Схватки за «золото»
на пределе сил
В четверг, 21 августа, в Пекине завершился олимпийский турнир по вольной борьбе. Перед зрителями, заполнившими трибуны спортивного комплекса академии будущих агрономов, предстали самые мощные атлеты, выступавшие в весовых категориях до 84, 96 и 120 кг.
Когда состязания завершились, на пьедестал поднялись самые достойные. Все двенадцать борцов, завоевавшие «золото», «серебро» и «бронзу», представляли Россию и бывшие советские республики. Легендарный наш супертяж, трехкратный олимпийский чемпион Александр Карелин по этому поводу шутливо сказал:
– Не Игры, а первенство Южного федерального округа…
Отечественная школа борьбы всегда была на высоте. Славные ее традиции не утрачены ни на Кавказе, ни в Средней Азии. Закономерно, что на самых представительных турнирах посланцев из этих государств нередко можно увидеть среди фаворитов. Пекинская Олимпиада лишь подтвердила этот неоспоримый факт.
Регламент турнира был исключительно напряженным. Тем, кто начал свое выступление с квалификационного раунда, пришлось провести в один день пять схваток, другим – четыре, причем каждая – на пределе сил. Времени для полноценного восстановления явно недоставало. На очередной поединок спортсмены нередко выходили уставшими – всего через 15 минут после только что завершенного поединка.
Под занавес турнира Россию представляли Георгий Кетоев (до 84 кг), Ширвани Мурадов (до 96 кг) и Бахтияр Ахмедов (до 120 кг). Реальные шансы на успех были у Кетоева: три года выигрывал владикавказец турнир за турниром, в китайскую столицу прибыл в ранге действующего чемпиона мира и Европы.
Казалось, никто не сможет помешать Георгию обрести олимпийское «золото». Благие намерения не сбылись. Подвел… избыточный вес. Сгонка лишних килограммов вымотала главного претендента на победу. В полуфинале он не смог одолеть опытного грузина Реваза Миндорашвили, которого весной поверг на чемпионате Европы в Тампере. Досадная неудача. В схватке за «бронзу» Кетоеву противостоял другой грузин Давид Бичинашвили, который представлял Германию. Противостояние получилось упорным. Лучшим в нем оказался россиянин…
Настал через Мурадова держать экзамен на олимпийском ковре. Ни соперники, ни зрители не причисляли его к фаворитам. В отличие, к примеру, от Кетоева, обладателя многих титулов, Ширвани победил лишь однажды – на чемпионате Европы–2007. Но в борьбе за место в сборной России он превзошел самого олимпийского чемпиона Афин–2004 Хаджимурада Гацалова.
Путь к финалу выдался непростым. Каждая схватка в этой категории была непредсказуемой. На плечи Мурадова к тому же легла дополнительная ноша – наверстать то, что упустил его друг Кетоев. Зато как нельзя кстати пришлось напутствие Бувайсара Сайтиева, удостоенного в третий раз звания олимпийского чемпиона: «Выходи на ковер и, сжав зубы, побеждай каждого соперника».
Упорным оказался первый же поединок, в котором Мурадову противостоял выступающий за Украину осетин Георгий Тибилов. Первый период Ширвани проиграл, в двух последующих ему пришлось наверстывать упущенное. Сжав зубы, вырвал победу – 2:1. Затем уверенно сокрушил турка Хакана Коча – 3:0. Особенно крепким орешком предстал в полуфинале азербайджанец Хетаг Газюмов. Заработав очко, Газюмов решительно действовал и в дальнейшем. Выдержка и мастерство помогли дагестанцу переломить ситуацию и завершить схватку в свою пользу – 3:1.
Битва за чемпионство
В кульминационной финальной схватке, которая решила судьбу олимпийского «золота», сошлись россиянин Ширвани Мурадов и Таймураз Тигиев, представлявший Казахстан. Среди групп поддержки преобладали болельщики из Средней Азии, примкнули к ним грузины, азербайджанцы, иранцы. Словом, наш борец оказался в неблагоприятной для себя атмосфере, что его разозлило и настроило на воинственный лад.
Окрыленный мощной поддержкой болельщиков, Тигиев активными действиями пытался подготовить момент для атаки. Не успел. Чуть раньше дагестанец удачно провел нырок, за которым последовал результативный прием – 1:0.
После перерыва Тигиев отчаянно пытался отыграться. Мурадов умело сопротивлялся. Уткнувшись головами и обхватив, как клещами, плечи друг друга, борцы метались в центре ковра. Равновесие затянулось, и судья назначил клинч. По жребию россиянину пришлось опуститься в партер. Воспользоваться шансом Тигиев не сумел. Обхватил крепко правую ногу соперника, но довести прием до завершения ему не удалось. Ширвани контратакует – освобождается от жесткого захвата, чем и склонил окончательно чашу весов в свою пользу – 2:0. О победной концовке герой дня вспоминал так:
– На правой ноге я настолько хорошо себя чувствую, будто на обеих стою. Когда Тигиев эту мою ногу взял, я уже на сто процентов был уверен, что вожделенного балла он не получит…
После церемонии награждения, когда в могучих руках 23-летнего богатыря оказалась столь желанная медаль, отчеканенная из золота, Ширвани откровенно признался:
– Жаль, что не удалось показать в Пекине свою лучшую борьбу.
Такая самокритичная оценка похвальна. Впрочем, упрека победитель не заслуживает. В предолимпийском раскладе на долю мастеров вольной борьбы отводились две награды высшего достоинства. Они же заслужили три.
Добытое Мурадовым «золото» вдохновило совсем молодого нашего супертяжа Бахтияра Ахмедова, которому только 21 год. Дебютант не стушевался в самой солидной категории – до 120 кг. Сметал со своего пути грозных конкурентов, в том числе и серебряного призера Афинских Игр иранца Фардина Масуми. Уступил в финале только опытному олимпийскому чемпиону из Узбекистана Артуру Таймазову, повторившему в Пекине афинский триумф.
Родом из села Чапаево
Немногие, возможно, знают, что один из наших героев Пекинской Олимпиады родился 20 июня 1985 г. в дагестанском селе, названном именем легендарного начдива времен гражданской войны, – Чапаево.
Рос Ширвани без отца. Вырастила сынишку и поставила на ноги великая труженица – мама, для олимпийского чемпиона это самый дорогой человек на свете.
К спорту приобщился в Махачкале. Родной дядя привел мальчика к своему другу, тренеру по борьбе, и с улыбкой напутствовал:
– Принимай, Мирза, племяша, сделай из него человека и чемпиона.
Опытный наставник Алиев не форсировал борцовскую подготовку новичка. Пусть обвыкнется, окрепнет. Нравятся игры – пусть резвится, любит кувыркаться – тренер не возражает… Постепенно Ширвани втянулся в тренировки, после школьных занятий отправлялся в распоряжение Мирзы Эльмурзаевича, который, между прочим, до сих пор остается постоянным тренером Мурадова. Именно он своими стараниями вылепил из юноши великолепного борца.
Мама поощряла спортивные занятия сына. После победы в Пекине журналисты заметили подавленность чемпиона. Поинтересовались, чем озабочен?
– Нет, все в порядке, – пояснил Ширвани, – просто думаю, как там мама. Она очень много сделала для этой победы, могу вторым тренером ее назвать. Она не ходила в зал, но поддерживала меня всегда. В других семьях, знаю, родители говорили: «Зачем тебе эта каторга, сыночек, пожалей себя». А мне мама старалась заменить отца. Внушала: «Чтобы стать человеком, нужно трудиться. Раз начал, терпи и не бросай начатое, чтобы можно было с гордо поднятой головой ходить. Моя золотая медаль – ей в подарок! Мне почему-то кажется, что медаль другого достоинства она бы не признала…
Радость и тяжелый труд
Вольная борьба на профессиональном уровне – не только удовольствие и радость. Прежде всего это тяжелейший, на пределе физических возможностей труд и яростные схватки на ответственных турнирах. Но отступать некуда. Мужественно следовал Ширвани материнскому напутствию: терпи и не бросай начатое. Когда стал выступать за ЦСКА, понял, что именно борьба поможет ему выжить, обеспечит приличный заработок, а мама сможет уйти на заслуженный отдых.
Тренировки и соревнования не помешали Ширвани окончить спортивный факультет Дагестанского государственного педагогического университета. К тому времени пришло к махачкалинцу признание и в борцовском мире. В двадцать лет он выиграл юниорское первенство Европы и впервые заслужил титул чемпиона России. Выступал в ту пору в категории до 84 кг.
Через два года борец перешел в престижный тяжелый вес и добился блестящих побед на чемпионате Европы, а затем на предолимпийском чемпионате России. Авторитет Мурадова особенно укрепился после триумфа в столице Китая. В Пекин он прилетел как мастер спорта международного класса, а в Махачкалу вернулся победителем XXIX Игр и заслуженным мастером спорта.
Ширвани сожалел, что не показал в Пекине все, на что способен. Объяснил:
– Я чувствовал очень большую ответственность. Вы представляете: вся страна, вся республика, все близкие мне люди смотрели, переживали за меня. Поэтому я боролся без права на ошибку…
Как бы хотелось, чтобы трезвая самооценка у прославленного борца родом из села Чапаево сохранялась как можно дольше. Олимпийским чемпионом он стал в 23 года. Можно не сомневаться – новые громкие победы на мировом уровне у Мурадова впереди.
Ему есть на кого равняться. Его кумир – Бувайсар Сайтиев, выросший в дагестанском Хасавюрте, на десять лет старше него. Ширвани был восхищен, когда на его глазах 33-летний земляк уверенно завоевал в Пекине третье олимпийское «золото». Тогда и решил вместе с верным тренером Алиевым: пора основательно готовиться к Лондонской Олимпиаде–2012.