События. Факты. Комментарии |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На новый уровеньО медицинском обеспечении физического воспитания школьниковВ данном докладе, представленном на форуме «Россия – спортивная держава» (Казань, октябрь 2009 г.), рассматривается медицинский аспект проблемы организации оздоровления школьников на уроках физкультуры, а также предлагаются пути ее возможного решения. Проблема эффективной пропаганды здорового образа жизни и адекватной двигательной активности является одной из наиболее сложных и трудно решаемых. Ее изучению посвящено поистине гигантское количество работ самого различного ранга. Ведущие ученые и практические работники сферы физического воспитания на протяжении многих лет вновь и вновь вынуждены возвращаться к этой теме. Нам же хотелось бы затронуть три важных вопроса. Во-первых, стоит задуматься: готовы ли мы к качественному медицинскому обеспечению повышенной двигательной активности? Как показали полученные данные (см. табл. 1), из 4907 учащихся, осмотренных за 5 лет, только 2347 человек (47,8%) от общего числа по состоянию здоровья были признаны пригодными для занятий физической культурой в основной группе; 255 учащихся (5,2%) были освобождены от занятий физической культурой, 360 (7,3%) – зачислены в подготовительную и 1462 (29,8%) – в специальную группы; 483 ученикам (9,8%) рекомендованы занятия ЛФК. Соответственно, возникает следующий вопрос: какие диагнозы являются основанием для освобождения учащихся от занятий физической культурой или зачисления их в специальную медицинскую группу? По полученным нами данным, в подавляющем большинстве случаев речь идет о пограничных состояниях, наиболее эффективным методом коррекции и профилактики которых является именно повышенная двигательная активность. К сожалению, процесс формирования медицинских групп для занятий физической культурой в учебных заведениях в настоящее время не имеет единой регламентирующей основы. При этом:
Таблица 1 Количественный состав медицинских групп, сформированных в период с 1999 по 2003 гг. из числа учащихся школ
В результате на сегодняшний день огромный процент учащихся безосновательно освобождены от занятий физической культурой либо отнесены к специальной медицинской группе. Отсутствует также законодательная база, которая определяла бы перечень специалистов, имеющих право оформления соответствующих документов. Практически любой врач и даже школьная медицинская сестра, весьма далекие от спортивной медицины, могут выдать необходимые справки и на весь период обучения в школе освободить ребенка от занятий физической культурой. Когда же такого юношу вызывают на призывную комиссию, оказывается, что диагноз, с которым он так сжился, не является противопоказанием для службы в армии. Пагубные последствия таких случаев совершенно очевидны. Третий вопрос заключается в том, правильно ли мы организуем занятия физической культурой в школах. Как показали результаты проведенных нами исследований, отечественные программы по предмету «физическая культура», регламентирующие содержание процесса физического воспитания в образовательных учреждениях, не отвечают основным требованиям, предъявляемым к организации и содержанию оздоровительных форм массовой физической культуры. Блочный метод построения занятий, отсутствие систематического использования упражнений, направленных на развитие выносливости, функциональной силы основных постуральных мышц и координационных возможностей, являются причиной недостаточной эффективности уроков физической культуры и, как следствие, низкого уровня развития всех физических качеств в среднем у 20–40% учащихся. В настоящее время у подавляющего большинства детей наблюдаются дисплазия соединительной ткани, отставание костного возраста от паспортного и функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата в виде сколиотической деформации позвоночника, продольного и поперечного плоскостопия, мышечных дисбалансов. Это обусловливает необходимость исключения из программы школьного физического воспитания целого ряда афизиологичных общеразвивающих упражнений, которые могут усугубить существующие нарушения или явиться причиной острых травм опорно-двигательного аппарата. В качестве примера можно привести упражнения типа «Плуг», «Березка», а также вис прогнувшись на гимнастической стенке (см. рис.1):
Рис. 1. Запрещенные упражнения При выполнении этих упражнений возникает очень большое давление на шейный отдел позвоночного столба, что нередко приводит к растяжению связочного аппарата, компрессии дисков и формированию нестабильности в данном отделе позвоночника. Еще один пример – прямые кувырки через голову вперед и назад (см. рис. 2). Технически правильно выполненный кувырок не несет никакой опасности для здоровья ребенка; в то же время именно после неправильного выполнения кувырков, особенно назад, дети получают самое большое число острых травм шейного отдела позвоночника. Рис. 2. Кувырки вперед и назад Медицинское обеспечение массовых оздоровительных форм физической культуры, включая физическое воспитание в дошкольных и образовательных учреждениях, на сегодняшний день не отвечает необходимым требованиям, о чем свидетельствует прогрессирующее увеличение в их рамках числа случаев внезапной смерти. В целях повышения эффективности и безопасности массовых форм оздоровительной физической культуры следует в ближайшее время обсудить целый ряд вопросов, касающихся основных направлений совершенствования медицинского обеспечения повышенной двигательной активности, для развития и поддержания физических кондиций лиц различного возраста и пола, и выйти с предложениями на департаменты соответствующих министерств. Перечень первоочередных задач, которые необходимо решить в ближайшее время, представляется нам следующим:
Татьяна Виленская ; |