт.). По сигналу он начинает быстро «сажать картофель в лунки» – укладывать мячи в заранее отмеченные круги, затем возвращается и передает пустую коробку следующему участнику, который должен собрать мячи. Третий участник снова «сажает картофель», и т.д.

Заключительная часть

Учитель

Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.

Упражнения в ходьбе в колонну по одному на восстановление дыхания: руки через стороны вверх – вдох, опустить вниз – выдох.

На полянку мы заходим,
Много ягод мы находим.
Земляника так душиста,
Что не лень нам наклониться.

Наклоны вперед, руками постараться достать пол.

Вдруг мы видим – у костра.
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в гнездо кладем.

Наклоны вперед, руками коснуться пола – выдох, выпрямиться, поднять руки вверх – вдох.

Вот наш поход закончился,
И пройдены пути
И сколько ж вместе с вами
Мы пользы извлекли!
Мы многое умеем,
И в будущем опять
Готовы все мы вместе
Путь преодолевать.

Ирина Буркова ,
учитель физической культуры, МОУ СОШ № 18, г. Камышин, Волгоградская обл.

Рейтинг@Mail.ru