Рождение идеи
В спортивной литературе эта подвижная игра называется «Не давай мяч водящему», а в народе – «Собачка». Суть игры проста. Группа ребят перебрасывает мяч друг другу, а водящий – «собачка» – пытается перехватить мяч или дотронуться до него. Игрок, не сумевший сделать точную передачу, выбывает. Игра длится до тех пор, пока не останется последний участник, владеющий мячом. Он и становится победителем. Проигравшие же садятся на скамейку запасных в ожидании, что их выручат, и следят, кто станет победителем. Есть второй вариант игры: проигравший становится водящим.
Нам понравился первый вариант. Очень быстро мы пришли к выводу: так как мы баскетболисты, то должны не бегать с мячом, а вести его и передавать друг другу. Быстро пришло и второе решение – забрасывать мяч в кольцо. Забросил мяч в корзину – «получаешь жизнь», как сказали ребята, т.е. выручаешь проигравшего товарища, сидящего на скамейке запасных. В роли водящего – тренер.
Народная игра стала наполняться баскетбольным содержанием. Баскетбол и «Баскетбольную собачку» объединила общая цель: как можно больше мячей забросить в корзину. Но если в баскетболе команда играет на команду, то в нашей «Собачке» вся группа играет против тренера. Игра идет на одно кольцо, которое защищает тренер, по всей площадке без боковых и лицевых линий.
Придуманная игра оказалась интересной, но проходила в низком темпе: одно дело – бегать с мячом под мышкой, другое – вести его.
Первые шаги
Я работаю с детьми из школы-интерната. В прошлом учебном году мне досталась группа из 20 человек – учеников 2–3-х классов. Здесь есть своя специфика: набор в группу производится не в конкурсном порядке, а по желанию. Соответственно, количество ребят получается в полтора раза больше, чем нужно.
Мячик у второклассников еще не слушается руку – выпадает и при ведении, и при передаче. Тренер придумывает ход: он – «собачка-робот». Медленно, короткими, резкими движениями «робот» движется в направлении мяча, создавая противодействие в замедленном темпе.
Для чего нужно такое театральное действо на тренировке с младшеклассниками? Чтобы получилась игра в игру. Это еще не игра в баскетбол – это подготовка к игре, и театрализованность, эмоциональность прививают детям любовь к занятиям с мячом. А это самое главное.
С каждой тренировкой приходят маленькие успехи: дети увереннее выполняют ведение мяча, передачи, чаще попадают в кольцо.
Зал маленький – 9×18 м. Возможностей поставить кольца поперек площадки нет. Высота двух наших колец соответствует стандарту – 3 м 5 см. Высоковато для ребенка 8–9 лет, но зато мы используем маленький мяч (размер № 5) высокого качества. Он легче резинового этого же номера. Через два-три месяца после начала занятий уже все ребята умеют забрасывать мяч в кольцо.
Раз, два, три – огонь!
Постепенно «Баскетбольная собачка» насыщается специальными навыками и приемами. От народной игры остается только основа: не давать мяч водящему.
Вместо стартового свистка или команды «Начали!» тренер, стоя спиной к кольцу, вбрасывает мяч игрокам со словами: «Раз, два, три – огонь!». Вся группа дружно подхватывает: «Пли!». Это придумка тренера, взятая из послевоенного детства, но начало прижилось и стало традиционным. В нем есть что-то артиллерийское, но мне хотелось сконцентрировать внимание ребят и добавить эмоционального накала.
Мяч – в игре. И сразу – «куча мала». Приходится останавливать игру и пояснять, что суть не в том, чтобы отбирать мяч друг у друга, а в том, чтобы обмануть «собачку» и забросить мяч в кольцо. А для этого нужно быть дружной командой, помогать друг другу.
Мяч снова в игре, дети старательно передают его друг другу, уводят далеко от кольца. Минуты бегут, теряется эффективность. Значит, пора вводить правило двадцати четырех секунд на атаку. Причем у нас живой секундомер: секунды отсчитывают вслух ребята, сидящие на скамейке запасных, которая еще называется скамейкой малого штрафа – здесь сидят проигравшие до тех пор, пока их не выручат.
Если живой секундомер добирается до числа 24, «собачка» пробивает два штрафных броска. В случае успешной реализации двух бросков тренер имеет право посадить на скамейку малого штрафа столько игроков, сколько мячей попало в кольцо, – одного или двух.
С нее можно выручить товарища, забросив мяч в корзину. Процедура ввода игрока в игру такова: вначале дети празднуют успех по поводу забитого мяча, ударяя друг друга в ладоши, – затем игрок, забросивший мяч, подходит к скамейке малого штрафа и жестом замены (скрещенные кисти рук) – вводит партнера в игру. Судейские жесты ребята изучают параллельно, осваивая правила игры.
А что же такое большой штраф? Это скамейка в углу, в котором у нас не стоят, а сидят, – наказание за неспортивное поведение: жадность, проявленную при отборе мяча, обидное слово, толчок. Освободить товарища со скамейки большого штрафа заброшенным в корзину мячом нельзя: с самых первых занятий в игре должна превалировать техническая, а не силовая манера игры. Освободиться из большого штрафа можно только, обратившись к тренеру со словами об осознании некорректности своего поведения и извинениями перед командой.
Жестом поднятой руки и свистком тренер останавливает игру. Следует извинение провинившегося перед тренером и командой, и тогда с разрешения тренера он садится на скамейку малого штрафа. Иногда нарушитель сидит в уголочке до конца игры – слишком велика цена ошибки.
Постепенно ученики избавляются от пробежек, двойного ведения, удара мяча двумя руками, удержания его в течение 5 сек., прыжка с мячом, шага с места. Говоря о пробежке, мы рассматриваем три положения: шаг с места, несколько шагов с места, больше двух шагов после ведения мяча. Легкой ошибкой считается повторное ведение мяча.
Следует отметить, что кроме «Собачки» на тренировках используется несколько вариантов работы с мячом: индивидуальные упражнения, эстафеты, подвижные игры без мяча и, конечно, разминка в начале занятий. Все это помогает в игре «Баскетбольная собачка». Техника владения мячом у каждого ученика понемногу растет.
Высший пилотаж
Второклассник Максим забрасывает мяч с 5 м: тренер вскидывает две руки вверх, показывая шесть пальцев, – конечно, трехочковый, потому что Максиму 8 лет. Третьекласснику трехочковый бросок засчитывается с 5,5 м. Такой бросок позволяет освободить со скамейки малого штрафа сразу двух игроков. Какой эмоциональный всплеск царит в этот момент на скамейке запасных! Во-первых, сам бросок достоин уважения, во-вторых, игрок выручает сразу двух своих товарищей.
И в индивидуальных упражнениях, и в эстафетах, и в других подвижных играх с приемами баскетбола тренер требует правильного выполнения баскетбольной стойки. В «Баскетбольной собачке» за игру без стойки полагается малый штраф.
Ведение мяча без зрительного контроля – этот прием тоже закрепляется в «Собачке» – это уже высший пилотаж. Приятно смотреть на юного баскетболиста, у которого глазки смотрят вверх. Он видит площадку, видит водящего-тренера, видит партнеров, которым удобнее передать мяч.
Очень важно, чтобы ребята сами следили за общим ходом игры: отмечали хороший бросок по кольцу, правильную передачу мяча и сами определяли ошибки товарищей. Как правило, следует множество мнений, но только один-два игрока оказываются правы.
Свисток судьи, ладонь тренера направляется в сторону третьеклассницы Алины:
– Ребята, кто заметил?
Когда тренер обращается к ученикам с просьбой определить, какую ошибку допустила Алина, выслушивается несколько мнений. Здесь и отсутствие стойки, и пробежка, и удержание мяча больше 5 сек. И только один-два игрока из всех отмечают ошибку правильно: удар мяча двумя руками. Тренер выделяет верные ответы и просит остальных быть внимательнее к игре товарищей, видеть всю игру, а не только свою.
– Верно, у Алины был удар мяча двумя руками. Остальные ребята, кто ответил неправильно, были невнимательны в игре. А это очень плохо, когда игрок не видит всю игру. Это вы поймете, когда начнете играть команда на команду, пять против пяти, на два кольца в настоящий баскетбол.
Нередко при игре в «Баскетбольную собачку» возникают спорные моменты. Один из самых спорных: «Я ему даю мяч, а он не подбирает. Почему он не подбирает?» Объясняю игроку, который начинал передачу, что он бросил мяч не на грудь товарищу, а в сторону, высоко или низко. Но и тот, в свою очередь, не попытался принять мяч – схитрил. Получился спорный мяч. В нашей игре такой спор разрешается одним или двумя штрафными бросками по кольцу, а если у обоих игроков броски заканчиваются неудачей, то жребием – подбрасыванием монетки.
Еще одно наше изобретение – бросок на реабилитацию. Это когда один игрок бросает мяч в кольцо нестарательно, не прицелившись, поспешно, а другой, наоборот, все силы вкладывает в бросок, мячик прилипает к дужке кольца или кружится по ней, но, к сожалению, сваливается с кольца. Разве можно сравнивать эти два броска? Второму игроку дается право реабилитировать себя: сделать со штрафного еще один бросок. Если игрок попадает в кольцо, он остается в игре. Справедливость торжествует.
От «Собачки» – к баскетболу
Переход от игры в «Баскетбольную собачку» к настоящему баскетболу происходит в игре три на три игрока на одно кольцо. В этом упражнении осваиваются место игрока и опека подопечного. Игра идет до пяти очков, а порой – до трех, если соперники равны по силам и сражаются очень долго. Игра три на три на одно кольцо – это мини-баскетбол, почти стритбол, но мы используем ее для перехода малышей к классическому баскетболу. Здесь осваиваются все правила, которых недоставало в «Собачке», кроме четырех: правило трех секунд, правила восьми и двадцати четырех секунд и перевод мяча из передовой в тыловую зону. Это произойдет только при игре в баскетбол на два кольца. Зато в мини-баскетболе осваиваются приветствие команд, начало игры спорным броском, вбрасывание мяча из-за лицевой и боковой линий, все виды фолов: столкновения, толчки, задержки, неправильный заслон, атака сзади, нарушение принципа вертикальности – «цилиндр», раскинутые вблизи соперника руки, грубость игрока, владеющего или не владеющего мячом, вплоть до дисквалификации.
Переход от «Баскетбольной собачки» к игре на одно кольцо сложен. Во-первых, много новой информации, во-вторых, внимание у детей 8–9 лет держится всего несколько минут. Для некоторых непосед сидеть 5 минут на скамейке запасных – это страдание. Тренер вновь ищет выход. Все занимающиеся делятся на две группы по рейтингу, по степени подготовленности к большой игре.
Работа с группами ведется в двух вариантах.
Первый вариант: остаются самые способные – человек десять, остальных отпускает с занятий пораньше.
Второй вариант – дополнительные занятия со слабыми учениками: в следующий раз пораньше отпускает группу способных ребят, и тренер работает с отстающими.
– В «Собачку» лучше! – слышатся реплики ребят.
Тренеру приходится брать тайм-аут:
– В марте мы будем играть двумя командами на два кольца. Как же вы будете играть на два кольца, если не умеете? А потом вы будете играть вот этой командой со сверстниками из других школ города.
Магической может стать фраза тренера:
– А вы видели, как играют наши старшеклассники?
Компромисс найден. Тренер разрешает малышам прийти на занятие к баскетболистам старших классов – посмотреть, с каким азартом те играют в настоящий баскетбол.
– А вчера мы видели по телевизору, как сборная девушек России играла против сборной девушек из Франции! Ой, так интересно! – рассказывают вскоре тренеру при встрече юные баскетболисты.
Дети наперебой передают свои впечатления об игре мастеров, и видно, что они уже многое понимают в баскетболе, потому что любят эту игру. Поэтому, когда начинаются игры команда на команду на два кольца по немного упрощенным правилам, юные баскетболисты знают их уже почти все!