Методика |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценивание на уроках легкой атлетики
6-й классВысокий старт и стартовый разгон В 6-м классе продолжается обучение быстрому прямолинейному бегу на передней части стопы с увеличением скорости бега и длины шагов в стартовом разгоне (см. рис. 1). Рис. 1. Стартовый разгон Бегун удерживает туловище в согнутом положении. С каждым шагом скорость движения увеличивается, наклон туловища уменьшается, бегун плавно и естественно переходит на бег по дистанции. Ошибки
Оценивание
Метание теннисного мяча с 3 шагов разбега
на дальность И.п. – левая нога свободно отставлена назад на носок, вес тела – на правой ноге, правая рука с мячом согнута в локте у правого плеча. Выполнить шаг вперед левой ногой, затем скрестный шаг правой ногой, рука с мячом отводится назад. Затем выполнить шаг левой ногой, локоть правой руки разворачивается прямо по направлению метания; мяч посылается вперед-вверх хлестким движением руки. После броска шагом правой ноги стопорится движение вперед (см. рис. 2).
Рис. 2. Метание мяча на дальность
Ошибки
Оценивание
Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги»
с 7–9 шагов разбега Разбег, толчок и взлет должны выполняться правильно по форме, ритмично и свободно. Длина разбега определяется обычными шагами; два простых шага равны одному беговому. Разбег начинается свободно, исключаются всякие подскоки, на последних шагах разбега туловище находится в вертикальном положении, голова прямо. Последний шаг выполняется быстрее предыдущего, он короче по длине; отталкивание быстрое, с согласованным махом свободной ногой и руками. Ошибки
Оценивание
Прыжок в высоту способом «перешагивание»
с 3–5 шагов разбега Разбег выполняется под углом 35–40°: первые шаги – на носках, последние три – с пятки на носок, чтобы исключить торможение. Разбег завершается отталкиванием дальней от планки ногой и выпрямлением маховой ноги с энергичным взмахом рук. Ошибки
Оценивание
Контрольные нормативы
7-й класс
|
Контрольные упражнения |
Отметки | |||||
Мальчики | Девочки | |||||
«5» | «4» | «3» | «5» | «4» | «3» | |
1. Прыжок в длину с места (см) | 205 | 170 | 150 | 200 | 160 | 140 |
2. Бег 3×10 м (сек.) | 8,3 | 9,0 | 9,3 | 8,7 | 9,5 | 10,0 |
3. Бег на 30 м (сек.) | 4,8 | 5,6 | 5,9 | 5,0 | 6,2 | 6,3 |
4. Бег на 60 м (сек.) | 9,4 | 10,2 | 11,0 | 9,8 | 10,4 | 11,0 |
5. Бег на 1000 м (мин., сек.) | 4.30 | 5.00 | 6.00 | 4.50 | 5.20 | 6.20 |
6. Бег на 1500 м (мин., сек.) | 7.00 | 7.30 | 8.00 | 7.30 | 8.00 | 8.30 |
7. Прыжок в длину с разбега (см) | 380 | 350 | 290 | 350 | 300 | 240 |
8. Прыжок в высоту с разбега (см) | 125 | 115 | 100 | 110 | 110 | 90 |
9. Метание мяча (м) | 39 | 31 | 23 | 26 | 19 | 16 |
8-й класс
Низкий старт
Рис. 6. Низкий старт
Низкий старт – это способ начала бега, который обеспечивает условия для развития максимальной скорости бега на возможно более коротком отрезке дистанции.
По команде «На старт!» руки опираются на грунт пальцами на ширине плеч, голова и туловище образуют одну прямую линию. Взгляд направлен на 1–2 м вперед от линии старта. Сильная нога впереди, на расстоянии 1,5–2 ступни до линии старта, а колено другой ноги располагается на грунте около стопы впередистоящей. Тяжесть тела равномерно распределена между всеми точками опоры.
По команде «Внимание!» тяжесть тела переносится на руки и на впередистоящую ногу, таз поднимается несколько выше уровня плеч, ноги слегка выпрямляются, бегун замирает.
По команде «Марш!» бегун энергично отталкивается ногами, при этом сзади стоящая нога быстро выносится вперед-вверх, а впереди стоящая полностью разгибается. Руки, согнутые в локтевых суставах, выполняют быстрые энергичные движения. Отталкивание производится под острым углом, движения при выходе со старта выполняются максимально быстро.
Ошибки
- Голова сильно отклонена назад, спина прогнута;
- бегун слишком сильно опирается на руки;
- высоко поднят таз, ноги практически выпрямлены;
- быстрое выпрямление туловища.
Оценивание
- «5» – упражнение выполнено правильно, без ошибок, легко;
- «4» – упражнение выполнено, но с напряжением, допущена 1 ошибка;
- «3» – упражнение выполнено, но допущено 2 и более ошибок.
Метание мяча с 5–8 шагов разбега
В 8-м классе основное внимание уделяется техническому выполнению всех фаз броска:
- разбег должен увеличивать скорость вылета снаряда;
- бросок выполняется хлестко, осуществляется передача всех усилий броска в снаряд;
- осуществляется перенос веса тела с одной ноги на другую для удержания равновесия, что позволяет не заступить за ограничительную линию.
Ученикам предлагается выполнить броски мяча с 5–8 шагов разбега в коридоре шириной 10 м на технику выполнения.
Ошибки
- Нет скрестного шага;
- заступ;
- неправильная работа бросающей руки;
- мяч не попал в «коридор»;
- выполнена остановка после разбега, а потом – бросок.
Оценивание
- «5» – упражнение выполнено легко, без ошибок;
- «4» – упражнение выполнено, но с напряжением, допущена 1 ошибка;
- «3» – упражнение выполнено, но допущено 2 и более ошибок.
Прыжок в длину способом «согнув ноги»
с 11–13 шагов разбега
Восьмиклассники должны уметь при доступной им скорости разбега совершать безостановочное отталкивание. Поэтому при оценивании основное внимание уделяется всем фазам прыжка:
- правильному ритму и темпу разбега;
- точному попаданию на доску отталкивания;
- фазе полета;
- приземлению.
Ученикам предлагается выполнить прыжок в длину с 11–13 шагов разбега на технику.
Ошибки
- Слабый разбег;
- заступ;
- приземление на прямые ноги;
- слабая работа рук.
Оценивание
- «5» – упражнение выполнено легко, без ошибок;
- «4» – упражнение выполнено с напряжением, допущена 1 ошибка;
- «3» – упражнение выполнено, но допущено 2 и более ошибок.
Прыжок в высоту способом «перешагивание»
с 7–9 шагов разбега
При оценивании основное внимание уделяется всем основным фазам прыжка. В качестве контрольного задания учащимся предлагается выполнить прыжок в высоту способом «перешагивание» с 7–9 шагов разбега на технику.
Ошибки
- Недостаточно сильный разбег;
- отталкивание не дальней от планки ногой;
- неправильная работа ног в полете;
- слабая работа рук.
Оценивание
- «5» – упражнение выполнено легко, без ошибок;
- «4» – упражнение выполнено, но с напряжением, допущена 1 ошибка;
- «3» – упражнение выполнено, но допущено 2 и более ошибок.
Контрольные нормативы
Контрольные упражнения |
Отметки | |||||
Мальчики | Девочки | |||||
«5» | «4» | «3» | «5» | «4» | «3» | |
1. Прыжок в длину с места (см) | 210 | 180 | 160 | 200 | 160 | 145 |
2. Бег 3×10 м (сек.) | 8,0 | 8,7 | 9,0 | 8,6 | 9,4 | 9,9 |
3. Бег на 30 м (сек.) | 4,7 | 5,5 | 5,8 | 4,9 | 5,8 | 6,0 |
4. Бег на 60 м (сек.) | 8,8 | 9,7 | 10,5 | 9,7 | 10,2 | 10,7 |
5. Бег на 2000 м (мин., сек.) | 10.00 | 10.40 | 11.40 | 11.00 | 12.40 | 13.50 |
6. Бег на 1000 м (мин., сек.) | 4.00 | 4.300 | 5.20 | 4.40 | 5.10 | 6.10 |
7. Прыжок в длину с разбега (см) | 410 | 370 | 310 | 360 | 310 | 260 |
8. Прыжок в высоту с разбега (см) | 130 | 120 | 105 | 115 | 105 | 95 |
9. Метание мяча (м) | 42 | 37 | 28 | 27 | 21 | 17 |
9-й класс
Финиширование
Рис. 7. Техника финиширования
Бег на последних метрах дистанции, несмотря на стремление увеличить темп, должен оставаться свободным и непринужденным, чтобы не вызывать напряжения, так как это сказывается на скорости. Непосредственно перед финишной ленточкой бегун резко наклоняет туловище вперед или вместе с наклоном выполняет поворот туловища и касается ленточки плечом. Нужно исключить прыжок на ленточку, так это снижает скорость бега и может привести к падению (см. рис. 7).
Ошибки
- Снижение скорости перед финишной ленточкой;
- подготовка к броску на ленточку за несколько метров до финиша, падающий бег;
- остановка на линии финиша.
Оценивание
- «5» – упражнение выполнено правильно, легко, без ошибок;
- «4» – упражнение выполнено, но с напряжением, допущена 1 ошибка;
- «3» – упражнение выполнено, но допущено более 1 ошибки.
Контрольные нормативы
Контрольные упражнения |
Отметки | |||||
Юноши | Девушки | |||||
«5» | «4» | «3» | «5» | «4» | «3» | |
1. Прыжок в длину с места (см) | 220 | 190 | 175 | 205 | 165 | 155 |
2. Бег 3×10 м (сек.) | 7,7 | 8,4 | 8,6 | 8,5 | 9,3 | 9,7 |
3. Бег на 30 м (сек.) | 4,5 | 5,3 | 5,5 | 4,9 | 5,8 | 6,0 |
4. Бег на 60 м (сек.) | 8,4 | 9,2 | 10,0 | 9,4 | 10,0 | 10,5 |
5. Бег на 100 м (сек.) | 14,8 | 15,2 | 15,7 | 16,8 | 17,3 | 18,0 |
6. Бег на 1000 м (мин., сек.) | 3.40 | 3.50 | 4.20 | 4.30 | 5.00 | 6.00 |
7. Прыжок в длину (см) | 430 | 380 | 330 | 370 | 330 | 290 |
8. Прыжок в высоту (см) | 130 | 125 | 110 | 115 | 110 | 100 |
9. Метание мяча (м) | 45 | 40 | 31 | 28 | 23 | 18 |
10. Бег 2000 м (мин., сек.) | 9.20 | 10.0 | 11.0 | 10.2 | 12.0 | 13.0 |
10–11-е классы
На уроках физкультуры в 10–11-х классах ученики совершенствуют ранее усвоенные двигательные действия; значительно меньше времени отводится на обучение новому материалу. Уроки в этих классах в значительной мере приобретают черты тренировки. Поэтому главная задача – научить школьников выполнять двигательные действия не только правильно, но и с возрастающей скоростью, силой, ловкостью и выносливостью. В связи с этим увеличиваются дистанция, скорость бега, нормативы в прыжках, вес снаряда в метаниях.
Эстафетный бег
Эстафетный бег – вид командного бега, где дистанция делится на этапы определенной длины; каждый участник пробегает свой этап, а потом передает другому члену своей команды специальную эстафетную палочку (см. рис. 8).
Рис. 8. Эстафетный бег
Передача эстафетной палочки происходит только в зоне передачи, которая имеет длину 20 м. От линии, обозначающей границу окончания этапа, в ту и другую сторону отмеряется по 10 м. Это и будет зона передачи. Передача палочки осуществляется из рук в руки. Первый член команды с эстафетной палочкой в правой руке стартует и, пробежав этап, передает палочку в левую руку следующему участнику; тот, пробежав свой этап, передает палочку в правую руку следующему, и т.д. Кисть принимающего эстафету бегуна располагается так, чтобы в нее было удобно вложить палочку, а принимающий эстафету бегун уже должен начать бег (см. рис. 9).
Рис. 9. Передача эстафетной палочки из рук в руки
Ошибки
- Передача эстафеты вне зоны передачи;
- потеря палочки во время бега или передачи;
- передача эстафеты в одноименную руку;
- передача эстафеты на месте.
Оценивание
- «5» – упражнение выполнено правильно, легко, уверенно;
- «4» – упражнение выполнено, но неуверенно, допущена 1 ошибка;
- «3» – упражнение выполнено, но допущено 2 и более ошибок.
Метание гранаты
Техника метания гранаты существенно не отличается от техники метания мяча, но необходимо обратить внимание на технику безопасности во время занятий, так как вес гранаты значительно превосходит вес мяча, и возрастает вероятность травмы. Оценивание производится так же, как при метании мяча (8-й класс).
Контрольные нормативы
10-й класс
Контрольные упражнения |
Отметки | |||||
Юноши | Девушки | |||||
«5» | «4» | «3» | «5» | «4» | «3» | |
1. Прыжок в длину с места (см) | 230 | 195 | 180 | 210 | 170 | 160 |
2. Бег 3×10 м (сек.) | 7,3 | 8,0 | 8,2 | 8,4 | 9,3 | 9,7 |
3. Бег на 30 м (сек.) | 4,4 | 5,1 | 5,2 | 4,8 | 5,9 | 6,1 |
4. Бег на 100 м (сек.) | 14,5 | 14,9 | 15,5 | 16,5 | 17,0 | 17,8 |
5. Бег на 3000 м – юноши и 2000 м – девушки (мин., сек.) 15.00 16.00 17.00 10.10 11.40 12.40 | 15.00 | 16.00 | 17.00 | 10.10 | 11.40 | 12.40 |
6. Бег на 1000 м (мин., сек.) | 3.30 | 3.40 | 4.00 | 4.20 | 4.50 | 5.50 |
7. Прыжок в длину с разбега(см) | 440 | 400 | 340 | 375 | 340 | 300 |
8. Прыжок в высоту (см) | 135 | 130 | 105 | 120 | 115 | 105 |
9. Метание гранаты весом 700 г/500 г (м) 32 26 22 18 13 11 | 32 | 26 | 22 | 18 | 13 | 11 |
11-й класс
Контрольные упражнения |
Отметки | |||||
Юноши | Девушки | |||||
«5» | «4» | «3» | «5» | «4» | «3» | |
1. Прыжок в длину с места (см) | 240 | 205 | 190 | 210 | 170 | 160 |
2. Бег 3×10 м (сек.) | 7,2 | 7,9 | 8,1 | 8,4 | 9,3 | 9,6 |
3. Бег на 30 м (сек.) | 4,3 | 5,0 | 5,1 | 4,8 | 5,9 | 6,1 |
4. Бег на 100 м (сек.) | 14,2 | 14,5 | 15,0 | 16,0 | 16,5 | 17,0 |
5. Бег на 3000 м – юноши и 2000 м – девушки (мин., сек.) 15.00 16.00 17.00 10.10 11.40 12.40 | 13.00 | 15.00 | 16.00 | 10.00 | 11.30 | 12.20 |
6. Бег на 1000 м (мин., сек.) | 3.20 | 3.30 | 3.50 | 4.10 | 4.40 | 5.40 |
7. Прыжок в длину с разбега(см) | 460 | 420 | 370 | 380 | 340 | 310 |
8. Прыжок в высоту (см) | 140 | 135 | 120 | 120 | 115 | 105 |
9. Метание гранаты весом 700 г/500 г (м) 32 26 22 18 13 11 | 38 | 32 | 26 | 23 | 18 | 12 |
Валерий Семенов ,
заслуженный учитель России, гимназия № 27, г. Курган