Немного истории
«Летающих лыжников» придумали норвежцы. Затяжные зимы, обилие снега, холмистая местность, горы – всё это отражалось на их жизни, приучало их с детства стремиться быть сильными и духом, и телом. Иначе невозможно противостоять каверзам суровой природы. Для каждого норвежца умелое передвижение на лыжах так же привычно и естественно, как для всех других народов – обычная ходьба.
Вблизи Осло на горе Холменколлен высится большой лыжный трамплин. На нижнем его этаже разместился уникальный спортивный музей. Особая гордость норвежцев – обширная коллекция самых разнообразных лыж, от древних до современных. Музейные работники рассказывают, что лыжный спорт развивался не только вширь, вовлекая в свою орбиту все больше скандинавов, но и ввысь: были изобретены специальные трамплины для прыжков на лыжах. Сохранилось имя норвежца Нордхайма, который в 1866 г. на трамплине в местечке Телемарк совершил рекордный по тем временам прыжок на 19 м.
К началу XX века высшее достижение «летающих лыжников» достигло отметки 35 м. Через 36 лет австриец Й.Брадль первым в мире преодолел 100-метровый рубеж. Его соотечественник Р.Бахлер в 1968 г. совершил полет на 154 м. Когда появились сверхмощные трамплины, результаты прыгунов резко выросли. Во многом этому способствовали чемпионаты мира по полетам на лыжах, которые проводятся с 1972 г. Победитель чемпионата мира 1985 г. финн Матти Нюккянен в лучшей попытке улетел на 191 м и после удачного приземления неожиданно заявил: «Эта дальность совпала с критической границей. Говорю ответственно: дальше спортсмену грозит смерть. Наш вид спорта не должен гнаться за сверхрекордами».
Международная федерация лыжного спорта приняла решение прекратить «безумную гонку за длиной». Теперь, если прыгун превысит отметку 191 м, соревнования приостанавливаются, а гора разгона уменьшается.
Эволюция движений в полете
Лыжи у прыгунов более длинные и широкие, чем беговые. Изготавливаются они из прочных пород деревьев. Длина – 240–255 см, ширина в носке – 105 мм, посередине – 85 мм, в пятке – 97 мм. Носки и пятки окантованы металлическими пластинками, на скользящей, покрытой пластиком поверхности – 3–6 направляющих желобов. Вес прыжковых лыж – от 6,5 до 12,5 кг. Крепления для ботинок у «летающих лыжников» надежны и прочны.
Значительная эволюция произошла в технике движений. Вплоть до стартов в Шамони с трамплина прыгали в вертикальной стойке. Потом появилась новинка: в полете прыгун слегка наклонял туловище вперед и вытягивал над головой руки. Более эффективным оказался прыжок, придуманный норвежцами: после отталкивания уже в воздухе спортсмен начинал энергично вращать руками и, наклонив туловище вперед, как бы ложился на образовавшуюся воздушную подушку. А еще через 20 лет финны разработали так называемую аэродинамическую технику полета: прыгуны стали прижимать руки к туловищу и как бы ложиться на параллельно сведенные лыжи.
Проведение соревнований
Оцениваются результаты прыжков с лыжного трамплина на международных соревнованиях пятью судьями: техника (стиль) исполнения – по 20-балльной системе, а длина прыжка – по специальной таблице. Самая высокая и самая низкая оценки не учитываются, остальные суммируются. Любопытно, что новаторство Яна Боклева, начавшего разводить в полете носки лыж в стороны, арбитры долго не поощряли. Наоборот, выставляли за стиль мизерные оценки.
Участникам соревнований предоставляется по три попытки: первая – пробная, другие две – зачетные. По сумме баллов этих зачетных прыжков определяется окончательных результат.
Удивительно красивое, волнующее и захватывающее это зрелище: разогнавшись по крутизне с макушки лыжного трамплина, отважный спортсмен на предельной скорости совершает с отвесного стола обрыва мощное отталкивание и птицей взмывает в синеву. Время отсчитывает мгновения, а человек, чуть ли не слившись с лыжами, красиво парит над землей, словно легендарный Икар, а потом плавно снижается на гору приземления.
Российские звезды трамплина
Первый чемпионат нашей страны, разыгранный в 1926 г., принес успех ленинградцу В.Воронову: ему удался самый длинный прыжок с трамплина – 18,5 м. Интерес молодежи к смелым полетам резко вырос после того, как прыжки с лыжного трамплина были включены в комплекс ГТО. Решающее значение для подготовки настоящих мастеров сыграли новые мощные трамплины, построенные заново или вместо прежних примитивных в Москве, под Ленинградом, в Свердловске и других городах.
Самый большой гигант тех времен вырос близ Красноярска на берегу Енисея. Именно с него москвич К.Кудряшов весной 1940 г. совершил рекордный для нашей страны прыжок – на 82 м. И все же наши лидеры значительно отставали от зарубежных асов. Это показал чемпионат мира 1954 г. в Фалуне. Там, где советские гонщики произвели на лыжне переполох: Владимир Кузин победил на дистанциях 30 и 50 км, а Любовь Козырева была первой на дистанции 10 км и в эстафете, выступления наших прыгунов оказались провальными. Ведущим специалистам пришлось коренным образом перестраивать учебно-тренировочный процесс.
Дела пошли на лад, когда на приволжских кручах в Горьком появился каскад учебных трамплинов и возвышающийся над ними гигант. Сюда приезжали лучшие мастера страны, совершенствовали технику прыжка, обретали смелость и уверенность. Первым прорыв на мировом уровне удался москвичу Николаю Каменскому. На VIII зимних Играх-1960 в Скво-Вэлли он вплотную приблизился к олимпийскому пьедесталу – занял четвертое место. Зато в Закопане, где в 1962 г. разыгрывался очередной чемпионат мира, Каменский продемонстрировал великолепные прыжки и завоевал серебряную медаль. Опередить его смог только спортсмен из ГДР Хельмут Рекнагель.
Русский Икар
Час наших «летающих лыжников» настал в 1968 г. на Олимпиаде во французском Гренобле: золотую медаль в соревнованиях на 90-метровом трамплине завоевал Владимир Белоусов.
Французские журналисты нарекли победителя русским Икаром. Гренобльская газета «Олимпик суар» поместила на видном месте большой портрет Белоусова с таким комментарием: «Это было необычайное по красоте, яркости и напряженности спортивной борьбы зрелище, в котором главную роль с блеском исполнил Владимир Белоусов. Ему пришлось выдержать острую конкуренцию со стороны норвежцев Грини, Виркулы и особенно чехословацкого спортсмена Рашки. Однако Белоусову удалось покорить и зрителей, и судей. Его прыжки, отлично сочетающие мощь, дальность с великолепным стилем, летящий силуэт этого спортсмена надолго запомнятся всем, кому посчастливилось быть в этот день в Сен-Низье».
В тот день первым поздравил нашего пока единственного олимпийского чемпиона среди прыгунов с трамплина его верный наставник – Аркадий Федорович Воробьев, у которого в спортшколе «Локомотив» он тренировался с детства. На финише удачной зимы Белоусов отправился в Холменколлен, где на традиционных международных соревнованиях завоевал два королевских кубка, за что его имя внесли в музей спортивной славы Норвегии…
В Гренобле выступал и Гарий Напалков из города Горького (ныне – Нижний Новгород). Однако ему не повезло: при пробном прыжке со среднего трамплина он неудачно приземлился, упал и сильно ударился головой о ледяной бортик. С дистанции не сошел и в итоге занял 14-е место. Его звездный час пробил через два года в Высоких Татрах, где близ чешского городка Штребска-Плесо разыгрывался чемпионат мира 1970 г.
Обе золотые медали, разыгранные на среднем и большом трамплинах, достались Напалкову. Много лестных отзывов опубликовали зарубежные газеты о молодом двукратном чемпионе мира. С большой похвалой отозвался о победителе и серебряный призер Иржи Рашка: «Если бы я выиграл у Напалкова, я был бы суперчемпионом. Но для этого нужно чудо, а чуда не случилось».
В будущее – без оптимизма
Президент Федерации прыжков на лыжах и лыжного двоеборья России Владимир Славский с горечью поведал: «За рубежом ребенок одет с иголочки. Выходит и идет с тренером на подъемник. И ни о чем не думает. А мы берем 18-летних и везем за границу, чтобы впервые показать настоящие трамплины. Вот вам и разрыв – 8–10 лет… Между прочим, чтобы прилично экипировать юного прыгуна, требуется как минимум тысяча долларов. У нас же высококачественный инвентарь вовсе не производят». Средства на возведение новых эстакад или реконструкцию старых никто не выделяет. Опытные специалисты давно не у дел, поскольку специализированные спортшколы закрылись, хотя давно известно, что настоящих воздушных асов надо готовить с малых лет.
Прыгуны теперь разыгрывают еще один комплект наград – в командных соревнованиях. «Подросли» и трамплины – до 90 и 120 м.
Шагаем в будущее без оптимизма. Хотя какие-то надежды появились: прекрасным подарком «летающим лыжникам» послужат сочинские объекты, которые появятся неподалеку от Красной Поляны, а также намечено воздвигнуть комплексы современных трамплинов в Токсово под Петербургом, в Москве, Екатеринбурге.