Методика |
||||||||||||||||||
На уроке – как в сказкеАвторские разработки комплексов ОРУ для учащихся 1–2-х классовУроки физкультуры должны быть интересными и содержательными – а игра как нельзя лучше способствует этому, – и проводить их нужно с оптимальной нагрузкой на соответствующем эмоциональном уровне с учетом возрастных особенностей детей. Помочь в этом учителю могут сюжетные игры. Сказка – ложь, да в ней намек…
|
Учитель | Дети |
Раз, два! | Три, четыре! |
Три, четыре! | Раз, два! |
Кто шагает дружно в ряд? | Первоклассников отряд! |
Кто шагает дружно в ногу? | Уступайте нам дорогу! |
Сказки любите, друзья? | Нам без сказочек нельзя! |
Помогают сказки нам… | Просыпаться по утрам, |
Не болеть и не хворать, | Бодрым быть и не зевать. |
Сказку новую расскажем | И зарядку вам покажем! |
Разминки с игровым сюжетом
Путешествие Синдбада-Морехода
Посередине зала стоит гимнастическая скамейка.
Ходьба в обход по залу:
– на носках, одна рука на пояс, другая приставлена ко лбу – капитан смотрит с мостика вдаль;
– на пятках, руки назад сцеплены за спиной в «замок» – водолаз спускается в море;
– на внешней стороне стопы – пингвины приветствуют корабль;
– на внутренней стороне стопы – корабль проплывает мимо тюленей.
Ходьба в полуприседе по узкой рейке гимнастической скамейки, спина прямая, руки в стороны – идем по качающемуся трапу, спускаемся на берег.
Бег (1 мин.) – моряки радуются, что спустились на берег, что под ногами земля, разминают ноги.
ОРУ:
1) «Чайка». Взмахи руками, как крыльями, вверх-в стороны.
2) «Чайка ныряет за рыбой». И.п. – руки сцеплены за спиной в «замок». Наклон вниз, руки вверх.
3) «Качка на море». И.п. – широкая стойка, руки в стороны. Перенос центра тяжести с ноги на ногу.
4) Присядка. И.п. – руки на пояс. Присесть на носки, встать, правую ногу поставить на пятку.
То же с левой ноги.
5) «Маяк». И.п. – прыжком стойка ноги врозь. Руки над головой – хлопок («огонь зажегся»), вернуться в и.п. («огонь погас»).
Ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки – моряки возвращаются на корабль.
Три поросенка
Ходьба в обход по залу.
Учитель. Жили-были три поросенка: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Жили они весело, беззаботно, ни о чем не думая.
Ребята выполняют подскоки, прыжки, приставные шаги, затем снова переходят на ходьбу.
– А в это время волк давно наблюдал за поросятами, прятался за деревьями и кустарниками.
Ходьба в полном приседе.
– Голодный, злой волк рыскал по лесу в поисках пищи и выжидал момента, чтобы съесть поросят.
Дети передвигаются по кругу широкими прыжками с ноги на ногу, затем останавливаются и встают в круг лицом друг к другу.
– А поросята всё резвились на полянке и никого не боялись.
Дети
Мы веселые ребята,
Наше имя – поросята.
Любим бегать и играть –
Никому нас не догнать!
И.п. – руки вперед. Поочередное отведение рук в стороны с поворотом туловища – «поросята дразнят волка». Выполнить 8–10 раз.
– Приседаем, приседаем,
Свои ножки разминаем.
Приседания, руки вперед – 6–8 раз.
– Нам не страшен серый волк – 3 раза.
Повороты головы – 6–8 раз.
– Где ты бродишь, серый волк,
Страшный серый волк?
Учитель. Дразнят волка поросята, а тот за кустами спрятался и от злости хвостом себя бьет по бокам.
Стоя на четвереньках, голени приподняты, выполнять повороты тазом вправо – влево («виляние хвостом») – 8–10 раз.
– Пришла осень. Стали поросята домик себе строить. Построил себе Ниф-Ниф домик из соломы и стал в нем жить.
Упражнение «Дровосек». Выполнить 6–8 раз.
– Прибежал волк к домику Ниф-Нифа и стал дуть на дом.
Дыхательное упражнение «У кого длиннее выдох» (2–3 раза).
– Закачался домик и развалился. А Нуф-Нуф сделал себе домик из веток и прутьев. Побежал Ниф-Ниф к домику брата и спрятался у него.
Бег на месте, высоко поднимая колени (10–15 сек.), затем сидя на полу – пружинистые наклоны к ногам (12–16 раз).
– Стал волк дуть на домик Нуф-Нуфа. Закачался домик из стороны в сторону.
Руки вверху соединить «домиком». Выполнить наклоны в стороны – покачивания (по 6 раз в каждую сторону).
– Побежали поросята к старшему брату – Наф-Нафу, который выстроил себе крепкий дом из камней.
Бег на месте с захлестыванием голени назад
(10–15 сек.).
– Спрятались под кроватью, дрожат от страха.
Лежа на спине, ноги обнять руками. Выполнить перекаты в группировке («качалка») – 6–8 раз.
– Полез волк через трубу и прямо в кипящий котел угодил и убежал из леса навсегда.
Бег по кругу – 1 круг.
– А поросята стали спокойно разгуливать по лесу, не боясь никого.
Спокойная ходьба по кругу со словами:
Дети
Нам не страшен серый волк – 3 раза.
Где ты бродишь, серый волк,
Страшный серый волк?
Репка
Ходьба в обход по залу.
Учитель. Жили-были дед да баба. Дед был старенький...
Ходьба на внешней стороне стопы.
– …бабка старенькая…
Ходьба в полном приседе.
– Внучка у них была стройная, красивая.
Ходьба на носках, руки вверх.
– С ними жила собачка Жучка – веселая, игривая.
Ходьба приставными шагами правым и левым боком.
– Еще была у них мышка шустрая…
Бег на носках.
– …и, конечно же, кошка Мурка – гибкая и грациозная.
Ходьба с высоким подниманием коленей.
Дети останавливаются, встают в круг лицом друг к другу и выполняют комплекс ОРУ.
– Посадил дед репку.
И.п. – о.с.
1 – наклон вниз, коснуться пола;
2 – и.п.
Выполнить 6–8 раз.
– Выросла репка большая-пребольшая.
И.п. – о.с.
1–2 – руки через стороны вверх;
3 – присесть, руками взяться за колени;
4 – и.п.
Выполнить 6 раз.
– Стал дед тянуть репку.
И.п. – широкая стойка.
– Тянет-потянет – вытянуть не может.
Перенос центра тяжести с ноги на ногу. Руки работают вместе с ногами, как будто тянут канат, – 4 раза.
– Позвал дед бабку: «Где ты, бабка?»
Повороты головы – 6–8 раз.
– Иди, помогай мне!
Бабка спину размяла и пошла деду помогать.
Наклоны в стороны, руки на пояс – по 6 раз в каждую сторону.
– Тянут-потянут – вытянуть не могут.
Перенос центра тяжести с ноги на ногу. Руки работают вместе с ногами, как будто тянут канат, – 4 раза.
– Позвала бабка внучку, а та в это время зарядкой занималась.
Сидя на полу, выполнять пружинистые наклоны к ногам – 10–15 раз.
– Тянут-потянут – вытянуть не могут.
Перенос центра тяжести с ноги на ногу. Руки работают вместе с ногами, как будто тянут канат, – 4 раза.
– Позвала внучка Жучку.
И.п. – упор на коленях.
Повороты таза вправо – влево.
– Тянут-потянут – вытянуть не могут.
Перенос центра тяжести с ноги на ногу. Руки работают вместе с ногами, как будто тянут канат, – 4 раза.
– Позвала Жучка кошку.
И.п. – то же. Упражнение «Кошка»: прогнуться в пояснице вниз – вверх.
– Тянут-потянут – вытянуть не могут.
Перенос центра тяжести с ноги на ногу. Руки работают вместе с ногами, как будто тянут канат, – 4 раза.
– Позвала кошка мышку.
И.п. – стоя на коленях, руки скрестно. Сесть на бедра справа и слева без помощи рук. Выполнить по 4 раза в каждую сторону.
– Стали они репку качать-раскачивать. Тянут-потянут – вытянули репку!
Упражнение «Качалка»: поднимание туловища и ног в положении лежа на спине – 6–8 раз.
– Взвалили репку на плечо и понесли в дом.
Ходьба в обход по залу.
Снежная Королева
Ходьба в обход по залу. Дети слушают учителя.
Учитель. Зимой ребята играют во дворе, лепят снежки, катаются на санках. Брат с сестрой Кай и Герда тоже играют с ребятами во дворе. Любимые игры у детей – салки, «догонялки».
Бег в разных направлениях за ведущим.
– Падают снежинки.
Руки вверх, присесть, руки вниз. Движения плавные. Выполнить 6–8 раз.
– Вдруг налетел сильный ветер, закачались деревья.
И.п. – руки вверх.
Наклоны в стороны.
Выполнить 6–8 раз.
– Поднялся ураган, завьюжила метель, началась снежная буря. Побежали ребята домой.
Бег с ускорениями.
– А одна льдинка попала Каю прямо в глаз. Наклонился он, чтобы вытряхнуть из глаза острую льдинку.
Наклоны вперед, руками коснуться пола –
8–10 раз.
– Тут промчалась Снежная Королева на санях, запряженных белоснежной лошадью. Подхватила Снежная Королева Кая и растворилась в небесах.
Бег шагами галопа по кругу поочередно правым и левым боком – 1 круг.
– Отправилась Герда на поиски брата. Шла она по лесу, по огромным сугробам.
Ходьба с высоким подниманием коленей
(10–20 сек.).
– Холодно Герде в лесу. Стала она греть руки...
Руки развести в стороны, обнять себя за плечи. Выполнить 6–8 раз.
– …стала греть ноги…
Подтянуть колено к груди руками (по 6–8 раз каждой ногой).
– Потом попала Герда к разбойникам. Встретила Герду совушка на пороге.
Повороты головы в стороны – по 6–8 раз в каждую сторону.
– У маленькой разбойницы жил олень.
И.п. – руки вверх скрестно над головой. Поднимать ноги поочередно вверх – 8–10 раз.
– Попросила разбойница Герду наколоть дров...
Упражнение «Дровосек» – 8–10 раз.
– …а потом разжечь костер.
Присесть, руки вытянуть вперед («греем руки возле костра»), выпрямиться. Выполнить 8–10 раз.
– Дала маленькая разбойница Герде быстрого оленя, чтобы тот отвез ее в царство Снежной Королевы.
И.п. – руки вверх скрестно над головой. Бег по залу – 1 круг.
– Примчал ее олень к замку Снежной Королевы. Зашла Герда и увидела Кая, который сидел на полу и играл льдинками.
Сидя на полу, выполнить 8–10 пружинистых наклонов вперед.
– Обняла она Кая, и растаяло его ледяное сердце.
Сидя на полу, согнуть ноги, обхватить колени, голову вниз – 6–8 раз.
– Растаял замок Снежной Королевы, наступила весна, и выглянуло солнышко.
Руки вверх, ногу назад на носок, прогнуться. Выполнить 6–8 раз.
– Вернулись дети домой к своей бабушке.
Ходьба в обход по залу.
Дюймовочка
Ходьба в обход по залу. Дети слушают учителя.
Учитель. Жила-была женщина, у которой не было детей. Пошла она к колдунье. Та дала ей волшебное зернышко и велела посадить его в землю. Посадила она зернышко в землю, и к утру вырос в горшке прекрасный цветок.
Присесть, встать, руки вверх, медленно потянуться – 6–8 раз.
– Утром увидала женщина, что в цветке сидит маленькая девочка, которую она назвала Дюймовочкой. Посадила она ее на листик, налила в блюдце воды.
И.п. – сед ноги врозь. Наклоны вперед – 8–10 раз.
– Целый день девочка каталась на лодочке – лепестке розы – и качалась на качелях из бусинок.
И.п. – лежа на спине, обняв колени. Перекаты в группировке – 6–8 раз.
– Увидала красивую девочку Жаба из пруда.
Прыжки в упоре присев.
– Решила она женить своего сына на Дюймовочке. А сынок целый день ловил комаров на пруду.
И.п. – сед согнув ноги скрестно, руки в стороны.
1 – поднять руки вверх, сделать хлопок над головой;
2 – и.п.
Выполнить 6–8 раз.
– Ночью Жаба украла с окошка скорлупку, где спала девочка, и отнесла на листик посредине пруда. Мимо проплывали Рыбки, которые захотели помочь Дюймовочке, но не смогли перекусить толстый стебель.
И.п. – лежа на животе, руки вдоль туловища. Поднять голову, плечи и ноги вверх, удерживая это положение в течение 2–3 сек. Повторить 4–6 раз.
– Позвали Рыбки Рака, который помог освободить девочку, и поплыла кувшинка по течению.
Передвижение в упоре лежа сзади ногами вперед («рак»).
– Мимо пролетал Жук. Подхватил он девочку и полетел, а потом опустил в траву.
Бег со звуком «ж-ж-ж-ж», руки в стороны – 1 круг.
– Все лето Дюймовочка жила под листиком, спала в гамаке из паутины. Но пришла осень, полетели первые снежинки, подул холодный ветер. Шла девочка по лесу и дрожала от холода.
Ходьба в обход по залу.
– Приютила Дюймовочку Полевая Мышь.
И.п. – стоя на коленях, руки скрестно. Сесть на бедра справа и слева без помощи рук. Выполнить по 2 раза в каждую сторону.
– Захотела Мышь выдать Дюймовочку замуж за Крота. Вышла Дюймовочка последний раз попрощаться с солнышком и увидела Ласточку. Взяла Ласточка Дюймовочку с собой в жаркие страны.
И.п. – руки в стороны. Соединить их вверху, как крылья, – 8–10 раз.
– Прилетели они в теплые края. Посадила Ласточка Дюймовочку на самый красивый цветок. И тут прилетело много красивых мальчиков и девочек с крылышками, а один из них – Принц – сделал ей предложение руки и сердца.
И.п. – руки на пояс. Сделать шаг вперед, опуститься на колено, встать. Выполнить 4–6 раз каждой ногой.
– Целый день Дюймовочка играла с мальчиками и девочками в разные игры. И мы сейчас будем с вами играть.
Ходьба в обход по залу с заданием. По команде «Великаны!» – ходьба широким шагом, по команде «Гномики!» – маленькими шагами – 1 круг.
Золотой ключик
Ходьба в обход по залу. Дети слушают рассказ учителя.
Учитель. Выстругал Папа Карло из бревна человечка и назвал его Буратино. Отправил Папа Карло Буратино в школу с красивой азбукой. Услышал Буратино веселую музыку, забыл про школу и побежал в другую сторону.
Бег по залу – 1 круг.
– Увидел Буратино, как веселые куклы зазывают людей в кукольный театр на представление.
И.п. – руки на пояс. Сделать круг правой рукой вперед с поворотом туловища вправо.
То же влево левой рукой.
Повторить 4 раза.
– Сел Буратино в первый ряд и, пока ждал представления, начал ноги разминать.
И.п. – сед. Поочередное сгибание и разгибание ног – 6–8 раз.
– Зрители стали аплодировать, чтобы спектакль скорее начался.
И.п. – сед, руки в стороны. Делать хлопки над головой, сохраняя спину прямой, – 6–8 раз.
– Вышли куклы на сцену и стали танцевать.
И.п. – руки в стороны, пальцы разведены. Повороты туловища с приседанием. Выполнить по 4 раза в каждую сторону.
– Злой Карабас-Барабас обижал кукол, и они убежали от него.
Бег по залу – 1 круг.
– Прибежали куклы к домику Мальвины, стали чай пить, а потом Мальвина стала учить Буратино писать буквы. Но Буратино писать не умел и обмакнул нос в чернильницу.
И.п. – руки за спину, пальцы в «замок». Наклоны вниз, руки вверх. Выполнить 6–8 раз.
– Мальвина рассердилась и отвела Буратино в чулан, а пауку приказала стеречь его.
И.п. – упор лежа сзади, согнув ноги. Передвижение в упоре («паучок»). Выполнять поочередно по 4 шага вперед и назад.
– Буратино сбежал от Мальвины и прибежал к пруду, где жили лягушки и черепаха Тортилла.
И.п – упор присев. Прыжки в полном приседе с опорой на руки («лягушка») –
1 круг.
– Черепаха отдала Буратино Золотой ключик, и он вернулся к Папе Карло.
Ходьба в обход по залу.
Гуси-Лебеди
Учитель. Жили-были брат с сестрой – Аленушка и Иванушка. Уехали однажды их родители в город и велели Аленушке за братцем присматривать.
Ходьба в обход по залу.
– Усадила Аленушка братца в траву, а сама побежала с подружками играть.
И.п. – сед, руки на пояс. Повороты головы вправо и влево, спина прямая – 6–8 раз.
– Прилетели Гуси-Лебеди, схватили Иванушку и унесли далеко-далеко.
Бег по кругу с подниманием рук в стороны – «взмахи крыльев».
– Прибежала Аленушка, а братца нет. Отправилась она искать его по белу свету.
Ходьба на носках, пятках.
– Видит Аленушка – яблонька стоит с яблоками наливными. Спросила Аленушка дорогу у яблони. А яблоня в ответ попросила снять урожай.
И.п. – руки на пояс. Потянуться одной рукой вверх, подняться на носки, затем другой рукой («снимаем урожай»). Выполнить 6–8 раз каждой рукой.
– Пошла Аленушка дальше, видит – Печка стоит. Спросила Аленушка дорогу у Печки, а та попросила в ответ пироги вынуть.
Присесть, руки вытянуть вперед. Повороты кистей рук – 6–8 раз в каждую сторону.
– Идет Аленушка дальше, видит – Речка бежит, журчит.
Бег по залу – 1 круг.
– Побежала Аленушка по мостику на другой бережок.
И.п. – лежа на спине. Поднять таз вверх, удерживая в течение 5 сек. Выполнить 6–8 раз.
– Пришла Аленушка к избушке Бабы-яги, видит – Иванушка на качелях качается.
И.п. – лежа на спине, обхватив колени. Перекаты в группировке – 6–8 раз.
– Схватила Аленушка братца и побежала.
Бег на месте с высоким подниманием бедра (10 сек.).
– На пути – Речка. Взмолилась Аленушка: «Спрячь нас скорее, Реченька!»
И.п. – лежа на животе. Имитация движений рук и ног при плавании брассом – 6–8 раз.
– Побежали ребята дальше, а Гуси снова догоняют. На пути яблонька стоит. Стала ее просить Аленушка:
«Спрячь нас скорее!»
Накрыла их яблоня своими ветками.
И.п. – руки вверх. Наклоны вперед – 6–8 раз.
– Бегут они дальше, а Гуси догоняют…
Бег на месте с захлестыванием голени назад (10 сек.).
– …а на пути Печка. Просит ее Аленушка: «Спрячь нас скорее!»
И.п. – сед согнув ноги скрестно, руки за голову. Наклоны вперед до касания локтями пола –
6–8 раз.
– Сунулись было Гуси-Лебеди в печку, да чуть не сгорели. Развернулись они и полетели восвояси. Тут ребята уже пешком пошли.
Ходьба в обход по залу с выполнением упражнений на восстановление дыхания.
– А тут и дом рядом. Побежали Аленушка с Иванушкой еще быстрее.
Бег по залу – 1 круг.
Красная Шапочка
Учитель. Жила-была девочка. Подарила мама ей на день рождения красный берет, и стали все вокруг звать ее Красной Шапочкой. Велела ей как-то мама сходить к бабушке и отнести гостинцы.
Ходьба в обход по залу.
– А в лесу жил Серый Волк. Увидел он Красную Шапочку и побежал за ней.
Бег по залу широкими шагами – 1 круг.
– Пришла Красная Шапочка на полянку и присела отдохнуть.
Повороты головы в положении сидя, руки на пояс.
– Тут налетели комары. Стала Красная Шапочка от них отмахиваться.
И.п. – сед. Хлопки руками спереди, сзади, вверху.
– «Эх, – подумала Красная Шапочка, – был бы у меня велосипед – как бы я быстро добралась до бабушкиного дома!»
И.п. – лежа на спине. Упражнение «Велосипед».
То же в упоре лежа сзади на предплечьях.
– Встала Красная Шапочка и пошла дальше. Идет – грибы, ягоды собирает.
Ходьба в полном приседе.
– Увидала Красная Шапочка лесорубов и подошла к ним поздороваться.
Упражнение «Дровосек».
– Идет она дальше. Встретила рыбаков, которые несли большую рыбину. Подошла и с ними поздороваться.
И.п. – лежа на животе, руками взяться за носки. Упражнение «Рыбка».
– Покачалась Красная Шапочка на качелях в лесу.
Перекаты в группировке –
6–8 раз.
– Тут она вспомнила про бабушку и побежала бегом.
Бег по залу – 1 круг.
– А Волк уже бабушку съел и Красную Шапочку поджидает, разминается.
И.п. – лежа на полу. Сесть (можно с помощью рук), лечь. Выполнить 8–10 раз.
– Накинулся Волк на Красную Шапочку, а девочка стала громко кричать. Услышали крики проходившие мимо лесорубы, зарубили Волка и освободили бабушку и Красную Шапочку.
Ходьба в обход по залу.
Маша и Медведь
Посредине зала стоит корзина с массажными мячиками – по количеству учащихся.
Учитель. Отправилась девочка Маша в лес с подружками по грибы и ягоды.
Ходьба в обход по залу.
– Идут – грибы, ягоды собирают.
Ходьба с наклонами («собираем грибы»).
– Побежала Маша за красивой бабочкой и заблудилась.
Бег по залу – 1 круг.
– Стала она оглядываться.
Повороты головы, стоя на месте.
– Шел по лесу Медведь.
Ходьба на внешней стороне стопы на месте – вокруг себя.
– Взял он Машу к себе. Стала девочка у Медведя жить. Прибралась у него, постирала, приготовила обед.
Три пружинистых наклона вперед – «стираем белье». Стоя в наклоне, махи руками вправо – влево – «полощем белье».
– Собрался как-то Медведь в деревню, и уговорила его Маша, чтобы он гостинцы бабушке с дедушкой занес.
Подойти к корзине, взять мячик.
– Замесила Маша тесто.
Перекладывание мячика из одной руки в другую.
– Настряпала пирожков да остужать стала.
И.п. – руки в стороны. Перебрасывание мяча из одной руки в другую перед собой.
– Залезла Маша в короб, пока Медведь в лесу гулял.
Поочередно поднимать ноги вверх к груди, присесть («залезаем в короб»).
– Идет Медведь по лесу, устал. Сел на пенек, а Маша ему из короба:
«Не садись на пенек,
Не ешь пирожок –
Неси бабушке,
Неси дедушке!»
Сесть на пол, встать. Повторить 6–8 раз.
– Устал Медведь, лег отдохнуть.
И.п. – лежа на спине.
1 – поднять прямые ноги вверх;
2 – вернуться в и.п.
Повторить 8–10 раз.
– Пошел Медведь дальше.
Ходьба по залу – на внешней стороне стопы, высоко поднимая колени, на четвереньках – 1 круг.
– А Маша из короба выглядывает.
Ходьба на носках, подбородок высоко поднят – полкруга.
– Увидела Маша родную деревню, выскочила из короба и побежала.
Бег по залу – 1 круг.
– Убежала она от Медведя и пошла навстречу бабушке и дедушке.
Ходьба в обход по залу.
Наталья Батищева ,
учитель физкультуры, с.Парабель, Томская обл.