В преддверии Года учителя хотелось бы обратиться к обстоятельствам и факторам, способным изменить в лучшую сторону социально-профессиональный имидж учителя физической культуры. Конечно, сложно противостоять представлениям об образе учителя физической культуры как «человека со свистком», которые формировались в общественном сознании на протяжении многих лет. Вместе с тем в данном вопросе наметились позитивные сдвиги, так как учителя физической культуры доказали свою конкурентоспособность на многопрофильных конкурсах профессионального мастерства, успешно соперничая с традиционно сильными в этом отношении историками, филологами и др. Не может не вызывать уважения желание педагогов активно излагать в публикациях свои мысли, методические находки. Учителя физической культуры занимают активную социально-профессиональную позицию по большинству актуальных вопросов жизнедеятельности сферы образования, входя в педагогическую элиту. В спектре этих благоприятных тенденций особняком стоит умение презентовать свою деятельность с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе технологии формирования профессионального портфолио. Именно она позволяет наиболее эффективно реализовать функции накопления, систематизации и презентации продуктов деятельности педагога, его идей и разработок.
Портфолио учителя – индивидуальная папка, в которой фиксируются, накапливаются, систематизируются и оцениваются индивидуальные достижения педагога за определенный период времени в разнообразных видах деятельности.
Рекомендуемая структура портфолио представлена следующими элементами:
– титульный лист;
– содержание (оглавление);
– введение или пояснительная записка;
– раздел I «Общие сведения о педагоге» с приложениями;
– раздел II «Инновационно-методическая деятельность педагога» с приложениями;
– раздел III «Результаты педагогической деятельности» с приложениями.
Рекомендуемый вариант оформления титульного листа:
Название образовательного учреждения
Примечания
1. По желанию педагога на титульном листе могут быть размещены его фотография, девиз, кредо и т.п.
2. Возможно расположение титульного листа как по вертикали, так и по горизонтали.
В разделе «Содержание (оглавление) портфолио» указываются разделы и подразделы, а также нумерация страниц.
Все материалы, вошедшие в портфолио, должны найти отражение во введении или пояснительной записке. Здесь необходимо пояснить, какие материалы включены в портфолио, и обосновать, почему именно они являются свидетельством профессионализма аттестуемого. Важно, чтобы обоснование выстраивалось в соответствии с требованиями к заявленной педагогом квалификационной категории. Следует указать период, охватываемый портфолио.
Примерная структура раздела I «Общие сведения о педагоге»:
1.1. Сведения о базовом профессиональном образовании
Наименование учреждения |
Дата окончания |
Специальность
(включая дополнительную) |
Присвоенная квалификация (включая дополнительную) |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
1.2. Сведения о присвоении квалификационной категории
Наименование
квалификационной категории |
Дата присвоения |
Должность (должности),
по которой (которым) присвоена квалификационная категория |
Должность (должности),
по которой (которым) присвоена квалификационная категория |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
3.3. Сведения о почетных званиях и наградах
Наименование звания, награды |
Кем присвоено |
Дата присвоения |
Основание присвоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
1.4. Сведения о стаже работы педагога
Общий трудовой стаж |
Педагогический стаж |
Стаж работы в данном образовательном учреждении |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
1.5. Общие сведения о педагогической деятельности
Предметы (курсы
дополнительного
образования), преподаваемые педагогом |
Указание классов (групп),
в которых работает педагог |
Нагрузка (учебная
и внеучебная) |
Сведения о выполнении функций классного руководителя |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
К первому разделу могут прилагаться:
– копии документов о базовом профессиональном образовании;
– копии аттестационного листа (листов);
– копии документов о присуждении ученой степени и присвоении ученого звания;
– копии наградных документов.
Примерная структура раздела II «Инновационно-методическая деятельность педагога»:
2.1. Сведения о повышении квалификации, профессиональной переподготовке и послевузовском
профессиональном образовании
2.1.1. Работа по теме самообразования
Тема самообразования
и сроки выполнения работы |
Ожидаемые результаты
и основные целевые индикаторы |
Полученные результаты (промежуточные, конечные) |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
2.1.2. Работа в составе творческих коллективов
(проблемных групп, научно-исследовательских коллективов и др.)
Название творческого
коллектива |
Формулировка решаемой проблемы
(название
разрабатываемого проекта) |
Статус (функция, роль) педагога
в коллективе |
Сроки (период) работы |
Содержание
деятельности педагога |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
2.1.3. Работа в составе методических объединений
Наименование методического объединения |
Статус (функция, роль) педагога
в объединении |
Содержание деятельности (выполняемая/выполненная работа) |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
2.1.4. Прохождение курсов повышения квалификации
Наименование учреждения ДПО
и сроки прохождения курсов |
Форма прохождения
(дистанционная,
инновационная и др.) |
Тема курсов
(наименование программы
повышения квалификации) |
Объем курсов
(программы) |
Результат участия в курсах (в том числе продукты,
созданные в рамках курсов) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
2.1.5. Прохождение курсов профессиональной переподготовки
Наименование учреждения ДПО
и сроки прохождения курсов |
Наименование программы (специальности) с указанием
объема аудиторной и внеаудиторной работы |
Наименование нового вида профессиональной
деятельности (квалификации),
право на которую удостоверяется полученным дипломом |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
2.1.6. Сведения о послевузовском образовании
Наименование учреждения
и сроки обучения |
Вид послевузовского образования
(очная/заочная аспирантура, соискательство, докторантура) |
Ученая степень с указанием специальности
по номенклатуре научных работников |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
К подразделу 2.1 могут прилагаться:
– материалы работы в творческих коллективах;
– материалы работы в составе методических объединений;
– копии документов о прохождении курсов повышения квалификации и продукты, разработанные в рамках курсов;
– копии диплома (дипломов) о профессиональной переподготовке;
– копии документов о послевузовском профессиональном образовании, материалы по аттестации аспиранта (соискателя), справки и др.
2.2. Работа по обобщению и распространению собственного педагогического опыта
2.2.1. Сведения о продуктах авторского научно-методического творчества педагога
(авторские концепции, проекты, модели, целевые и образовательные программы, методические разработки, дидактические материалы, средства педагогической диагностики и др.)
Наименование авторского
научно-методического
продукта, тема, направление |
Дата разработки |
Общая характеристика
авторского
научно-методического продукта |
Сведения
об официальном
признании (с указанием,
кем проводилась
экспертиза) |
Сведения о внедрении, распространении,
эффективности методического продукта |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
2.2.2. Сведения о публикациях педагога (в том числе размещенных в сети Интернет)
№ п/п |
Название и вид работы |
Форма работы |
Выходные данные |
Объем в стр. (печ. л.) |
Соавторы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
2.2.3. Сведения о наличии собственного сайта, персональной страницы в сети Интернет
(указывается адрес сайта)
2.2.4. Сведения об участии педагога в организации и проведении различных форм повышения квалификации и методической работы (участие в проведении курсов повышения квалификации, стажировок, конференций, педагогических чтений, круглых столов, семинаров, в работе авторских школ, мастер-классов и т.п.)
Форма повышения квалификации
(методической работы) |
Название (тема, проблема) мероприятия |
Название учреждения (органа
управления образованием,
методической службы,
патронирующей мероприятие) |
Дата проведения |
Содержание деятельности педагога
(личный вклад
в проведение мероприятий,
форма представления опыта) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
2.2.5. Сведения об участии педагога в инновационной деятельности (участие в инновационной (экспериментальной, внедренческой)
деятельности, пилотных и социальных проектах, работе на опорных площадках)
Статус инновационной деятельности (кем присвоен) и ее вид |
Наименование (тема, проблема) инновационной деятельности |
Сроки работы по направлению инновационной деятельности |
Статус педагога, личный вклад в реализацию инновационной деятельности |
Содержание и результаты инновационной деятельности педагога |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
2.2.6. Использование инновационных образовательных технологий
Название технологии |
Классы, в которых
используется технология |
Обоснование применения |
Полученный
или прогнозируемый результат |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
2.2.7. Сведения об участии педагога в профессиональных конкурсах, присуждении грантов
Название конкурса |
Уровень, дата проведения |
Кем проводился |
Результат участия |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
2.2.8. Сведения об участии педагога в экспертной, аналитической деятельности (работа в составе жюри, конкурсных, квалификационных комиссий, участие в надзорной деятельности, проведении мониторинга, экспертизы аттестуемых и др.)
Наименование организации, под патронажем которой
осуществлялась экспертно-аналитическая деятельность |
Статус (функция) педагога в рамках
экспертно-аналитической деятельности |
Содержание экспертно-аналитической
деятельности педагога |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
К подразделу 2.2 могут прилагаться:
– копии грамот, благодарственных писем;
– копии дипломов победителя, лауреата и (или) участника профессиональных конкурсов;
– копии сертификатов об установлении статуса инновационной деятельности, а также на авторские научно-методические разработки;
– программы научно-практических конференций, методических мероприятий, сертификаты участника;
– копии документов на получение грантов;
– копии рецензий, экспертных заключений;
– отзывы о работе педагога со стороны коллег, родителей, выпускников, руководителей разных уровней, отзывы о взаимодействии с педагогом;
– рекомендательные письма;
– резюме;
– творческие работы, модели, проекты, авторские программы, технологические карты, поурочные планы уроков, разработки открытых уроков;
– документы, подтверждающие обобщение опыта (модульная анкета обобщения опыта и т.п.;
– записи уроков на электронных носителях; проекты с использованием ИКТ, обучающие программы, презентации к урокам, мультимедийные разработки;
– методические разработки, дидактические материалы, копии публикаций, докладов, творческих отчетов;
– программы преподаваемого курса, кружков, факультативов, элективных курсов;
– контрольно-измерительные материалы, тесты, анкеты;
– программы итоговых и промежуточных аттестаций;
– программы проведения предметных недель, задания для олимпиад, конкурсов;
– сценарии внеклассных мероприятий;
– мультимедийные презентации выступлений;
– графики, рисунки, фотографии.
Примерная структура раздела III «Результаты педагогической деятельности»:
3.1. Сведения об образовательных достижениях обучающихся
Рекомендуется представлять данные в динамике нескольких лет в виде графиков, гистограмм или таблиц, в том числе результаты промежуточной и (или) итоговой государственной аттестации по отдельным классам. В качестве показателей могут быть избраны уровень обученности, средний балл, рейтинг обучающихся и т.п. Можно дать сопоставление со среднеобластными, среднерайонными (среднегородскими) показателями и т.д.
3.2. Сведения о сформированности общеучебных умений и навыков, ключевых компетенций, динамике личностного развития обучающихся
3.3. Сведения о результатах внеучебной деятельности
по предмету (описание системы внеучебной физкультурно-оздоровительной
и спортивно-массовой работы, показ ее компонентов, содержания, используемых технологий; анализ результативности системы внеучебной деятельности по физической культуре в аспекте личных достижений обучающихся)
3.4. Система и результаты работы с одаренными обучающимися (результаты участия школьников в предметной олимпиаде, соревнованиях, ученических конференциях и т.д.; количество и качество рефератов, творческих, исследовательских работ, проектов; сведения о поступлении обучающихся
в учреждения высшего и среднего профессионального образования физкультурного профиля)
Название конкурса, соревнования |
Уровень, дата проведения |
Кем проводился |
Результат участия |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
К разделу 3 могут прилагаться:
– копии протоколов олимпиад, конкурсов, соревнований, программы конференций; копии документов победителей, призеров предметных олимпиад, конкурсов проектов и др.;
– творческие, научно-исследовательские работы, проекты, рефераты;
– отзывы на творческие работы;
– копии материалов по итогам внутришкольного мониторинга, контроля, внешних надзорных мероприятий, справок о результатах контрольных срезов;
– информационно-аналитические материалы;
– рейтинги и др.;
– рисунки, графики, фотографии.
Технические требования к портфолио
- Рекомендуемый объем портфолио, представляемого для защиты в рамках аттестации, – 30–100 листов.
- Рекомендуемый формат листа – А4.
- В оформлении рекомендуется придерживаться строгого (академического) стиля, выполнять портфолио в черно-белом варианте, избегать пестрых красок, активно использовать средства наглядности: графики, гистограммы, черно-белые рисунки.
- Все сведения, представляемые в портфолио, должны быть заверены руководителем образовательного учреждения (отдельно каждый документ либо все сведения портфолио одной подписью).
- В портфолио могут содержаться сведения о деятельности педагога за весь период профессиональной деятельности, при этом в рамках аттестации оцениваются достижения за период с момента последней аттестации. Положительной характеристикой является восходящая позитивная динамика профессиональных достижений за весь период профессиональной деятельности (эволюция педагога).
Карта оценки портфолио учителя
№ п/п |
Критерии |
Баллы |
1 |
2 |
3 |
Раздел «Инновационно-методическая деятельность педагога» |
1 |
Результаты работы по теме самообразования оформлены системно и имеют практическое значение или уже внедряются |
0 1 2 3 4 5 |
2 |
Педагог активно сотрудничает с творческими коллективами, входит в состав творческих проблемных групп и т.п. |
0 1 2 3 4 5 |
3 |
Педагог ведет активную работу в составе методического объединения |
0 1 2 3 4 5 |
4 |
Педагог своевременно повышает квалификацию, активно осваивает новые формы дополнительного профессионального образования, получает послевузовское образование (бонусный критерий) |
0 1 2 3 4 5 |
5 |
Педагог является автором концепции (идеи, методики, модели, авторской программы), получившей признание профессионального сообщества и сертифицированной компетентным экспертным органом |
0 1 2 3 4 5 |
6 |
Наличие у педагога собственных методических разработок, средств педагогической диагностики |
0 1 2 3 4 5 |
7 |
Наличие публикаций либо материалов, размещенных в сети Интернет |
0 1 2 3 4 5 |
8 |
Наличие собственного сайта, персональной страницы на сайтах органов власти, образовательных организаций (бонусный критерий) |
0 1 2 3 4 5 |
9 |
Педагог регулярно участвует в проведении курсов повышения квалификации, стажировок, конференциях, педагогических чтениях, круглых столах, семинарах, работе авторских школ, мастер-классов и т.п. |
0 1 2 3 4 5 |
10 |
Педагог активно участвует в работе инновационной площадки или реализует инновационный, социальный проект либо руководит им |
0 1 2 3 4 5 |
11 |
Педагог является победителем или лауреатом профессиональных конкурсов, обладателем грантов |
0 1 2 3 4 5 |
12 |
Опыт работы педагога обобщен на региональном или муниципальном уровне |
0 1 2 3 4 5 |
13 |
Педагог привлекается для осуществления экспертно-аналитической деятельности и подготовки проектов документов и материалов |
0 1 2 3 4 5 |
14 |
Педагог использует современный методический инструментарий (технологии, методики) |
0 1 2 3 4 5 |
15 |
Имеется документальное подтверждение официального признания результативности работы педагога |
0 1 2 3 4 5 |
16 |
Имеются свидетельства общественного признания результативности работы педагога |
0 1 2 3 4 5 |
Раздел «Результаты педагогической деятельности» |
1 |
Уровень образовательных достижений по предмету – выше среднеобластного |
0 1 2 3 4 5 |
2 |
Наличие системы и высоких результатов внеучебной работы по предмету |
0 1 2 3 4 5 |
3 |
Наличие системы и высоких результатов работы с одаренными обучающимися |
0 1 2 3 4 5 |
4 |
Обучающиеся – победители и призеры различных этапов всероссийской олимпиады школьников по физической культуре и иных
творческих конкурсов, соревнований |
0 1 2 3 4 5 |
Материал в портфолио представлен системно |
|
Примечания
- Наименьшее количество баллов начисляется за отсутствие данных по критерию или слабо представленное содержание деятельности, отсутствие результатов.
- Наибольшим количеством баллов оценивается активная позиция педагога (например, активная позиция – руководитель, организатор, автор, выступающий, консультант; пассивная позиция – слушатель, наблюдатель).
- Наибольшим количеством баллов оценивается региональный, федеральный и международный масштаб деятельности педагога и ее результатов (распространения опыта).
- Высшая квалификационная категория оценивается не менее чем в 65 баллов.
- Первая квалификационная категория – не менее 45 баллов.
- Вторая квалификационная категория – не менее 30 баллов.