В фокусе внимания |
Теоретическая физкультураО целесообразности экзамена в виде тестирования знанийО необходимости дополнительных уроков физкультуры говорят везде: в правительстве, при разработке методик, на эту тему пишут в газетах, но в реальности от этого ничего не меняется. Я преподаю физическую культуру в 9-х классах. В нашей школе дети сами хотят прийти лишний раз в спортзал поиграть в футбол, баскетбол, волейбол, заняться шейпингом, аэробикой, и это в режиме отведенного для уроков времени. Работа во внеурочное время ведется, но школьные секции могут посещать не все дети из-за занятости другими делами. В прошлом учебном году Саратовская область включилась в эксперимент: ученики 9-х классов сдают экзамены в независимой форме, в том числе и по предмету «физическая культура». Весной прошел репетиционный экзамен. Ученикам было предложено тестовое задание, состоящее из трех частей – А, Б и В. В части А нужно было выбрать один правильный ответ из четырех предложенных, в Б – продолжить предложение, а в В – описать технику выполнения определенного двигательного действия (упражнения), но не своими словами, а дописав уже заданную фразу. Экзамен теоретический. Практическая часть отсутствует. Учебников для 9-го класса в библиотеке нет – есть лишь перечень рекомендуемой литературы для подготовки к экзамену. Соответственно, у учеников по окончании основной школы вместо объективной проверки знаний по предмету – «знать», «уметь», «демонстрировать» – проверяется только «знать» и немного – «осуществлять». И не важно, что учитель, выставляя отметку за четверть и год, учитывает, в первую очередь, личный прирост показателей физического развития ученика, динамику его физической подготовленности, а не теоретические знания. Я, как учитель физической культуры, логики этого эксперимента понять не могу. Представьте себе, что водительские права будут выдавать тем, кто главным образом знает полное устройство автомобиля и способен его ремонтировать, а само умение его водить учитываться не будет. Ситуация с экзаменом по физической культуре аналогичная. Да и чему удивляться: председатель предметной подкомиссии по физкультуре по образованию – учитель музыки, который перешел на должность учителя физкультуры! У нас до этого учебного года уроки физкультуры были три раза в неделю, а с прошлого года – два. Количество уроков сокращается, причем часть отведенного времени учителю приходится посвящать проверке усвоения учащимися теоретических знаний, сообщению различной информации и проверке пройденного материала. Где же дети получат разгрузку, где смогут освободиться от адреналина, накопленного из-за постоянных стрессов? У нас в школе два спортзала, теперь половину учебного дня они пустуют, потому что по учебному плану у детей вместо третьего урока физкультуры стоят теперь физика, ОБЖ, экология и пр. Я обращалась по этому вопросу неоднократно и к директору, и в отдел образования ЗАТО п. Светлый, но везде мне говорят одно и то же: родители считают, что дополнительные занятия по математике и физике важнее. Те ученики, которым и стихотворение бывает трудно выучить наизусть, во много раз лучше справляются с практическими упражнениями, нежели с теорией. Теперь они вряд ли сдадут этот экзамен. Отличники же редко выбирают экзамен по физкультуре. Зачем были введены такие странные экзаменационные эксперименты?
Елена Дмитриева , |