Письмо в редакцию
Начать разговор о смысле проведения соревнований в общеобразовательных школах хочется с письма профессора Башкирского государственного педагогического университета Рифада ВАЛИАХМЕТОВА, которое совсем недавно пришло в редакцию:
Все соревнования должны начинаться с внутришкольных первенств – во всяком случае, так требуют положения о соревнованиях. Однако, как правило, примерно с пятого класса, когда дети переходят из младшего звена в среднее, учителя физкультуры замечают самых шустрых, спортивных школьников, определяют их в будущие сборные и начинают тренировать. При этом основная масса детей – именно тех, для кого и должен проводиться первый этап соревнований, – лишаются возможности испытать радость движения, победы.
В крупных районных, областных соревнованиях задействованы только самые сильные, самые здоровые дети. Этим мальчишкам и девчонкам приходится защищать честь школы начиная с пятого класса, причем сразу по многим видам спорта. В результате здоровые и физически развитые дети получают возможность дополнительно тренироваться и выступать на соревнованиях, а те, кто действительно нуждается в привлечении к систематическим занятиям физической культурой, всегда остаются на скамейке запасных. В лучшем случае их когда-нибудь привлекут к судейству, а в худшем – даже во время проведения школьных соревнований отпустят домой.
Итак, сборная команда укомплектована, начинаются соревнования на первенство района. И вот преподаватель физкультуры с командой начинает ездить на соревнования. Естественно, классы, в которых он работает, передаются другому преподавателю, который, в свою очередь, уже с двумя классами – в лучшем случае! – проводит одновременные уроки физкультуры. К сожалению, гораздо чаще бывает по-другому: в классах, оставшихся без учителя, с уроков физической культуры просто отправляют детей домой. В результате здоровье детей, для которых крайне важны физические упражнения, только ухудшается. Интересная система: чем лучше работают преподаватели в школе, тем чаще им приходится участвовать в соревнованиях и меньше проводить уроки. А ведь именно за уроки государство платит учителям заработную плату! Необходимо организовывать больше соревнований в самой школе или соревнования-спартакиады между двумя-тремя школами, расположенными рядом. В этом случае зрителями и болельщиками будут друзья, одноклассники, учителя и родители юных спортсменов. Тот, кто хоть раз участвовал в соревнованиях, знает, какие чувства овладевают тобой, когда рядом, за кромкой поля, находятся твои болельщики.
Если станут традиционными спартакиады школ-соседей, изменится и отношение директоров к физической культуре. В настоящее время наблюдается интересная картина: рядом расположены две-три школы, буквально в ста метрах друг от друга. В одной из них кипит спортивная жизнь, а в другой еле теплится; в одной школе преподаватель постоянно находится в поиске, придумывает какие-то немыслимые соревнования и развлечения для детей, а в другой учителя ждут – не дождутся звонка, чтобы убежать по своим делам.
Органам народного образования необходимо пересмотреть всю систему спортивных мероприятий, проводимых в городе и районе. Приоритет должен быть отдан видам спорта, предусматривающим участие как можно большего количества детей хотя бы на первых этапах: лыжному спорту, легкой атлетике, баскетболу, волейболу, русской лапте...
Как организовать болельщиков?
Рифад Миниахметович предлагает ввести межшкольные состязания и подробно описывает, как это можно сделать. Бесспорно, это один из действенных способов включения в них большого количества детей.
Среди положительных сторон такой работы он отмечает возможность для неспортивных детей поболеть за команды своих классов, школ. Однако вопрос о том, как сделать, чтобы дети и взрослые захотели смотреть соревнования, остается открытым. Дело в том, что в России культура спортивных болельщиков находится на очень низком, а может быть, и вовсе на нулевом уровне.
Большая часть футбольных и хоккейных болельщиков – юноши и мужчины, ведущие отнюдь не здоровый образ жизни. Лишь совсем недавно на стадионах запретили продажу и распитие спиртных напитков, без которых многие болельщики до сих пор не видят смысла посещать соревнования. Их обыскивает милиция при входе на стадион, а они… выпивают еще до начала соревнований, а во время матчей часто ведут себя агрессивно, грубо. Их поведение становится неким эталоном для молодежи, наблюдающей за матчами по телевизору: вот, значит, как надо поддерживать свои команды…
Давайте посмотрим правде в глаза: не придут родители на школьные соревнования! Почти все они уверены, что это пустое времяпровождение. Те, кто пообразованней, скажут, что гораздо полезнее книгу почитать, чем смотреть, как дети неумело гоняют по полю футбольный мяч. Остальные предпочтут школе телевизор и компанию друзей: и выпить можно, и поговорить… И дети их не станут вдруг болельщиками одноклассников: уроков много задают, родители ругаются...
К сожалению, в нашей стране традиционно считается, что быть спортсменом почетно, полезно, значимо, а быть болельщиком, по меньшей мере, глупо. Приведу одно доказательство этому: в большинстве школьных спортивных залов нет мест для зрителей. И на школьных стадионах их, как правило, тоже нет.
Чтобы изменить ситуацию, придется много поработать.
Во-первых, необходимо продумать, где смогут разместиться зрители предстоящих состязаний, сделать так, чтобы они чувствовали себя комфортно, не получили травмы во время соревнований – отскочивший мяч или шайба могут лететь с большой скоростью и ударить очень больно! Места для зрителей должны быть удобными, чтобы можно было не только кричать и свистеть, но и действительно наблюдать за тем, как выступают их друзья. Тогда и только тогда те, кто сегодня наблюдает за соревнованиями, смогут влюбиться в спорт и сами захотят потренироваться, а потом – когда-нибудь – и выступить за свой класс, за свою школу…
Во-вторых, нужно провести предварительную работу с педагогическим коллективом школы. Приказ организовать болельщиков в обязательном порядке лишь еще раз заставит всех «неспортивных» ребят с неуважением относиться к соревнованиям: насильно мил не будешь. А если удастся убедить классных руководителей в важности их посещения, если учителя пойдут туда с удовольствием, то и ребята за ними последуют.
В-третьих, необходимо, чтобы родители учеников тоже захотели прийти поболеть за «своих». Пожалуй, это одна из самых сложных задач – ведь у всех свои домашние дела, свои проблемы: детьми и своими-то заниматься некогда, а тут еще на чужих идти смотреть… Но хороший классный руководитель должен постараться решить эту проблему. Например, можно начать в классе веселое состязание «Чьи родители самые спортивные?», договорившись, что каждый ребенок будет стараться привести на соревнования своих родственников и за это получать определенный бонус – игрушечные деньги, медали, баллы, – который можно будет потом использовать на классном увеселительном мероприятии. Один знакомый классный руководитель ввел такую систему, а на новогоднем классном «Огоньке» разыгрывал призы, которые можно было приобретать на накопленные «деньги», – проблема вовлечения родителей в жизнь класса была решена раз и навсегда.
И последнее, но вовсе не по значимости. Если мы хотим, чтобы школьный спорт нес радость всем детям, нужно наконец-то перестать чествовать только победителей и чемпионов. К школьным состязаниям стоит относиться, как и к школьным концертам и спектаклям. На них каждый хочет выступить как можно лучше, но от ошибок никто не застрахован, и к чужим ошибкам в хорошей школе зрители относятся терпеливо и доброжелательно. На них одинаково важны и артисты, и зрители, и нет победителей и побежденных.