Чтобы уроки баскетбола были для детей интересными, учитель должен предлагать больше разнообразных упражнений, а не ограничиваться стандартным набором из двух-трех. Представленный материал поможет пополнить методическую копилку учителя и тренера новым интересным материалом и избежать технических ошибок учащихся. |
Стойка баскетболиста
Обучение игре в баскетбол начинается с обучения передвижению в стойке баскетболиста. Передвижение в стойке баскетболиста осуществляется приставными шагами правым, левым боком, спиной вперед.
При передвижении правым боком правая нога скользящим движением переставляется на шаг вправо, затем левая нога выполняет скользящий шаг вправо, после чего все повторяется сначала: правая рука вверх, левая – в сторону или наоборот. При этом движении тяжесть тела плавно переносится с ноги на ногу, ступни ног почти не отрываются от пола, ноги согнуты в коленях.
Ошибки
• Передвижение прыжками;
• скрещивание ног;
• чрезмерный наклон туловища вперед или назад;
• опущенные вниз руки.
Упражнения для обучения
Игроки передвигаются левым боком приставными шагами в медленном темпе. Учитель обращает внимание на работу ног, положение рук. Через определенное количество шагов следует поворот кругом и движение другим боком.
1. То же, но игроки передвигаются по площадке зигзагом (рис. 1, а).
2. То же «змейкой» (рис. 1, б).
После того, как учащиеся усвоят это движение, учитель проводит контроль. По звуковому сигналу – свистку или хлопку – школьники должны остановиться. Если ученик правильно двигался в стойке баскетболиста, то он сразу остановится на месте, погасив инерцию тела за счет согнутых ног. Ученик же, передвигающийся неправильно – прыжками на прямых ногах, не остановится сразу, а сделает лишние движения, что приведет к выполнению игрового действия с опозданием.
Рис. 1. Схема передвижений игрока
При передвижении спиной вперед поочередно то левая, то правая нога должна находиться впереди; смотреть назад нужно через плечо.
Остановки
Во время обучения передвижению в стойке баскетболиста следует обучать остановкам. Особое внимание необходимо уделить остановкам, которые выполняются прыжком или двумя шагами.
При остановке прыжком игрок касается пола двумя ногами одновременно, а при остановке двумя шагами – поочередно то левой, то правой ногой. В этом случае баскетболист делает первый шаг широким, потом чуть приседает, плечи отводит назад; второй шаг должен быть короче первого по длине. После этого тяжесть тела распределяется на обе ноги, ноги ставятся с пятки на носок.
Упражнения для обучения
Игроки передвигаются шагом по периметру зала в колонне, остановка делается по свистку.
1. То же, но передвижение выполняется бегом.
2. Передвижение зигзагом: в точках B, C, D и далее – остановка (рис. 2).
Рис. 2. Передвижение загзагом
Рис. 3. Выполнение остановок
при расстановке в колоннах
3. Игроки выстраиваются в колоннах, как показано на рис. 3. По свистку первые номера в колоннах добегают до линии A–B, за ней делают остановку, возвращаются назад и встают в конец своей колонны.
Статья опубликована при поддержке провайдера торговых сигналов форекс "AutoFXSignal". Сайт представляет собой поставщик торговых сигналов для форекс и прогнозов на бинарные опционы, рассылка торговых сигналов форекс.
Есть бесплатные и платные торговые сигналы как для форекс, так и бинарных опционов. Предоставляются качественные торговые сигналы на торговую сессию по основным валютным парам.
Есть возможность попробовать бесплатно три дня, а также прогнозы на день по eur usd и вовсе бесплатны. Система имеет честную и прозрачную статистику, куда пишутся все сделки автоматически. Подробнее смотрите на сайте, который располагается по адресу: http://autofxsignal.com.
Основная ошибка – неправильная работа ног.
Чтобы исправить это, за линией A–B (рис. 3) на расстоянии 1–1,5 м ставится кегля. Если учащийся останавливается неправильно, то по инерции он будет продолжать движение вперед и уронит ее.
Повороты
Вместе с обучением остановкам можно начинать обучение поворотам. Поворот – важнейший элемент игры. В игре посредством поворота можно вырвать мяч у противника, а также не дать сопернику овладеть мячом. Поворот выполняется следующим образом: одна нога отрывается от пола и, переступая в любом направлении, выполняет поворот вокруг другой. Нога, которая не отрывается от пола, является как бы осью вращения и называется опорной. Ее нельзя отрывать от пола. Чтобы дети поняли это движение, надо сравнить ноги с циркулем. Если произойдет отрыв опорной ноги от пола, то, как и у циркуля при отрыве иглы, правильная фигура не получится.
Ошибки при повороте
• Отрыв опорной ноги от пола;
• смена опорной ноги.
При остановке прыжком опорной может быть любая нога, при остановке двумя шагами опорная – та, которой был выполнен первый шаг.
Упражнения для обучения
Игроки в колонне передвигаются по залу шагом, по звуковому сигналу выполняют остановку двумя шагами. Нога, которая находится сзади, – опорная. Не отрывая ее от пола, выполнить поворот на 180° и продолжить движение в обратном направлении.
1. То же, но остановка производится прыжком.
2. То же, но после остановки игроки делают поворот на 360° и продолжают движение.
3. То же, но остановка производится по зрительному сигналу.
Ловля и передачи мяча
При ловле мяча ноги чуть согнуты, руки и кисти выполняют роль пружины, пальцы рук расставлены в стороны, большие пальцы почти соединены и направлены внутрь.
Передача мяча двумя руками от груди
Мяч удерживать двумя руками на уровне груди, пальцы расставлены широко и держат мяч сбоку-сзади, туловище слегка наклонено вперед, одна нога впереди, ноги чуть согнуты. Отправить его круговым движением рук вперед – вниз – вверх – вперед – в нужном направлении. Руки сопровождают мяч. Движение начинается с ног.
Ошибка
Неправильное удерживание мяча: локти разведены в стороны, хотя они должны быть прижаты к туловищу. Чтобы положение локтей было правильным, надо при удерживании мяча обратить внимание на то, как большие пальцы держат мяч: они должны находиться почти рядом друг с другом.
Передача мяча одной рукой
Этот прием в основном применяется для передачи мяча на дальние расстояния для начала быстрого прорыва.
Мяч находится в правой руке на уровне плеча, левая нога впереди, тяжесть тела – на правой ноге. Переносом тяжести тела на левую ногу следует отправить его рукой в нужном направлении. Передача заканчивается движением кисти, рука как можно дольше сопровождает мяч.
Передача мяча двумя руками из-за головы
Ноги чуть согнуты, одна немного выставлена вперед, мяч удерживается двумя руками над головой. Затем следует отвести его назад и резким движением туловища и рук отправить в нужном направлении; руки как можно дольше сопровождают мяч, передача заканчивается движением кистей.
Упражнения для обучения
Передачи мяча в парах на месте
Игроки стоят в парах друг напротив друга (рис. 4).
1. По команде игроки передают мяч друг другу двумя руками от груди.
2. То же, но передача мяча производится с отскоком от пола.
3. Игрок, поймав мяч, проносит его за спиной и передает партнеру.
4. Игрок, поймав мяч, заносит его за спину, ударяет о пол между ногами, ловит и передает партнеру.
Рис. 4. Передача мяча в парах
5. Игрок, поймав мяч, выполняет поворот на 360° на ноге, стоящей сзади, потом передает мяч партнеру.
Передачи мяча в тройках на месте
Игроки в тройках располагаются, как показано на рис. 5.
Рис. 5. Передачи мяча в тройках
1. Игрок № 1 передает мяч игроку № 2, стоящему в середине; тот, поймав мяч, выполняет поворот на 180° на опорной ноге и передает мяч игроку № 3, который, в свою очередь, – игроку № 2, и т.д. По команде учителя игроки меняются местами.
2. Игроки №№ 1–3 передают мяч с отскоком в пол, а игрок № 2 перепрыгивает через мяч.
Рис. 6. Передача мяча со сменой мест
3. Игроки №№ 1 и 2 стоят в колонне, игрок № 3 – напротив них (рис. 6). Игрок № 2 передает мяч игроку № 3 и встает за игроком № 1.
Рис. 7. Передачи мяча по треугольнику
4. Игроки передают мяч, располагаясь в треугольнике (рис. 7).
5. Игрок № 1 передает мяч игроку № 3, тот – игроку № 2, получает мяч обратно и передает игроку № 1, и т.д. (рис. 8).
Рис. 8. Передачи мяча
в тройках
Рис. 9. Передачи двух мячей в тройках
6. Игроки №№ 1 и 2 держат мячи. Игрок № 1 передает мяч игроку № 3, тот возвращает его обратно и сразу получает мяч от игрока № 2, и т.д. (рис. 9).
Передачи мяча в кругах
1. Игроки стоят в нескольких кругах. В середине кругов – участники с мячами. Они передают мячи поочередно каждому игроку своего круга (рис. 10).
Рис. 10. Передачи мячей в кругах
2. То же, но передача идет через одного игрока.
3. То же, но передача производится разным игрокам хаотично.
Передачи мяча в четверках
1. Игроки располагаются, как показано на рис. 11. Игрок № 2, получив мяч от игрока № 1, выполняет поворот на 180° на опорной ноге и передает мяч игроку № 3. Тот повторяет задание, передает мяч игроку № 4, и игра продолжается в обратном направлении.
По сигналу игроки №№ 1, 2 и №№ 3, 4 меняются местами.
Рис. 11. Передачи мяча с поворотами
2. Игрок № 2 передает мяч игроку № 3 и встает за игроком № 1. Игрок № 3, выполнив передачу, встает за игроком № 4 (рис. 12).
Рис. 12. Передачи мяча со сменой мест
3. Игроки передают мяч друг другу по часовой стрелке. При закреплении материала можно использовать в этом построении несколько мячей (рис. 13).
Рис. 13. Передачи мяча по квадрату
Ведение мяча
Ведение мяча в баскетболе выполняется с помощью предплечья и кисти поочередно правой и левой рукой. При этом надо исключить удары по мячу ладонью. Ноги чуть согнуты в коленях, туловище слегка наклонено вперед, голова смотрит прямо.
Ошибки при ведении мяча
• Игрок бьет, стучит ладонью по мячу.
• После ведения мяча ученик ловит мяч или касается его двумя руками, затем снова начинает ведение.
• Игрок ведет мяч двумя руками одновременно.
Упражнения для обучения
Игроки располагаются в двух шеренгах, как показано на рис. 14.
Рис. 14. Сочетание ведения мяча на месте
с передачами
1. Ученики выполняют ведение мяча правой рукой на месте; выполнив 5–10 ударов в пол, игроки передают мяч двумя руками от груди партнеру напротив.
2. Ведение мяча левой рукой и передача.
3. Ведение мяча поочередно левой и правой руками и передача.
4. Ведение мяча между ногами, за спиной и передача партнеру.
5. Игроки с мячом, двигаясь шагом, ведут мяч правой рукой, обводят партнера, стоящего напротив, возвращаются на место, ловят мяч и передают его партнеру (рис. 15).
Рис. 15. Сочетание ведения мяча в движении
с передачами
6. То же левой рукой.
7. Игроки с мячом по команде учителя поворачиваются направо, шагом ведут мяч, обводят шеренгу напротив «змейкой», возвращаются на свое место и по сигналу передают мяч партнерам напротив. В этом упражнении следует обратить внимание на то, чтобы игроки вели мяч поочередно то левой, то правой рукой и обводили стоящих в шеренге партнеров дальней от них рукой (рис. 16).
Рис. 16. Ведение мяча «змейкой»
8. То же, но ведение мяча осуществляется в другую сторону.
9. То же, но бегом.
10. То же, но мяч можно выбивать у ведущих, не сходя с места.
11. Игрок № 1 обводит игроков №№ 2 и 3, как показано на рис. 17, возвращается на свое место и передает мяч игроку № 2, который обводит игроков №№ 1 и 3, возвращается на свое место, передает мяч игроку № 3, и т.д.
Рис. 17. Ведение мяча с обводкой двух игроков
12. Игрок № 1 (рис. 18) ведет мяч до боковой линии баскетбольной площадки правой рукой, обратно – левой рукой, затем передает мяч игроку № 2, а сам уходит в конец колонны.
13. Построение то же. Игрок № 1 ведет мяч правой рукой, обводит препятствие – набивной мяч, кеглю, стойку, стул, возвращается назад и передает мяч игроку № 2.
14. То же, но ведение осуществляется левой рукой.
15. То же, но ведение осуществляется поочередно левой и правой рукой.
Рис. 18. Ведение мяча в тройках
16. Перед игроками на расстоянии 3 м одна от другой располагаются несколько кеглей. Игрок № 1 обводит их «змейкой», возвращается назад, передает мяч следующему игроку и уходит в конец колонны.
17. Игроки выстраиваются в 3–4 колонны, у первых номеров – мяч (рис. 19). По сигналу игрок № 1 выполняет передачу в стену, ловит мяч, выполняет поворот и передает мяч игроку № 2, который, выполнив то же задание, – игроку № 3, и т.д. Последний участник, поймав мяч, выполняет поворот, посылает мяч в противоположную стену, «змейкой» обводит свою колонну и встает в нее первым. В это время вся команда сдвигается назад на одного игрока, и все упражнение повторяется сначала.
Рис. 19. Сочетание передач, поворотов
и ведения мяча
В этих упражнениях следует обратить внимание на то, чтобы игроки вели мяч при обводке препятствий дальней рукой и без зрительного контроля. Для лучшего усвоения материала они могут выполнять эти упражнения, соревнуясь друг с другом.
Броски мяча с места
Бросок двумя руками от груди
Ноги чуть согнуты, одна нога впереди, руки держат мяч на уровне груди, мяч держится пальцами, большие пальцы расположены почти рядом друг с другом.
С выпрямлением ног руки выносятся по дуге вверх-вперед, кончиками пальцев мячу придается обратное вращение, руки как бы тянутся за мячом. Движения рук должны быть синхронными, иначе сложно добиться попадания в кольцо.
Бросок двумя руками сверху
Ноги чуть согнуты, одна нога впереди. Руки держат мяч над головой на кончиках пальцев, большие пальцы рядом. С выпрямлением ног выпрямляются руки; бросок заканчивается работой кистей, пальцы которых придают мячу обратное вращение; руки как можно дольше сопровождают мяч.
Бросок одной рукой от плеча
Ноги чуть согнуты, нога, одноименная бросающей руке, – впереди, мяч находится на согнутой руке на пальцах кисти. Второй рукой мяч поддерживается снизу-сбоку. Локоть бросающей руки и колено впереди стоящей ноги находятся на одной вертикальной линии. Бросок начинается с ног, вместе с выпрямлением которых разгибается рука, держащая мяч, другая рука уходит в сторону; бросок заканчивается работой кисти, пальцы которой придают обратное вращение мячу. Рука как можно дольше сопровождает мяч.
Упражнения для обучения
На щите нарисованы три цифры: 1 – 2 – 3 (рис. 20).
Рис. 20. Оформление баскетбольного щита
Если броски производятся справа, то надо стараться попасть в цифру 3, и мяч будет отскакивать в кольцо; если слева, то в цифру 1; если прямо перед кольцом, то в цифру 2.
1. Игроки располагаются по 3–4 человека напротив кольца на расстоянии 3–4 шагов друг от друга и поочередно выполняют броски в кольцо.
2. То же, но за попадание игрок получает право дополнительного броска.
3. То же, но в течение определенного времени игроки должны сделать как можно больше попаданий в кольцо.
4. То же, но через определенное время игроки переходят к другому кольцу.
5. Игроки располагаются сбоку от кольца на расстоянии 2–2,5 м и выполняют броски мяча с отскоком от щита.
Броски в движении
Упражнения для обучения
Игроки располагаются по 3–4 человека перед кольцом. Сбоку от кольца на расстоянии 3–4 м рисуют линию и два следа: первый – шаг правой ноги, а второй – шаг левой (рис. 21, а).
Рис. 21. Обучение броску в движении
1. Игрок стоит у контрольной линии, стопы параллельны, в руках мяч. Он начинает ведение мяча на месте (2–3 удара), потом ловит его, выполняет шаг правой ногой в первый след, левой – во второй и делает бросок в кольцо.
2. То же, что в упр. 1, но впереди левая нога.
3. Игроки располагаются на расстоянии 4–5 м от контрольной линии. Двигаясь шагом, они ведут мяч, доводят его до контрольной линии, ловят мяч, выполняют 2 шага по следам и выполняют бросок в кольцо.
4. Игроки располагаются в колонне по 3–4 человека перед кольцом на расстоянии 3–4 м от него. Учитель держит мяч на вытянутой руке. Игрок в шаге правой ногой берет у него мяч, выполняет второй шаг левой ногой и бросает его в кольцо (рис. 21, б).
5. То же, но учитель подбрасывает мяч вверх. Игрок движется навстречу мячу, ловит его, выполняет два шага и бросает мяч в кольцо.
6. На расстоянии 5–6 м от кольца находится игрок с мячом, а сбоку от кольца – помощник учителя. Игрок выполняет передачу мяча помощнику, бежит к кольцу, получает передачу от помощника обратно, выполняет 2 шага и бросает мяч в кольцо.
7. Игроки располагаются в 3–5 м сбоку от кольца. На 3–4 человека – один мяч. Поочередно игроки выполняют броски по кольцу после ведения и двух шагов. Игрок, выполнивший упражнение, передает мяч следующему.
8. Игроки располагаются в 3–5 м прямо перед кольцом и выполняют поочередно броски в кольцо после ведения и двух шагов.
9. Игроки располагаются в колонну по 6 и выполняют броски в боковые кольца после ведения и двух шагов (рис. 22).
Рис. 22. Бросок в движении
на боковые кольца
Рис. 23. Бросок в движении
на основные кольца
10. Мальчики располагаются на одной стороне зала (рис. 23), а девочки – на другой. Первый игрок колонны № 1 выполняет бросок после ведения, затем передает мяч первому игроку колонны № 2. Игрок № 2 переходит с мячом в колонну № 1, а игрок № 1 – в колонну № 2.
11. Мальчики стоят в колонне № 1, девочки – в колонне № 2 (рис. 24, а). Игрок обводит круг зоны штрафного броска, выполняет бросок в кольцо, ловит мяч и передает его следующему игроку, а сам уходит в конец колонны.
Рис. 24. Сочетание ведения мяча с броском
12. Построение то же, но игроки обводят центральный круг и выполняют броски в кольцо (рис. 24, б).
13. То же, но игроки обводят центральный круг, круг штрафного броска и выполняют бросок (рис. 25).
Рис. 25. Ведение мяча «змейкой» с бросками
в кольцо
Борьба за мяч
Существуют следующие приемы борьбы за мяч в баскетболе:
• вырывание;
• выбивание;
• перехват;
• накрывание мяча.
Вырывание мяча
При вырывании мяч нужно обхватить двумя руками – одной сверху, другой снизу; согнуть руки в локтях и притянуть мяч к себе; резко повернуть туловище в сторону, одновременно сделав шаг назад.
Упражнения для обучения
Игроки стоят в двух шеренгах друг напротив друга. У игроков в одной из шеренг в руках мячи. Игрок № 1 держит мяч перед собой на уровне пояса, второй пытается вырвать мяч. Затем игроки меняются ролями.
1. Игроки вместе держат мяч и по сигналу пытаются овладеть им.
2. Мяч между игроками на полу. По сигналу они пытаются овладеть им.
Выбивание мяча
Выбивание мяча – это действие, при котором игрок пытается отобрать мяч у противника ударом по мячу сверху, если противник держит мяч низко, снизу, если противник держит мяч высоко, или сбоку, когда противник ведет мяч.
Упражнения для обучения
Игроки стоят в двух шеренгах друг напротив друга. Первый игрок держит мяч двумя руками, а его партнер ударом кисти сверху или снизу выбивает его.
1. Один из игроков подбрасывает мяч вверх, его партнер ловит его в прыжке, а в момент приземления другой рукой выбивает мяч.
2. Один из игроков ведет мяч на месте, а другой сбоку выбивает мяч правой или левой рукой.
3. Один из игроков ведет мяч, а его партнер, отступая назад, выбивает мяч.
Перехват мяча
Перехват мяча – это овладение им при передачах. Защитник предугадывает, куда и когда последует передача, резкими шагами или прыжком оказывается перед игроком, которому следует передача, и овладевает мячом.
Упражнения для обучения
У стены на расстоянии 2–2,5 м от нее стоят два игрока в колонне. У игрока № мяч, он посылает его в стену. Игрок № 2, резко выскочив у него из-за спины, ловит мяч. Затем игроки меняются местами.
1. Упражнение в тройках. Игрок № 3 с мячом стоит напротив, в 3–4 шагах от него – игроки
№№ 1 и 2 в колонне. Игрок № 3 передает мяч игроку № 1. Игрок № 2 пытается перехватить мяч, выскочив перед игроком № 1.
2. Игроки № 1 и 2 движутся вперед, передавая мяч друг другу, а игрок № 3, отступая, пытается перехватить мяч (рис. 26).
Рис. 26. Упражнение в перехвате мяча
Накрывание мяча
Накрывание мяча – это отбор его у противника в момент броска.
Упражнения для обучения
Игроки стоят в двух шеренгах друг напротив друга.
1. Игрок № 1 с мячом имитирует бросок, а игрок № 2, стоя перед ним, одной рукой пытается накрыть мяч сверху.
2. То же, но игрок № 2, стоя сбоку-сзади, накрывает мяч.
При обучении этим приемам надо дать понять ученикам, что овладеть мячом надо «чисто», не задев противника.
Взаимодействие игроков в нападении
Взаимодействие двух игроков
Упражнения для обучения
1. Игроки располагаются в колоннах под одним из центральных щитов. На двух человек – один мяч. Продвигаясь вперед и передавая его друг другу без ведения, игроки пытаются забросить мяч в противоположное кольцо. Обратно они возвращаются по боковым линиям зала и встают в конец своих колонн (рис. 27).
Рис. 27. Передачи мяча в движении
2. То же, но игроки выполняют передачи после ведения и двух шагов.
3. То же, но игрок № 1 передает мяч игроку № 2, а сам перебегает на его место; игрок № 2 с ведением мяча – на место игрока № 1 (рис. 28).
Рис. 28. Передачи мяча со сменой мест
4. Игроки передают мяч друг другу, двигаясь к противоположному кольцу. Учитель располагается на линии штрафного броска у противоположного кольца. Игрок № 1 передает мяч учителю. Игроки №№ 1 и 2 пробегают перед учителем скрестно. Один из них получает мяч и выполняет бросок в кольцо (рис. 29).
Рис. 29. Скрестный выход
5. То же, но один из игроков, получив от учителя мяч, выполняет передачу другому игроку, а тот выполняет бросок.
6. Игрок № 1 бросает мяч в щит, а игрок № 2 ловит отскочивший мяч. В это время игрок № 1 делает ускорение к другому кольцу. Игрок № 2 делает ему длинную передачу, а сам пытается догнать игрока № 1, который, поймав мяч, выполняет бросок.
7. Игрок № 1 выбрасывает мяч из-за лицевой линии из-под щита игроку № 2, а сам делает ускорение, получает длинную передачу и выполняет бросок.
8. Два игрока стоят сбоку от щита. Игрок № 1 выполняет передачу мяча игроку № 2, потом забегает за этого игрока, получает ответную передачу и выполняет бросок.
9. То же, но игрок № 1, выполнив передачу, делает ускорение к кольцу, получает передачу от игрока № 2 и выполняет бросок.
10. То же, но игрок № 2 делает передачу игроку № 1, а сам движется к кольцу, снова получает передачу и выполняет бросок.
Взаимодействие трех игроков
Упражнения для обучения
1. Игроки располагаются в трех колоннах под основным щитом. У игроков средней колонны – мячи. Они передвигаются вперед, передавая мяч друг другу без ведения. Игрок № 2 передает мяч игроку № 1, получает его обратно, передает мяч игроку № 3, получает обратно и т.д. Выполнив упражнения, игроки меняются местами (рис. 30).
Рис. 30. Передачи мяча в тройках в движении
2. Игрок № 1 передает мяч игроку № 2, а сам бежит вслед за мячом на место игрока № 2. Игрок № 2 отдает мяч игроку № 3, а сам перебегает на его место; игрок № 3, в свою очередь, посылает мяч игроку № 1 и сам бежит вслед за мячом на место игрока № 1 (рис. 31).
Рис. 31. Передачи мяча в тройках со сменой мест
3. То же, но игроки выполняют передачи после ведения и двух шагов.
4. Игрок № 1 ведет мяч до середины зала и передает его игроку № 2. Тот ведет мяч до линии штрафного броска и передает его игроку № 3, который выполняет бросок в кольцо. Игроки №№ 1 и 2 пытаются овладеть мячом, отскочившим от щита или кольца.
Окончание следует