Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №24/2009
Газета в газете "Спорт в школе"

Борьба на поясах

Немного истории

Еще недавно такие чисто национальные виды спорта, как борьба на поясах, можно было увидеть исключительно на народных праздниках, например, Сабантуях, где по­единки входили в обязательную программу. Но за последние годы интерес к таким состязаниям значительно возрос, и борьба на поясах из народной забавы превратилась в зрелищный вид спорта. И весьма перспективный. Борьба на поясах официально включена мировую сеть неолимпийских видов спорта, по нему проводятся чемпионаты России, Европы, мира. А с 24 по 29 октября в Ташкенте прошел VI чемпионат мира.

Считается, что своими корнями борьба на поясах уходит в глубину веков. Во время гуляний и народных праздников многие тюркские народы любили попробовать себя на подобных состязаниях. До сих пор у киргизов бытуют состязания безоружных всадников, где победителем признается тот, кто первым сбросит противника с седла на землю, захватив его за пояс. От тюрков эта игра перешла к восточным славянам, со своими правилами, но неизменным присутствием «главного инструмента» – пояса. Путешествовавший по России в XVIII веке академик И.Лепёхин отмечал в своих наблюдениях, что в состязаниях борцов «берут друг друга не за ворот, а за кушаки и употребляют обыкновенные при борьбе ухватки». Борьба на поясах была распространена в основном на юге России, в Поволжье, на Южном Урале, в Западной Сибири и на юге Украины.

Борьба на поясах была распространена и в Средневековье: тогда она являлась элементом военно-физической подготовки кочевников. Воины должны были уметь в случае необходимости с легкостью стащить с седла за пояс удиравшего противника. С давних времен приемы борьбы постоянно совершенствовались: борцы придумывали свои уловки и хитрости, у каждого народа были свои национальные, присущие только им приемы.

Самое раннее из известных упоминаний борьбы на поясах у русских содержится в мемуарах орловского помещика Н.И. Толубеева. Примерно этим же временем датируются и первые известные изображения борьбы на поясах: именно ее можно увидеть в Русском музее на картине художника И.Щедровского, написанной в 1837 году. Кстати, легендарный русский борец Иван Поддубный в зените славы стал чемпионом мира по борьбе на поясах.


Владимир Даль, рассматривая в своем «Словаре живого великорусского языка» традиционные виды борьбы, бытовавшие у русских, отмечал, что «татары и башкиры закидывают друг другу пояс за поясницу, не хватаясь за одежду и упершись левым плечом друг в друга, а перехватывать руками и подставлять носков не дозволяется».

Кураш

Заметное место в перечне видов борьбы на поясах занимает разновидность спортивной борьбы кураш, известная в Узбекистане более 3500 лет. Состязания устраивались по праздникам, во время свадеб и больших торгов. Позже кураш из простого развлечения превратился в самостоятельный вид спорта, со своими секретами и правилами.


Упоминания о борьбе кураш встречаются еще в VI веке: у кочевников ни одно мероприятие не обходилось без борьбы на поясах. Поясная борьба являлась не только важным элементом боевой подготовки воинов, но и ритуалом, поднимающим боевой дух. В старину перед сражениями двух орд устраивали поединки между двумя единоборцами, которые порой решали исход сражения между целыми армиями. Случалось и так, что после поединка единоборцев командующие враждебных сторон приходили к соглашению. Основа борьбы кураш сохранилась до наших дней – это бросок соперника за пояс на лопатки. Атлет должен не только обладать физической силой, но и прекрасно владеть техникой борьбы: постановка рук, ног и туловища – это навыки, которые отрабатываются годами. Раньше борцовский турнир длился иногда по 5–6 часов, до тех пор, пока не выявлялся абсолютный чемпион.

В начале 90-х годов XX века в Узбекистане началось активное возрождение этой борьбы. 6 сентября 1998 года в Ташкенте с участием представителей 28 стран Азии, Африки и Европы была создана Международная ассоциация борьбы кураш. А в апреле 1999 года был проведен первый чемпионат мира.

В 2003 году кураш был признан в качестве официального вида спорта Олимпийским советом Азии, который является подразделением МОК. В настоящее время поясная борьба кураш стала популярна и у женского пола. В частности, женщины уже участвуют в региональных и мировых чемпионатах. Много девушек было и на прошедшем в этом году чемпионате мира в Ташкенте. В пятом чемпионате мира по курашу на арену спорткомлекса «Узбекистан» вышли около 400 спортсменов из 68 стран, в том числе из России, Белоруссии, Украины, Польши, Туркмении, Афганистана и др. Соревнования проходили в восьми весовых категориях среди мужчин и в девяти – среди женщин.


Раньше борцы участвовали в состязаниях в обычной повседневной одежде: в мягкой кожаной обуви, в брюках и рубашке. Одежда атлетов была свободной, а для удобства обоюдного захвата они были обязаны бороться в матерчатых поясах – кушаках. В настоящее время рекомендуется новая спортивная форма одежды: кушак из мягкого материала длиной 180–220 см и шириной 50–70 см, специальная национальная одежда, удобная для борьбы. Эти требования необходимы для повышения класса борьбы, а также для унификации условий борьбы и приближения их к международным стандартам.

Танго на поясах

Наиболее характерной особенностью современного женского спорта является интенсивное освоение тех его видов, которые до недавнего времени считались привилегией только мужчин: футбола, хоккея, тяжелой атлетики и, конечно, единоборств. Так, с недавних пор к борьбе на поясах стали проявлять внимание и девушки, которые не только наравне с мужчинами могут красиво «за­ткнуть за пояс», но и порой обгоняют их в этом нелегком деле. Женский бой был включен в программу борьбы на поясах в 2003 году, и с тех пор количество участников состязаний с каждым сезоном растет.

Женщины борются на поясах только в вольном стиле, в трех весовых категориях: до 58 кг, до 66 кг и свыше 66 кг. По словам украинской спортсменки Натальи Смаги, борьба на поясах – вполне женский вид спорта. Говорит, что выбирать единоборство нужно, как платье, – подходит – не подходит: «Мне подошло идеально. По моему характеру, наверное. Всё нравится». Наталья работает детским тренером в школе в Виннице. У нее уже много учеников, осваивающих борьбу на поясах.

Главное отличие борьбы на поясах от других видов борьбы – спортсмены борются, держа друг друга за пояс крестным захватом. По правилам международной федерации в схватках разрешены все действия, способные перевести противника из положения стоя в положение лежа. Но существует одно обязательное для всех условие: борцы не должны отпускать захват. Победу одерживает тот спортсмен, который бросает своего соперника на спину.


– От несчастных случаев, конечно, никто не застрахован, – добавляет Наталья. – Основной принцип борьбы: если хочешь научиться бросать соперника, научись хорошо падать. По правилам схватки в борьбе на поясах могут продолжаться до четырех минут, но часто завершаются гораздо быстрее. Так, в Ташкенте спортсменка, проделавшая накануне долгий путь из Южной Африки, буквально вылетела из соревнований примерно через 15 секунд схватки. А самый стремительный поединок когда-то закончился чистой победой всего за две секунды.

Тренер сборной России Адулбяр Ниязбаев считает, что борьба на поясах не совсем подходит для женщин. «Это, конечно, мое сугубо личное мнение, но все-таки эта динамичная, быстрая и довольно сильная борьба – не для девичьих плеч. У нас есть броски с кружением – самые жесткие приемы, с помощью которых силачи поднимали соперников на уровень плеч и даже выше головы, кружили их вокруг себя и выполняли различные приемы: бросали через подставленное бедро, спину, или выполняли броски с зацепом снаружи. Или броски обвивом. В самбо эти приемы являются разновидностью зацепов. Эти «богатырские» виды бросков требуют огромной силы. Так что свою дочь я бы в борьбу на поясах не отдал. Но у женщин всегда возникало желание бороться, быть наравне с мужчинами, да и современные правила требуют включения женщин в программу. Вообще, спорт не имеет ни границ, ни национальности, – женщины более эмоциональны – расстраиваются, плачут, а иногда и кричат на судей. Мужчины более сдержанны, свои эмоции прячут за сжатыми кулаками».

Современное развитие

На ежегодных праздниках Сабантуй поединки на поясах являются обязательной частью программы, а победителю присваиваются лавры национального героя. В настоящее время совместно с ЮНЕСКО разработана специальная программа, согласно которой проводятся различные фестивали национальных видов спорта, готовятся профильные специалисты, открываются детские школы и секции. Президент Международной и Всероссийской федераций борьбы на поясах, советник по спорту при ЮНЕСКО по развитию традиционных видов спорта Риф Гайнанов уверен, что у борьбы на поясах – большое будущее. Обладатель Кубка мира по классической борьбе, заслуженный тренер России, Гайнанов смог собрать в единую структуру многочисленные разрозненные региональные спортивные сообщества, специализирующиеся на поясной борьбе, и поднять этот вид единоборств на качественно новый уровень. «Сейчас у сторонников нашего вида спорта появилась надежда на признание борьбы на поясах Международным олимпийским комитетом и включение ее в программу летней Универсиады, которая пройдет в Казани в 2013 году. А став официальной спортивной организацией, мы начали привлекать к соревнованиям региональные власти».

Риф Гайнанов

По словам президента федерации, главное на современном этапе развития – это международная пропаганда борьбы на поясах, ведь ЮНЕСКО – часть самой авторитетной международной структуры ООН. Это дает возможность способствовать развитию борьбы на поясах на всех континентах.

– Борьба на поясах – массовый вид спорта, – продолжает Гайнанов, – и мы восстанавливаем национальные традиции, привнося из них самое лучшее. Мы ни в коем случае не навязываем чужеродные правила. Наш принцип – простота. Человек, который пришел на соревнования, должен сразу сориентироваться в правилах и понять, что происходит на манеже. Должно быть понятно, кто выиграл и почему.


В настоящее время на официальных турнирах по борьбе на поясах соревнуются в двух видах: в классическом и вольном стиле. Основные изменения в современной борьбе на поясах заключаются в условиях проведения состязаний. Сейчас победитель определяется по балльной системе, кроме того, введены жесткие ограничения по времени. Ведь если бы боролись по старинке – «до лопаток», то соревнования могли бы длиться часами.

Фото Т.БЕЛОНОЖКИНОЙ

Владимир Петров

Рейтинг@Mail.ru