Азартная игра в мягкий мяч
Сквош – игровой вид спорта для закрытых помещений с использованием ракетки. Название игры связано с использованием в ней относительно мягкого полого мяча (англ. – squash) диаметром около 40 мм. Прародителем сквоша считается игра в ракетки, в которой, в отличие от сквоша, используется достаточно жесткий мяч. Игра (одиночная – два игрока или парная – четыре) ведется специальными ракетками на окруженном с четырех сторон стенами корте.
История этой игры начинается в XIX веке в Harrow School (Лондон, Англия). Студенты этой школы в ожидании своей очереди игры на корте начали играть более мягким мячом, отбивая его по очереди от стен рядом стоящих зданий. Так и родилась новая игра. Первый специализированный корт для сквоша был построен там же, в Harrow, в 1860 году. Площадка для сквоша ровно в три раза меньше, чем корт для большого тенниса, поэтому многие исследователи убеждены, что сквош был придуман специально для того, чтобы на одном корте играло в три раза больше человек…
До начала ХХ века игра развивалась в стенах различных учебных заведений, но со временем стала набирать популярность в частных клубах (например, в «Лондонском королевском автомобильном клубе») и в рядах офицеров британских вооруженных сил. В США в 1907 году была создана первая ассоциация сквоша и составлены первые правила новой игры. В том же году Британская ассоциация тенниса и ракеток организовала подкомитет по сквошу и к 1920 году была составлена официальная версия правил. К 1928 году уже была создана Британская ассоциация сквоша, перенявшая бразды правления у своего предшественника. Сегодня международным административным управлением в мире сквоша занимаются:
- WSF (World Squash Federation) – Всемирная федерация сквоша;
- PSA (Professional Squash Association) – Ассоциация профессиональных игроков-мужчин;
- WISPA (Women’s International Squash Players Association) – Ассоциация профессиональных игроков-женщин.
До начала массового коммерческого строительства публично доступных кортов в 1950-х годах сквош был элитной игрой среднего и высшего классов общества. Бум популярности игры пришелся на начало 1980-х годов. Хотя позднее игроков в сквош стало меньше, игра остается весьма популярной во многих уголках мира, особенно в Австралии, в северо-восточной части Европы, в Северной Америке, в Юго-Восточной Азии, в Египте и Арабских Эмиратах.
Это интересно
Сотрудники факультета физики Бирмингемского университета, используя ультразвуковую систему измерения времени, произвели замеры ударов спортсменов национальной сборной (мяч Dunlop с желтой точкой, температура 52°С) и обычных клубных игроков. У профессионалов скорость мяча была до 70 м/c (251 км/ч), у любителей – около 40 м/c (142 км/ч). Из-за коэффициента передачи мяча для сквоша на уровне 20% (80% гасится при отскоке) скорость отскока была 14 м/с и 8 м/с (50 км/ч и 29 км/ч) соответственно. Такой большой разрыв между начальной скоростью мяча при ударе и скоростью после отскока часто смущает новичков, которые пытаются «обогнать» мяч.
Можно сравнить полученную скорость с другими видами спорта: теннис – 63,6 м/с (227,7 км/ч), быстрый боулинг – 44,6 м/с (160 км/ч), гольф – 75,8 м/с (272 км/ч) и пилота Формулы–1 – 83,9 м/с (301 км/ч) (по данным Книги рекордов Гиннесса, 1996 г.). Для сравнения: гепард бежит со скоростью 29 м/с (102,4 км/ч).
Правила игры
Правила даются в сокращенном варианте – для начинающих игроков. В правилах учтены изменения, которые были внесены 01.04.2009.
Подача
Игра начинается с подачи. Игрок, которому предстоит подавать мяч первым, определяется жребием. В дальнейшем игрок, начавший подавать, продолжает осуществлять подачи до первого проигранного очка.
Игрок, выигравший предыдущую игру, подает первым в новой игре.
В начале каждой игры и в случаях перехода подачи подающий игрок имеет право выбрать квадрат подачи по своему усмотрению. После выигранного очка подающий обязан сменить квадрат подачи и осуществить подачу с противоположной стороны корта.
Для осуществления подачи игрок обязан находиться внутри квадрата подачи какой-либо частью ступни одной из ног. Подача считается правильной, если первым касанием мяч ударился о фронтальную стену выше уровня подачи и ниже линий аута так, чтобы его отскок от пола (за исключением случаев игры «с лёта») пришелся в противоположный углу подачи квадрат соперника.
Возврат удара
Возврат удара считается правильным, если после однократного отскока от пола корта и удара по мячу отбивающим мяч коснулся фронтальной стены в области выше уровня «банки» (звуковой панели в нижней части фронтальной стены) и ниже линий аута до того, как он коснулся пола. Перед тем, как коснуться фронтальной стены в разрешенной области, мяч может коснуться какой-либо из боковых стен или задней стены.
Розыгрыш
После правильно выполненной подачи розыгрыш мяча продолжается попеременно каждым игроком до тех пор, пока кто-нибудь из них не совершит ошибку. Розыгрыш состоит из подачи и нескольких правильно исполненных возвратов.
Примечание. В любом из игровых моментов розыгрыша игрок должен воздержаться от нанесения удара по мячу, если существует угроза нанесения травмы: попадания мячом или ракеткой в соперника. В таких случаях игра останавливается и очко переигрывается. Если противнику нанесена травма, нападающий игрок наказывается штрафным очком.
Подсчет очков
Матч состоит из пяти игр (сетов). Матч считается выигранным, когда один из игроков побеждает в трех играх из пяти.
Каждая игра продолжается до 11 очков. Игрок, который первым набрал 11 очков, считается победителем в игре, за исключением случаев, когда счет – 10:10. В этом случае игра продолжается до тех пор, пока какой-либо из игроков не доведет свое преимущество до двух выигранных очков.
Выигрышное очко присуждается тому или иному игроку при каждом розыгрыше подачи (PAR – point-a-rally). Если очко выиграно игроком, осуществляющим подачу, за ним сохраняется право подачи. В случае, если подачу выиграл принимающий игрок, ему присуждается очко и к нему переходит право следующей подачи.
Повторные попытки удара
В том случае, если, отбивая мяч, игрок не смог нанести удар после первого замаха, он может попытаться отбить мяч второй раз.
Если после удачной второй попытки удара по мячу траектория его полета такова, что удар может считаться правильным, но мяч попадает в соперника, назначается переигровка «Let».
Если после удачной второй попытки удара по мячу мяч попадает в соперника и удар можно считать выполненным неверно, атакующий игрок наказывается штрафным очком.
Создание помехи
Нанесение ударов в сквоше должно происходить при отсутствии каких-либо помех со стороны соперника.
Для того чтобы избежать создания помехи нанесению удара, игрок должен обеспечить своему сопернику:
- беспрепятственный прямой доступ к мячу;
- свободный обзор перемещающегося мяча;
- пространство для совершения полного замаха для удара по мячу;
- свободу нанесения прямого удара в какую-либо из частей фронтальной стены.
Игрок, столкнувшийся с помехой, может отбить мяч и продолжить розыгрыш.
В том случае, если в результате создания помехи розыгрыш останавливается, при определении дальнейших действий следует руководствоваться следующими принципами:
- если соперник предпринял все необходимые действия для создания помехи бьющему игроку, но при этом бьющий игрок мог продолжить розыгрыш результативным ударом, – назначается переигровка «Let»;
- если игрок не успел сыграть мяч либо нанес нерезультативный удар при наличии минимальной, не влияющей на возможность нанесения правильного удара помехи, – засчитывается очко сопернику «No Let»;
- если игроку не была предоставлена возможность беспрепятственного доступа к мячу и нанесения результативного удара, т.е. соперником не было предпринято усилий для устранения помехи, или игрок воздержался от нанесения прямого удара по мячу во фронтальную стену из-за опасения нанести травму мешающему сопернику, – засчитывается выигрышное очко бьющему игроку «Stroke».
Переигровки «Lets»
Переигровки назначаются и в том случае, когда невозможно определить победителя розыгрыша. В случае назначения переигровки счет игры не меняется и игрок, осуществлявший подачу, должен ее повторить.
Судья может решить назначить переигровки и при других обстоятельствах. Например, переигровка может быть назначена, если в ходе розыгрыша мяч коснулся какого-либо из предметов, лежащих на полу корта (если их присутствие было разрешено судьей перед началом игры) или если бьющий игрок воздержался от удара по мячу, чтобы не нанести травму своему сопернику.
Переигровка также допустима в тех случаях, когда соперник был не готов к приему подачи, или в случае потери мячом своих игровых свойств.
Продолжительность игры
Не допускается совершать перерывы между розыгрышами. Предполагается, что после первой подачи игра продолжается без перерывов до тех пор, пока кто-либо из игроков не наберет победное количество очков.
Между играми допускается перерыв продолжительностью 90 сек.
Статья опубликована при поддержке Бюро переводов «Дружба Народов». Нужен качественный перевод технического или делового текста? Тогда обратитесь в бюро переводов «Дружба Народов». Профессионалы знающие множество языков с легкостью выполнят ваш заказ на перевод любого технического, юридического или художественного текста как на русский, так и с него. Посетите официальный сайт бюро www.druzhbanarodov.com.ua и ознакомьтесь подробнее с предоставляемыми услугами.
Кровотечения, травмы, недомогания
В том случае, если при получении травмы у игрока образовалось кровотечение, игра останавливается и игрок не может продолжать игру до устранения кровотечения. Игроку разрешается использовать дополнительное время для устранения кровотечения.
Если кровотечение является исключительно следствием нанесения травмы соперником, то пострадавшему игроку засчитывается победа в матче.
Если после устранения кровотечение возобновилось в ходе матча, остановка матча не допускается. Пострадавшему игроку разрешается признать поражение в данной игре матча и использовать 90-секундный перерыв между играми для устранения кровотечения. В случае невозможности устранения кровотечения игра останавливается и пострадавшему игроку засчитывается поражение.
В случае получения каким-либо из игроков травмы, не сопряженной с кровотечением, судья должен решить, по какой причине была получена травма: была ли она вызвана действиями одного игрока, обоих игроков или самого пострадавшего.
В случае, если травма была нанесена одним из игроков и пострадавший игрок не в состоянии продолжать игру, пострадавшему игроку засчитывается победа в матче.
В случае, если полученная травма явилась результатом действий самого пострадавшего игрока, то ему дается 3 мин. на восстановление, после чего он должен продолжить игру. Также пострадавший игрок может признать поражение в текущей игре и использовать 90-секундный перерыв для устранения травмы.
В случае, если травма явилась результатом действий обоих игроков, то пострадавший игрок имеет право использовать 60-минутный перерыв для восстановления.
Игрок, который чувствует недомогание, должен продолжать матч или признать поражение в текущей игре и использовать 90-секундный перерыв для отдыха и восстановления. Спазмы мышц, тошнота, затрудненное дыхание (включая симптомы астмы) считаются недомоганиями. Если недомогание игрока вызвало рвоту на корте, игра останавливается и пострадавшему игроку засчитывается поражение.
Обязанности игроков
Правило 15 полной версии правил содержит основные рекомендации игрокам. Например, п. 15.6 гласит, что игроку не разрешается совершать каких-либо действий, которые могут отвлекать его оппонента от игры.
Правила поведения
на корте
Оскорбительное, агрессивное и запугивающее поведение в сквоше непозволительно.
В качестве примеров такого поведения могут служить: речевые и визуальные ругательства, словесные и физические унижения, препирательства, умышленное повреждение ракетки, корта, мяча, преднамеренный физический контакт, чрезмерный замах ракетки, злоупотребление временем разминки, затяжка времени, несвоевременное возвращение на корт после перерывов между играми, умышленная или опасная игра или иные аналогичные действия, а также выкрикивание тренерских советов во время розыгрышей (за исключением перерывов между играми).
По материалам сайтов: