Методика |
||||||||||||||||||||||||||||||
Ново-образованиеРазвивающее обучение в Школе вологодского баскетболаВ декабре 2006 г. СДЮШОР № 2 г. Вологды был присвоен статус региональной инновационной площадки экспериментального типа. Тема исследования: «Создание модели спортивной школы развивающего обучения». К настоящему времени эксперимент успешно завершен, и школа начала работу по трансляции своего опыта. Зачем развивающее
обучение тренерам?
|
В развивающем обучении |
В баскетболе |
Работа в парах | Использование комбинации «двойка» |
Работа в малых группах | Работа в командах из пяти игроков |
Распределение ролей в группе | Амплуа игроков |
Разновозрастная деятельность | Одновременные тренировки в зале двух команд разных возрастов |
В результате этой работы мы пришли к выводу: развивающее обучение не меняет содержания обучения баскетболу, но меняет способы передачи знаний от тренера к ученику.
Тренировочный процесс нового типа
Учебно-тренировочное занятие в РО состоит из пяти этапов:
1) ситуация успеха – оценка занимающимися своих знаний;
2) ситуация конфликта, которая создается в рамках изменившихся условий; при этом происходит вычленение проблемных точек – незнания, недостатка опыта – у юных спортсменов;
3) формулирование учебной задачи в словесной форме;
4) деятельностный этап;
5) итоговая рефлексия.
Нами был разработан Лист проектирования и оценки тренировки, в котором отражены все параметры развивающего занятия, организовано взаимное посещение тренировок и их анализ по этому листу оценки. Служба психологического сопровождения помогла каждому тренеру найти ресурсы для более эффективной работы, составила индивидуальные траектории развития с каждым педагогом. Педагоги разработали Рефлексивные дневники, где дети отмечают свои достижения, анализируют свои ошибки, заполняют мониторинговые карты.
Конспект учебно-тренировочного занятия
Тема: Передача мяча.
Цель: выявление преимуществ выполнения длинной передачи одной рукой с места.
Задачи:
• мотивировать детей на поисковую активность в ходе обучения передаче мяча;
• научить проводить пошаговую рефлексию своих действий в процессе обучения;
• научить самостоятельно определять границу знания и незнания.
Выводы
К сожалению, моторная плотность таких занятий низка, так как на них идет осознанное освоение и принятие ребенком целей тренера. Однако осознанное восприятие материала позволяет в дальнейшем экономить время на разбор ошибок, поэтому плотность следующих тренировок будет высокой.
Ход занятия
Этапы занятия | Содержание |
Присоединение к детям по всем модальностям (1 мин.) | – Здравствуйте! Я очень рада видеть вас в полном составе. В ходе сегодняшней тренировки хочу услышать от вас грамотные ответы на различные вопросы и почувствовать, что вы научились техничному выполнению предложенных заданий |
Целеформирование в совместном интервьюировании (3 мин.) | – На предыдущем занятии, когда мы с вами анализировали причины поражения в прошлой игре, вы отметили, что наша команда, по сравнению с другими, намного ниже ростом. Исходя из своего игрового опыта, подумайте, как быть в данной ситуации, какое решение видите вы как игроки? – Нам нужно работать над тактикой игры, над техникой баскетбола. – Над чем именно? Предложите варианты. Дети называют варианты своих действий: – буду бросать трехочковые; – взаимодействовать с центровыми; – убегать в быстрый прорыв. – Почему вы так решили? – Лучше всего использовать быстрый прорыв, так как не вся команда противника успевает вернуться в защиту и использовать преимущество роста |
Создание ситуации успеха (4 мин.) | – Какой технический арсенал должен быть у команды, чтобы быстрый прорыв был эффективен? – Постановка спины при подборе мяча, длинная передача, бросок. – Какая передача в быстром прорыве используется чаще всего? – Длинная. – Какие виды длинных передач вы знаете? – В движении, с места с замахом |
Разрыв или проблема (1 мин.) | – Назовите, пожалуйста, пять плюсов и пять минусов этих передач. (Дети этого не знают.) – Тогда предлагаю вам с помощью специальной литературы в течение 5–7 минут найти плюсы и минусы обеих передач |
Решение проблемы. Работа в группах с литературой (7 мин.) | Дети делятся по желанию на 2 группы, договариваются, кто какую передачу изучает. Ищут ответы, рассказывают, что они нашли в книгах и к каким выводам пришли |
Деятельностный этап или обучение новому (15 мин.) | – В своих группах обсудите технические тонкости анализируемой вами передачи и представьте друг другу игровые моменты их применения. (Отработка передачи.) |
Рефлексия (5 мин.) | – Где были ошибки? Что необходимо сделать, чтобы их исправить? |
Обсуждение, поиск критериев оценки (3 мин.) | – Исходя из выводов в отношении каждой передачи, скажите, какая из них наиболее выгодна в быстром прорыве и почему? (Ответы детей.) |
Выводы тренера после ответов детей (1 мин.) | – Наверное, эффективнее использовать передачу с места с замахом, потому что при изменении игровой ситуации мы можем не давать эту передачу, а начать выполнять повороты или другие технические действия, а если начали выполнять передачу в движении, а игрока неожиданно закрыл защитник, или мы сделаем пробежку, или передачу перехватят. |
Ольга Боровик ,
заведующая методическим отделом ;
Мария Демидова ,
педагог-психолог, МОУ ДОД СДЮСШОР № 2, г. Вологда