На круглом столе «Модернизация физического воспитания в условиях общего образования», который прошел в рамках Первого форума «Россия – спортивная держава» (Казань, 22–24 октября 2009 г.), выступил член-корреспондент Российской академии образования, руководитель группы разработчиков новых федеральных государственных образовательных стандартов Александр КОНДАКОВ. Доклад вызвал большой интерес у всех присутствующих, но его не смогли обсудить: Александр Михайлович был вынужден срочно уехать, и возникшие вопросы так и остались без ответа. В этой статье – размышления одного из участников форума по поводу данного выступления.
Беречь или укреплять?
Хотя планировался разговор о школьном предмете «физическая культура» и модернизации его преподавания в школе, доклад Александра Кондакова был посвящен более общей проблеме – здоровьесбережению. В образовательных стандартах второго поколения, которые с прошлого года начали внедряться в начальной школе, важное место будет отведено этому важному вопросу.
Рассказав об особенностях новых образовательных стандартов: системно-деятельностном подходе, стандартах на условия, – Александр Михайлович объяснил, какие требования будут предъявляться к результатам освоения образовательной программы выпускниками разных ступеней образования. Вот какими должны быть те, кто полностью освоит предлагаемую разработчиками программу.
Выпускник начальной школы
- Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.
- Владеющий основами умения учиться.
- Любящий родной край и свою страну.
- Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.
- Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
- Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.
- Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение.
Выпускник основной школы
- Познающий себя как личность, ищущий свою систему ценностей, жизненные цели, утверждающий себя как взрослый.
- Умеющий учиться, подготовленный к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории на основе избирательности интересов.
- Принимающий ценности межличностных отношений и кодекс товарищества (право свободного выбора, справедливости, уважения, взаимопомощи, личного достоинства).
- Осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни, поддерживающий сохранность окружающей среды.
- Умеющий дружить, осознанно выбирающий круг общения, направленный на освоение гендерной роли.
- Умеющий конструктивно разрешать конфликтные ситуации, работать в команде и быть лидером.
- Инициативный, готовый нести ответственность перед самим собой, другими людьми за результаты и последствия своих действий.
Выпускник школы
- Осознающий себя личностью, живущей в обществе, социально активный, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении.
- Носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбе Родины, уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений.
- Разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни и следующий им в своем поведении.
- Креативный и критически мыслящий, мотивированный к познанию и творчеству, самообразованию на протяжении всей жизни.
- Готовый к выбору профессии и построению личной профессиональной перспективы и планов.
- Способный к личностному выбору и поступкам, готовый нести ответственность перед обществом и государством за самостоятельно принятые решения.
- Уважающий других людей и умеющий сотрудничать с ними для достижения общего результата.
Кто же будет обучать детей выполнять правила и разделять ценности здорового образа жизни?
Нагрузка будет распределена между всеми общеобразовательными предметами, в каждом из которых должно быть выделено место и время для обучения здоровьесбережению. Это значит, что учителя-предметники будут знакомить учащихся с правилами здорового образа жизни.
Будут ли занятия по здоровьесбережению теоретическими или практическими? Как будет осуществлена профессиональная переподготовка педагогов?
Эти вопросы вовсе не риторические. В программах начальной, средней и старшей школы и раньше уделялось внимание проблемам здоровья, а не так давно был введен и специальный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Только после теоретического изучения правил закаливания и правильного питания, как показывает практика, здоровый образ жизни не становится ценностью для подрастающего поколения. Молодые люди «проходят» параграф за параграфом, получают отметки, но, выйдя на улицу, забывают о пройденном: покупают пиво в ближайшем ларьке, закуривают сигарету…
Почему это происходит? Сложный вопрос. Может быть, всё дело в том, что при контроле результатов обучения проверяются не компетентности в этой области, не убеждения, сформированные у выпускников, не их ценности, а знание параграфов учебников?
Дети стремятся научиться тому, что у них будут проверять при окончании учебы, – эта простая истина почему-то до сих пор остается тайной за семью печатями.
Мне возразят: ценности, убежденность разве можно проверить? Поэтому и проверяем знания, больше ничего не остается! Позволю себе не согласиться с этим утверждением. Ценности и убежденность проверить можно, если позволить детям не пересказывать чужое мнение, а отстаивать собственное. Но этого у нас детям не позволяют ни на одном школьном предмете. Всем страшно: вдруг ребенок выскажет «неправильное» мнение? К чему это приведет?
Сначала к тому, что оно появится у растущего человека; потом он поверит в то, что его позиция значима, с ней считаются окружающие, в том числе и взрослые; после этого ему придется мотивировать свое мнение, чтобы доказать его правоту другим, и выслушать – уважительно, как и должна быть выслушана любая точка зрения, – чужое. И тогда начнут формироваться убеждения, которые молодой человек не забудет, выйдя из стен школы.
Проверять нужно не правильность самостоятельных суждений и убеждений, а их наличие.
Физкульт-ура?!
Далее докладчик рассказал более подробно о программах и требованиях по предмету «физическая культура», которые к настоящему моменту досконально разработаны только для начальной школы.
Требования к предметным результатам «физическая культура» в начальной школе
- Формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического).
- Овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.).
- Формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием.
Вопросы здоровьесбережения интегрированы и в другие учебные предметы школьного курса.
Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования
Базисный учебный план включает обязательный предмет «физическая культура» – 2 ч в неделю.
- Внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению – до 3 ч в неделю.
- При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности учреждений дополнительного образования, в том числе организаций спорта.
- В период каникул могут использоваться возможности организации отдыха детей и их оздоровления.
- Стандартом предусмотрено, что каждое общеобразовательное учреждение на основе примерной программы разрабатывает свою программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
Итак, новым стандартом предусмотрено, что каждое общеобразовательное учреждение на основе примерной программы разрабатывает свою программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
Кто в общеобразовательном учреждении будет ответственным за разработку такой программы? Как будет осуществляться контроль за ее составлением?
Если теперь внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению будет составлять не менее 3 ч в неделю, то где взять необходимую спортивную базу и кадры для ее осуществления? Ведь всем известно, что средний возраст учителей физической культуры вплотную приближается к пенсионному, что во многих школах нет и одного спортивного зала, но даже при его наличии часто приходится проводить в нем уроки одновременно с двумя классами: школа переполнена, работает в две смены, зал постоянно задействован и перегружен.
Этому вопросу уделено специальное место в образовательных стандартах второго поколения. Речь идет о так называемом стандарте на условия, о котором рассказал Александр Михайлович.
Требования к условиям реализации основной образовательной программы
Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность:
- создания комфортной развивающей образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся;
- организации питания и отдыха обучающихся;
- полноценного физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх.
Отдельно Александр Кондаков рассказал о работе с детьми с ограниченными возможностями.
Программа коррекционной работы
Для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение разрабатывает программу коррекционной работы, направленную на:
- обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья;
- оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями – одна из самых острых в российской системе образования и одна из самых непроработанных. И дело не только в наличии специальных коррекционных программ и профессиональной подготовке работающих с этими детьми специалистов. Во всем мире идет разработка так называемого инклюзивного обучения, позволяющего включать этих детей – напомним, что в других странах их называют детьми с дополнительными потребностями, а не с ограниченными возможностями! – в систему общего образования. Начнут ли развиваться подобные проекты в России? Будут ли поддержаны материально школы, которые занимаются инклюзивным образованием?
И, наконец, без ответа остался один из главных вопросов, волнующий учителей. Как при последовательном воплощении в системе образования стандартов второго поколения будет возможно внедрять новые методики обучения, направленные на индивидуализацию образования?
Ведь новые примерные программы практически не отличаются от тех, по которым работали и раньше…