Проект «СпАрт», разработанный профессором В.И. Столяровым, представляет новый подход к проведению спортивных соревнований в общеобразовательных школах. Его главная идея отражена в названии: поиск новых путей, средств и методов гуманизации современного массового детского спорта путем его интеграции с искусством. |
Проблема гуманистической ценности спорта и его места в современной культуре служила и до сих пор является предметом острых споров и дискуссий среди ученых: педагогов, психологов, философов, социологов.
В современном спорте необходимо различать две его разновидности, которые обычно называют массовым спортом и спортом высших достижений, или большим, рекордным спортом. В спорте высших достижений на первом плане стоит победа в соревнованиях, то есть целью является результат, выраженный в секундах, минутах, метрах, баллах. Цель же массового спорта – укрепление здоровья, отдых, развлечение, общение с другими людьми; результат – развитие личности.
При организации и проведении спортивных соревнований, как правило, используется та модель, которую многие ученые называют жесткой. Она предполагает острое соперничество, жесткую конкуренцию участников. Даже минимальная разница в результатах соревнующихся определяет их места. Жесткая модель спорта предполагает разделение его участников на победителей и побежденных. Первых ждут награды, слава, почести, вторых – упреки, насмешки, обиды.
В практике организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с учащимися общеобразовательных школ обычно применяется именно жесткая модель. В результате слабо развитые физически, имеющие неустойчивую психику дети боятся принимать участие в спортивных соревнованиях, опасаясь проигрыша и связанных с ним негативных последствий.
Жесткая модель спорта выдвигает на первый план не внутренние, а внешние для человека стимулы: победу над противником и связанные с этой победой, призы, другие материальные блага, славу. У занимающегося спортом развивается желание любой ценой – даже за счет здоровья, одностороннего развития, нарушения нравственных принципов – добиться победы, продемонстрировать свое превосходство над другими. Подобные явления представляются нам совершенно неприемлемыми в работе со школьниками. Поэтому необходима новая модель организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых форм работы с ними.
Саратовская модель Спартианских игр
Основателем спартианского движения в Саратовской области является вице-президент спартианского движения Приволжья, заслуженный учитель школы РСФСР Анатолий Николаевич Горбатов, координаторами спартианского движения в городе – Наталья Александровна Репникова, Анна Тимофеевна Фирсова, Сергей Анатольевич Фирсин.
Спартианские игры уникальны по своей программе, системе определения победителей, составу участников. От других соревнований их отличает ряд особенностей.
- Проводимые на играх соревнования поклонников активного разностороннего творчества (СпАрт) включают комплекс состязаний и конкурсов. Они подбираются так, чтобы на их основе можно было сравнить и оценить не только физическую подготовленность и спортивное мастерство участников, но также их интеллект, художественные и творческие способности, юмор, знания, то есть уровень разностороннего и гармоничного развития. От участников соревнования требуется не узкая специализация, а многосторонние умения в разных видах игровой творческой деятельности.
- В ранг победителей (лауреатов) зачисляются все, кто добивается успеха в отдельных соревнованиях, обозначенных в программе, и в проявлении спартианской культуры, включая такие ее показатели, как красота действий и поступков, воля, мужество, знания, творчество, юмор, культура движений, физические, спортивные, интеллектуальные, художественные и другие качества и способности.
- Наиболее высоко оцениваются успешное выступление во всех видах Спартианских игр, наличие спартианской культуры, разностороннего и гармоничного развития, а также успехи в самосовершенствовании – существенное превышение собственных результатов, показанных ранее.
- В программу обязательно включают несоревновательные игры. В них участники не разделяются на победителей и побежденных – наоборот, поощряются сотрудничество, творчество, юмор.
- Состав участников игр также необычен. Это демократичные и гуманные соревнования. В них совместно участвуют и на равных соревнуются дети начиная с 6 лет и взрослые; лица с ограниченными возможностями и те, кто не имеет таких ограничений; лица разного пола; люди, активно занимающиеся разными видами творческой деятельности – наукой, искусством, спортом, техническим творчеством.
На протяжении десяти лет в Саратовской области апробировались Спартианские игры по следующим ступеням:
- для учащихся 1–4-х классов;
- для учащихся 5–11-х классов;
- для учащихся с отклонениями в состоянии здоровья;
- для отдыхающих в летних оздоровительных лагерях.
Спартианские игры для маленьких
Положение о Спартианских играх для маленьких детей разработано на основе общих идей проекта «СпАрт». Главная цель – обосновать и внедрить в практику работы с детьми младшего школьного возраста новые формы педагогической деятельности, направленные на формирование активной, творческой личности, для которой характерны социальное поведение и культура с ориентацией на духовно-нравственные и эстетические ценности, а также здоровый образ жизни.
Основными принципами организации Спартианских игр для маленьких являются:
- обязательное сочетание соревновательных игр с несоревновательными, в которых нет победителей и побежденных, а поощряются сотрудничество, юмор;
- улучшение детьми своих прежних результатов как главный показатель в системе поощрения участников;
- использование народных игр, забав, художественных конкурсов, связанных с национальными и народными культурными традициями;
- организация и проведение Спартианских игр на сюжетной основе;
- включение в программу так называемых кооперативных игр – спортивных соревнований, при проведении которых учитываются достижения не отдельных участников или команд, соревнующихся друг с другом, а всех участников, объединенных в одну команду;
- соответствие всех физических упражнений, а также правил и инвентаря особенностям детей дошкольного возраста;
- отсутствие существенного различия в материальной ценности призов, вручаемых и победителям, и побежденным.
Мы назвали такие соревнования Малыми спартианскими играми. Учитывая особенности возрастного развития детей младшего школьного возраста, программа состоит из двух частей.
Первая часть проводится в спортивном зале в течение часа и включает построение участников, встречную эстафету, прыжки в длину с места, «японский челнок» – бег с касанием рук пола на расстоянии 3 м в течение 1 мин., перетягивание каната (взрослые), дартс (взрослые). После 30-минутного перерыва в актовом зале начинается вторая часть: конкурсы, песни, частушки, танцы, свободный номер с участием взрослых.
Особенно хочется отметить торжественную церемонию награждения. Культурно-спортивный центр «СпАрт» спонсирует соревнования, все команды получают одинаковые призы, а победители и призеры в каждом виде соревнований – еще и личные призы. Соревнования проходят под девизами: «Победи самого себя!», «Главное – не победа, а участие»: на этих праздниках спорта нет побежденных, что очень важно.
У противников спартианского движения с участием детей дошкольного и младшего школьного возраста есть веские доводы, от которых нельзя отмахнуться:
- неизбежный психологический стресс в процессе соревнований;
- участие в Играх только спортивной элиты, из-за которого менее одаренные дети чувствуют себя неуверенно;
- педагогические страсти, делающие детей заложниками амбиций учителей и воспитателей.
Сторонники же проведения таких соревнований считают, что:
- участвуя в соревнованиях и добиваясь реально поставленной и значимой цели, дети получают возможность развить в себе то, что психологи называют волевым комплексом;
- во время подготовки и участия в соревнованиях дети учатся отвечать за свои поступки, поддерживать друг друга в случае неудачи, воспринимать поражение как первый шаг к будущей победе;
- педагогу нельзя забывать, что главное – интересы ребенка; очень важно умение учителей и воспитателей правильно и своевременно оценивать и разрешать складывающиеся психологические коллизии, используя соревновательную деятельность как средство знакомства детей с миром спорта и теми отношениями, которые ему присущи;
- целесообразно привлекать к участию в соревнованиях всех детей, не имеющих медицинских противопоказаний, рассматривая систему спортивных соревнований как составную часть учебно-воспитательного процесса.
Спартианские игры для учащихся 5–11-х классов
Изначально Спартианские игры проводились именно для учеников 5–11-х классов. Для этой возрастной группы игры проходят в четыре этапа. Если на первом этапе Спартианские игры проводятся внутри классов (сентябрь – октябрь), то на втором – между классами. Третий этап проходит внутри параллелей классов (январь – февраль). На четвертом этапе проводится городской турнир по Спартианским играм среди 5–11-х классов (апрель).
Программа проведения Спартианских игр для школьников состоит из двух частей: спортивной и художественно-творческой (см. табл. 1).
Для проведения Спартианских игр нами был принят специальный кодекс поведения участников соревнований (см. табл. 2).
Все игры строятся на следующих принципах:
- отсутствие победителей;
- не конкуренция, а сотрудничество участников: они помогают друг другу в достижении общей цели (например, перед командами, играющими в волейбол, ставится задача как можно дольше продержать мяч в воздухе; для другой группы участников – пересечь зал, сделав как можно меньше шагов);
- все участники должны получать удовольствие от игры;
- ни один участник не может быть исключен из игры до ее окончания;
- в игре могут принять участие все желающие независимо от возраста, подготовки, состояния здоровья;
- каждый участник должен быть уверен в том, что другие не нанесут ему повреждений, помогут, обеспечат его безопасность.
Совместная физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа учителей и родителей экспериментальной группы позволила выделить такие принципы взаимодействия школы, Спартианского клуба и семьи, как тесный и систематический контакт учителей и родителей, доброжелательность и взаимное доверие в вопросах физического воспитания в семье.
Многие родители нуждаются в помощи при выборе полезных для их детей видов физкультурно-спортивной деятельности, наиболее соответствующих их склонностям и способностям. Систематическое общение родителей с учителями физической культуры позволяет улучшить организацию физического воспитания. Эта помощь направлена на создание благоприятной моральной атмосферы в семье, расширение культурного кругозора школьников, четкую организацию распорядка труда и отдыха, стимулирование познавательных интересов и др.
Спартианские игры
в летних оздоровительных лагерях
Спартианские игры для отдыхающих в летних оздоровительных лагерях проводятся в нескольких областных зонах: например, в Саратовской области это города Саратов, Балаково, Хвалынск, Энгельс и поселок городского типа Базарный Карабулак.
Программа соревнований, проводимых в летних оздоровительных лагерях, состоит из двух частей.
Спортивная:
1) встречная эстафета;
2) прыжки в длину;
3) поднимание туловища за 30 сек.;
4) подтягивание на перекладине;
5) мини-футбол;
6) смешанный волейбол;
7) настольный теннис;
8) дартс;
9) стритбол;
Таблица 1
Программа Спартианских игр для учащихся 5–11-х классов
Спортивная часть |
Художественно-творческие конкурсы |
1. Встречная эстафета (10 девочек и 10 мальчиков).
2. Прыжки в длину с места (10 девочек и 10 мальчиков).
3. Подтягивание на перекладине (10 мальчиков).
4. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (10 девочек).
5. Поднимание туловища из положения лежа (10 девочек и 10 мальчиков).
6. Настольный теннис (5 мальчиков и 5 девочек).
7. Упражнения «Вращай себя», «Якутский мостик» (5 мальчиков).
8. Армрестлинг (5 мальчиков).
9. Прыжки через скакалку за 60 сек. (10 мальчиков и 10 девочек).
10. Перетягивание каната (5 мальчиков и 3 девочки).
11. Дартс (5 мальчиков и 5 девочек).
12. Стритбол (3 мальчика).
14. Стритбол (3 девочки).
15. Волейбол (смешанный волейбол – 3 мальчика и 3 девочки) |
1. Визитная карточка команды – приветствие команды: демонстрация атрибутики – названия,
эмблемы, талисмана.
2. Олимпийская викторина: все команды получают карточки с вопросами и различными вариантами
ответов. В течение 7 мин. команды отмечают правильные ответы и сдают карточки судье.
3. Песни на спортивно-туристическую тематику: поощряются исполнение собственных песен,
коллективное исполнение, актуальность выступления и мастерство.
4. Частушки.
5. Танцевальное искусство: под собственную фонограмму или музыкальное сопровождение дети
исполняют национальный танец.
6. Пантомима.
7. Свободный номер с участием родителей и учителей |
Таблица 2
Спартианский кодекс поведения участников соревнований
1 |
Воля, мужество, упорство, полная отдача сил в соревнованиях |
2 |
Благородные поступки |
3 |
Доброжелательное и уважительное отношение: к соперникам (приветствие; поздравление с хорошим выступлением, высоким
результатом, победой; отказ от грубой игры; принятие победы или поражения без насмешек над противником); к судьям и другим
официальным лицам; к зрителям (точное соблюдение правил соревнований) |
4 |
Беспрекословное выполнение даже неприятных судейских решений |
5 |
Достойное поведение после победы – не демонстрация своего превосходства, а критическое отношение к выступлению, признание
ошибок – и сохранение достоинства после поражения |
10) армрестлинг;
11) «якутский мостик»;
12) поднимание гири.
Художественная самодеятельность:
1) спартианская визитка;
2) песня;
3) танцы;
4) пантомима;
5) частушки.
Спартианские игры для учащихся,
имеющих отклонения в состоянии здоровья
В рамках реализации социального проекта «Подготовка педагогов-тьюторов адаптивной физической культуры» на практических занятиях разработана модель Спартианских игр для учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Данная модель ориентированна на решение следующих задач:
- содействовать включению учащихся с ограниченными возможностями в физкультурно-оздоровительную деятельность;
- способствовать формированию ценностных ориентаций участников на самосовершенствование, гармоничное духовное и физическое развитие;
- создавать такие педагогические условия, при которых среди участников не будет обиженных и каждый сможет продемонстрировать определенные достижения и почувствовать себя победителем.
Программа соревнований также состоит из двух частей.
Спортивная:
1. Домашнее задание (спортивно-оздоровительный комплекс упражнений):
- комплекс упражнений дыхательной гимнастики;
- комплекс упражнений корригирующей гимнастики (при конкретном заболевании);
- комплекс упражнений для формирования правильной осанки;
- комплекс упражнений для профилактики плоскостопия.
2. Эстафета на равновесие. Шаговая эстафета. Перешагивание. Эстафета с переносом медбола.
3. Дыхательный волейбол. Подвижная игра «Воздушный мяч». Необычный волейбол.
4. Необычный баскетбол. Игра «Баскетбольный снайпер»: подвижная корзина – на возвышении.
5. Необычные игры: «Быстрый мяч», «Гусеница», «Живая цель», «Светофор», «Гулливер», «Палочка-выручалочка», тест на координацию движений, прыжки в положении сидя на мяче.
Художественная самодеятельность:
- спартианская визитка;
- викторина на тему «Здоровье»;
- олимпийская викторина;
- конкурс танца;
- конкурс рисунка;
- конкурс стихов;
- конкурс частушек;
- конкурс пантомим;
- свободный номер.
Заключение
Подводя итоги организации Спартианских игр разных типов, можно сделать следующие выводы.
1. Спартианская технология имеет ярко выраженную гуманистическую направленность целей, задач и используемых средств. Вся работа в рамках этой технологии строится на основе отмеченных выше принципов гуманистической педагогики и психологии.
2. Спартианская технология реализуется с помощью целого спектра форм, средств и методов. Например, к их числу относятся:
- включение детей и взрослых в игры и соревнования на основе новой, гуманистически ориентированной модели организации и проведения соревнований, которая предусматривает интеграцию спорта с искусством и другими видами духовно-творческой деятельности;
- разработка и пропаганда определенного духовно-нравственного кодекса поведения (спартианский кодекс чести).
3. Принципиальная особенность спартианской технологии состоит и в том, что спорт и социально-педагогическая деятельность, связанная с искусством, выступают в ней как два важных, дополняющих друг друга компонента единой системы культурного воздействия на детей и молодежь.
Положительные результаты данной работы проявились в следующем:
- новые знания, которые учащиеся приобрели в процессе соревнований;
- эффект профилактики заболеваемости, оздоровления, использование различных двигательных режимов: дети и родители стали больше двигаться, занимаясь физическими упражнениями;
- духовно-нравственный эффект: формирование устойчивых интересов и мотивов деятельности, сформированность нравственных принципов и отношения к общественным ценностям, труду, семье и принятым нормам межличностного общения.
Таким образом, спартианские игры можно рассматривать как эффективное средство укрепления здоровья и важный фактор физического, духовного и интеллектуального развития личности.
Фото автора