Предлагаем вашему вниманию одну из программ, присланных на конкурс «Спорт вместо наркотиков», которая получила высокую оценку жюри.
В здоровом теле…
Еще в глубокой древности врачи и философы отмечали необходимость физической нагрузки для здоровья человека. Подчеркивалось, что двигательная активность способна сохранить здоровье без лекарств.
Во все времена и для всех народов был закон – здоровье и качество обучения тесно взаимосвязаны. Чем крепче здоровье, тем продуктивнее обучение. Программа «Путь к здоровью» имеет физкультурно-спортивную направленность и общекультурный уровень освоения.
Новизна программы состоит в идее гармоничного сочетания современных оздоровительных технологий: тренажерно-информационной системы (ТИС), разработанной профессором Д.П. Рыбаковым, дыхательной гимнастики по методу А.А. Сметанкина, оздоровительной фитбол-гимнастики, классических оздоровительных методик и общефизической подготовки. Это составная часть программы «Здоровье», реализуемой в структурном подразделении школы – Центре содействия укреплению здоровья обучающихся.
Актуальность и педагогическая целесообразность разработанной программы связана с тем, что за последнее десятилетие в России отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей как дошкольного, так и школьного возраста. Значительно снизилось число абсолютно здоровых детей, отмечается выраженный рост функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического развития и снижения функциональных возможностей организма. Показатели состояния здоровья ухудшаются в процессе обучения в школе. К окончанию школы незначительные расстройства у части детей переходят в стойкую хроническую патологию. По данным специалистов РАМН, менее 5% учащихся младших классов могут считаться абсолютно здоровыми. К старшим классам их численность уменьшается до 3%, одновременно возрастает процент хронической патологии – с 45% до 50%. У большинства детей и подростков диагностируется 2–3 и более хронических заболеваний и функциональных отклонений.
Для современных детей независимо от возраста характерны ограничение двигательной активности, ухудшение физических качеств – силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, а также пространственной ориентации и вестибулярной устойчивости. Работа за партой в режиме ближнего видения, с большими зрительными и умственными нагрузками негативно сказывается на качестве учебного процесса и здоровье детей. Ситуация усугубляется крайне неблагоприятной экологической обстановкой, низким уровнем культуры здорового образа жизни школьников в сочетании с высокой социальной напряженностью, порождающей чувство хронической тревоги и неуверенности.
Качественный анализ состояния здоровья учащихся 1–11-х классов показал чрезвычайно высокую распространенность нарушений осанки, плоскостопия, близорукости, невротических расстройств, склонность к частым простудным заболеваниям. В педиатрической практике перечисленные заболевания получили название школьных болезней.
В сложившихся условиях одним из эффективных средств, которые помогли бы ребенку справиться с возросшей нагрузкой и остаться здоровым, являются физкультурно-оздоровительные занятия. Исследования ученых, физиологов и гигиенистов показали эффективность таких занятий для повышения двигательной активности, физической подготовленности и укрепления здоровья.
В программу входят профилактические и оздоровительные методики: специально подобранные физические упражнения, элементы точечного массажа, приемы самомассажа, подошвенная рефлексотерапия, упражнения для релаксации, игровые упражнения и т.д., – направленные на предотвращение функциональных нарушений со стороны органов и систем организма, профилактику утомления и нервно-психического перенапряжения. Даются рекомендации родителям по оздоровлению детей в домашних условиях: самостоятельным занятиям оздоровительной гимнастикой, закаливанию, фито- и витаминопрофилактике и т.д.
Оздоровительная программа связана со школьными учебными программами по физической культуре, биологии, ОБЖ и дополняет их.
Цели определены
Цель программы – сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся, предупреждение и своевременная коррекция распространенных среди школьников заболеваний.
Задачи
Образовательные:
- ознакомить учащихся с правилами самоконтроля состояния здоровья на занятиях и дома;
- формировать правильную осанку;
- обучить диафрагмально-релаксационному дыханию;
- изучить комплексы ОРУ, упражнений на тренажерах и больших ортопедических мячах;
- ознакомить с основными приемами массажа и самомассажа.
Воспитательные:
- воспитывать морально-волевые качества;
- воспитывать культуру здоровья, ответственность за свое здоровье и потребность заботиться о нем;
- развивать интерес к физической культуре и спорту.
Развивающие:
- развивать и совершенствовать основные физические качества, двигательные умения и навыки;
- способствовать развитию мелкой моторики, правильной речи, дикции, правильного дыхания;
Оздоровительные:
- улучшать функциональное состояние организма;
- корректировать имеющиеся функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма;
- повышать физическую и умственную работоспособность;
- способствовать снижению заболеваемости.
Место проведения занятий: просторный, светлый кабинет, желательно с ковровым покрытием.
Оборудование: спортивные снаряды, тренажеры ТИСа; магнитофон, аудиокассеты или компакт-диски с записью музыкальных произведений.
Отличительной особенностью программы является применение современных оздоровительных технологий: биологической обратной связи (БОС), ТИСА, фитбол-гимнастики. Программа объединяет физкультурное и оздоровительное направления. Предполагается не только формирование знаний и навыков, способствующих физическому развитию и укреплению здоровья, но и обучение оздоровительному массажу, элементам точечного массажа, комплексам специальных упражнений, релаксации.
В начале учебного года проводится диагностика состояния здоровья учащихся: изучение медицинских карт, осмотр и антропометрические измерения – определение плечевого индекса. На занятия приглашаются учащиеся I–III групп здоровья, относящиеся к основной, подготовительной и специальной физкультурной группам, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, обмена веществ, а также часто страдающие респираторными вирусными инфекциями.
Программа рассчитана на один учебный год.
Используются групповые и индивидуальные формы занятий – теоретические, практические, комбинированные. Комбинированная форма используется чаще всего и включает теоретическую, – беседу, инструктаж, просмотр иллюстраций – и практическую части – освоение приемов, отработку навыков, тренировку, игры, эстафеты, самостоятельную работу.
Занятия проводятся два раза в неделю. Продолжительность занятия – 1 академический час.
Ожидаемые результаты
Завершив обучение по данной программе, воспитанники будут знать:
1) способы укрепления здоровья с помощью физических упражнений благодаря соблюдению режима дня, гигиенических навыков, закаливанию, самомассажу;
2) комплексы упражнений, направленные на улучшение состояния опорно-двигательного аппарата – осанки и стоп, зрительного анализатора, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма;
3) правила здорового образа жизни.
Воспитанники будут уметь:
1) применять средства, повышающие уровень физического развития и степень его гармоничности, приемы формирования морально-волевых качеств;
2) использовать приемы, снижающие утомляемость, возбудимость, повышающие психические функции: память, внимание, мышление, наблюдательность, воображение;
3) применять методики оздоровительного характера для укрепления своего здоровья.
Анализ результатов освоения учащимися программы осуществляется различными способами проверки:
- текущий контроль знаний в процессе устного опроса;
- текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
- тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
- взаимоконтроль;
- самоконтроль;
- итоговый контроль умений и навыков;
- анализ медицинских карт учащихся: количество острых заболеваний в год, показатели физического развития, плечевого индекса, группа здоровья, контрольные упражнения; ведение классных журналов: успеваемость, пропуски занятий по болезни.
Итоги реализации программы подводятся по окончании каждой пройденной темы в виде бесед, выполнения контрольных упражнений (тестов), антропометрических измерений, осмотра осанки и стоп, сравнительного анализа данных контрольного осмотра и тестов, а также викторин, праздников здоровья.
Содержание программы
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
всего |
теоретических |
практических |
1 |
Вводное занятие |
2 |
1 |
1 |
2 |
Осанка |
12 |
2 |
10 |
3 |
Плоскостопие |
6 |
1 |
5 |
4 |
Здоровье в порядке – спасибо зарядке! |
4 |
1 |
3 |
5 |
Школа зоркости |
6 |
2 |
4 |
6 |
Я сильный, ловкий, выносливый |
4 |
1 |
3 |
7 |
Правильное дыхание – основа жизни |
4 |
1 |
3 |
8 |
Фитбол-гимнастика |
6 |
1 |
5 |
9 |
Пальчиковая гимнастика. Суставная гимнастика |
2 |
0,5 |
1,5 |
10 |
Развиваем гибкость |
4 |
0,5 |
3,5 |
11 |
Учимся расслабляться |
4 |
1 |
3 |
12 |
Школа мяча |
4 |
1 |
3 |
13 |
Сам себе я помогу, я здоровье сберегу! |
4 |
1 |
3 |
14 |
ТИСа |
6 |
1 |
5 |
15 |
Фонетическая зарядка |
2 |
0,5 |
1,5 |
16 |
Итоговое занятие |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
Всего |
72 |
16 |
56 |
Тема № 1. «Вводное занятие» (2 ч)
Знакомство. Техника безопасности и правила поведения в зале. Спортивное оборудование и инвентарь, правила обращения с ними. Спортивная форма. Гигиенические требования. Ознакомление с программой. Антропометрия – определение плечевого индекса, осмотр осанки и стоп. Способы самоконтроля состояния здоровья в школе и дома.
Тема № 2. «Осанка» (12 ч)
Беседы: «Красивая осанка», «Позвоночник – ключ к здоровью», «Профилактика нарушений осанки».
Практические занятия. Разминка. Комплексы упражнений для всех групп мышц. Дорожка здоровья. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки. Подвижные игры: «Ракета», «Перемена и урок».
Тема № 3. «Плоскостопие» (6 ч)
Беседа: «О профилактике плоскостопия». БАТ (биологически активные точки) на стопе.
Практические занятия. Разминка. Комплексы упражнений, укрепляющих стопу и мышцы ног. Массаж стоп массажными мячами, ходьба по массажной дорожке. Игры: «Великаны, карлики», «Ель, елка, елочка».
Тема № 4. «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!» (4 ч)
Теория. Беседа: «О пользе утренней зарядки». Физкультурные минутки на уроках. Виды физкультурных минуток. Физкультурные паузы.
Практические занятия. Комплексы утренней гигиенической гимнастики. Комплексы физкультминуток. Физкультурная минутка в стихах. Комплексы для физкультурных пауз дома. Праздник здоровья.
Тема № 5. «Школа зоркости» (6 ч)
Беседы: «О гигиене зрения», «Близорукость. Дальнозоркость. Профилактика близорукости».
Практические занятия. Комплексы упражнений для профилактики близорукости. Точечный массаж. Игры: «Внимательные глазки», «Жмурки». Подвижные игры, эстафеты.
Тема № 6. «Я сильный, ловкий, выносливый» (4 ч)
Беседа: «Физические качества: сила, ловкость, выносливость, быстрота».
Практические занятия. Разминка, комплексы упражнений на развитие основных двигательных качеств с использованием спортивного инвентаря: гантели, эспандеры, скакалки, мячи, гимнастические палки, диск «Здоровье». Прыжки через скакалку. Жонглирование одним и двумя мячами. Веселые старты – эстафеты: ведение мяча, броски и ловля. Подвижные игры: «Салочки», «Третий – лишний», «Перемена и урок». Подсчет частоты пульса после физической нагрузки и в состоянии покоя.
Тема № 7. «Правильное дыхание – основа жизни»
(4 ч)
Беседа: «Об органах дыхания». Типы дыхания. Диафрагмально-релаксационное дыхание. Правила дыхания при выполнении упражнений, ходьбе, беге, прыжках.
Практические занятия. Комплексы дыхательной гимнастики. Специальные дыхательные упражнения при бронхо-легочных заболеваниях. Освоение методики диафрагмально-релаксационного дыхания. Знакомство с кабинетом «БОС-Здоровье».
Тема № 8. «Фитбол-гимнастика» (6 ч)
Техника безопасности. Правила поведения при работе с мячами. Свойства мяча. Правильная посадка на мяч. Правила выбора мяча.
Практические занятия. Комплексы упражнений на мячах для всех групп мышц из разных исходных положений. Упражнения в парах. Упражнения на равновесие, координацию движений. Балансировка на мяче. Упражнения на расслабление. Игры: «Догони мяч», «Грузим арбузы», «Везем арбузы», «Паровозик», «Гусеница», «Прокати мяч».
Тема № 9. «Пальчиковая гимнастика. Суставная гимнастика» (2 ч)
Беседа: «Мелкая моторика. Наш ум на кончиках пальцев».
Практические занятия. Упражнения на развитие мелкой моторики. БАТ на кистях, массаж. Массаж пальцев. Пальчиковый театр. Гимнастика для суставов. Подвижные игры: «День – ночь», «Делай, как я».
Тема № 10. «Развиваем гибкость» (4 ч)
Техника безопасности.
Практические занятия. Комплексы упражнений на развитие гибкости. Тест: «Гибкий ли я?». Игры средней подвижности.
Тема № 11. «Учимся расслабляться» (4 ч)
Дыхательные упражнения для снятия напряжения. Польза расслабления. Релаксация.
Практические занятия. Комплекс релаксационных упражнений. Релаксация. Игры малой подвижности: «Запрещенное движение», «Угадай, где мяч».
Тема № 12. «Школа мяча» (4 ч)
Техника безопасности. Техника выполнения упражнений с мячами разного диаметра.
Практические занятия. Броски, ловля и передача мяча. Жонглирование. Комплексы упражнений с малыми и средними мячами. Метание в цель. Игры и эстафеты с мячами.
Тема № 13. «Сам себе я помогу, я здоровье сберегу!» (4 ч)
Беседа: «О профилактике простудных заболеваний». Массаж. Виды массажа. Точечный массаж. Правила применения точечного массажа. Закаливающий массаж.
Практические занятия. Закаливающий массаж и самомассаж. Игры средней подвижности.
Тема № 14. «ТИС» (6 ч)
Беседа: «Знакомство с ТИС, техника безопасности».
Практические занятия. Комплексы упражнений на тренажерах.
Тема № 15. «Фонетическая зарядка» (2 ч)
Беседа: «Красивую речь приятно слушать». Скороговорки. Чистоговорки. Считалки. Речевки. Распевки.
Практические занятия. Формирование правильной речи с помощью скороговорок, чистоговорок, речевок, распевок, считалок. Игры средней подвижности. Викторина: «Мое здоровье».
Тема № 16. «Итоговое занятие» (2 ч)
Подвижно-дидактическая игра «Физкульт-лото». Объяснение правил игры. Повторение и закрепление комплексов упражнений. Антропометрия, осмотр осанки и стоп.
Методическое и техническое обеспечение
- Рекомендации и методические указания по проведению бесед, игр, теоретических и практических занятий, разработанные в соответствии с основными принципами педагогики с учетом физиологических особенностей, физического развития и состояния здоровья учащихся данного возраста.
Статья подготовлена при поддержке московской типографии «FLEXMASTER». Если Вы решили приобрести качественные и надежные самоклеющиеся этикетки, то оптимальным решением станет обратиться в типографию «FLEXMASTER». На сайте, расположенном по адресу www.Flexm.Ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать печать самоклеющихся этикеток по выгодной цене. В типографии «FLEXMASTER» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.
- Литература и наглядные пособия: плакаты, схемы, карточки с описаниями комплексов упражнений, альбомы, фотографии.