После уроков подвижных игр детям достаточно трудно переключиться на скучную на первый взгляд гимнастику. Автор этой статьи предлагает осуществлять такой переход постепенно, используя игровые формы работы с учениками 5-го класса. |
Чему учить?
Задачи:
1) обучать школьников строевым упражнениям;
2) развивать гибкость, координацию движений, ловкость;
3) воспитывать дисциплинированность, трудолюбие, чувство коллективизма;
4) формировать культуру здоровья, уважительное отношение к своему телу и к своему здоровью.
Инвентарь: два волейбольных мяча, два гимнастических мата, два обруча, две скакалки, гимнастическая палка, карточки с номерами, компьютер, проектор.
Подготовительная часть
Учитель сообщает задачи урока и предлагает детям совершить путешествие по городу Здоровейску:
– Посмотрите на карту нашего путешествия. На ней много остановок, и нам предстоит узнать много интересного. Но прежде чем отправиться в путь, вспомним технику безопасности.
Учитель обращает внимание детей на экран, где отображен маршрут путешествия, затем проводит инструктаж по технике безопасности. Учащиеся расписываются в журнале.
Первая остановка – «Строевые упражнения»
Учитель дает определения основным элементам строя:
Строй – размещение школьников для совместных упражнений и действий.
Шеренга – строй, в котором учащиеся располагаются по одной линии и обращены лицом в одну сторону. Расстояние между ними называется интервалом.
Колонна – строй, в котором учащиеся стоят в затылок один за другим. Расстояние между ними называется дистанцией, впереди стоящий ученик – направляющим, а последний – замыкающим.
Запомни свое место
Учитель предлагает детям построиться в одну шеренгу, каждый раз обращая внимание на скорость построения. Выполнив это упражнение 4–5 раз, ученики в строю в течение 2–3 мин. отрабатывают повороты на месте и перестроения из одной шеренги в две и обратно.
Вторая остановка – «Движение – это жизнь»
Учитель направляет класс в обход по залу. Дети под звуки марша выполняют следующие упражнения:
– ходьба на носках, руки на пояс;
– ходьба на пятках, руки за спину;
– ходьба перекатом с пятки на носок, руки на пояс;
– ходьба на внешних сводах стопы, руки к плечам;
– ходьба на внутренних сводах стопы, руки за голову;
– равномерный бег;
– бег приставными шагами левым и правым боком, руки на пояс;
– бег с высоким подниманием бедра, руки вперед;
– бег с захлестыванием голени.
При выполнении упражнений в ходьбе важно следить за осанкой, во время бега – соблюдать дистанцию 1,5 м, следить за движениями рук и дыханием.
Третья остановка – «На зарядку становись!»
1. Потягивание. Поднимаясь на носки, руки вверх, смотреть на пальцы рук, прогнуться.
2. Круговое движение прямыми руками вперед и назад. Упражнение укрепляет мышцы плечевого пояса и рук.
3. Пружинистые наклоны вперед. Ноги в коленях не сгибать. Упражнение укрепляет мышцы живота и спины, полезно для профилактики заболеваний органов пищеварения.
4. Наклоны вправо и влево. Упражнение укрепляет мышцы живота и спины, увеличивает подвижность позвоночника, формирует правильную осанку.
5. Круговые движения туловищем. Упражнение укрепляет мышцы живота и спины, тренирует вестибулярный аппарат.
6. Приседания на всей ступне. Спину держать прямо. Упражнение укрепляет мышцы ног.
7. Попеременные махи ногами. Достать кисти вытянутых вперед рук. Опорную ногу в колене не сгибать. Упражнение укрепляет мышцы ног и живота.
8. Подъемы на носках. Упражнение укрепляет мышцы и связки голеностопного сустава.
9. Прыжки с хлопками рук над головой.
10. Спокойная ходьба на месте.
Основная часть
Четвертая остановка – «Музыкальная»
Игра «Музыкальная палочка». Учащиеся передают палочку по кругу под музыку. Как только музыка остановилась, тот, у кого оказалась палочка, должен показать любое упражнение, выполненное ранее на разминке.
Пятая остановка – «Спортивные эстафеты»
1. Проползти по-пластунски.
2. Проползти под мостиком. Один из учащихся делает гимнастический «мост», другой пролезает под ним. Потом партнеры меняются ролями.
3. Игра «Передал – садись!».
4. Поочередная передача мяча в колонне сверху и снизу («волна»). Обратить внимание на осанку после передачи мяча.
5. Эстафета с мячами.
Шестая остановка –
«Улица хорошего настроения»
Игра «Быстро встать в колонну!»
Ученики разбегаются по всей площадке и начинают собирать с пола жетончики с номерами, заранее рассыпанные учителем. Ведущий командует: «Быстро встать в колонну!». Дети спешат занять свои места согласно номерам, указанным на жетоне. Брать разрешается только один жетон. Учитель должен напомнить о необходимости соблюдения техники безопасности.
Игра «Кочки, тропинка, сноп»
Ученики выстраиваются в колонну по два. По команде «Кочки!» все приседают, по команде «Тропинка!» – руки вперед, по команде «Сноп!» каждая колонна образовывает круг.
Заключительная часть
Седьмая остановка – «Расслабление»
Дети садятся на скамейку, кладут руки на колени, опускают голову и под негромкую музыку слушают рассказ учителя:
– А сейчас представьте себя в самом прекрасном месте на земле. Это огромный цветущий луг. На нем много растений, зеленая-зеленая трава. Солнышко согревает ваши тела. Дует нежный ветерок, и вам хочется находиться среди этого великолепия, среди этой красоты. Вдохните поглубже свежий воздух. Остановитесь там, среди этого прекрасного луга, и почувствуйте, как в вас входят новые силы, как вам хорошо… Теперь откройте глаза. Медленно-медленно оглянитесь вокруг.
Подведение итогов занятия
Оценить урок предлагается самим детям. Для этого они должны перестроиться в круг настроения следующим образом:
о – отметка «хорошо»;
☺ – отметка «отлично».
Фото Т. Белоножкиной