В рамках Первого всероссийского спортивного форума «Россия – спортивная держава» Президент России Дмитрий Анатольевич МЕДВЕДЕВ побывал в гимназии № 177 г. Казани и посетил открытый урок по физкультуре, который вел преподаватель школы № 55 Андрей ЕВДОКИМОВ, в марте прошлого года получивший звание «Учитель года». Предлагаем вашему вниманию разработку его занятия по лыжной подготовке. |
Задачи урока:
– обучение одновременному бесшажному ходу;
– повторение и закрепление техники попеременного двухшажного хода;
– повторение правил поведения на занятиях лыжной подготовкой и пользования лыжным инвентарем.
Инвентарь: лыжи, палки, ботинки, флажки.
Подготовительная часть
После построения, рапорта и сообщения задач урока дети передвигаются в колонну по одному: сначала с лыжами в руках, потом на лыжах по лыжне до учебного круга ранее изученными ходами.
Затем мальчики проходят 5 учебных кругов, а девочки – 3 круга. Длина круга – 100–150 м.
Разминка
Дети выполняют следующие упражнения, соблюдая дистанцию 1–2 м.
1. Попеременное движение рук, как при попеременном двухшажном ходе, стоя на месте, согнув ноги в коленях, центр тяжести – на передней части стоп (стойка лыжника).
2. И.п. – палки вверх, руки на ширине плеч.
1 – поворот туловища вправо, палку на грудь;
2 – и.п.;
3 – поворот туловища влево, палку на грудь;
4 – и.п.
3. Наклоны туловища вперед, удерживая палки за спиной.
Основная часть
Обучение
При обучении одновременному бесшажному ходу вначале делается акцент на одновременном выносе и постановке палок на снег.
1. В стойке лыжника вынести палки махом вперед до уровня груди, руки слегка согнуты в локтях, кисти на ширине плеч. Медленно опустить палки к месту толчка под острым углом. Повторить несколько раз.
2. Стоя на месте, обозначить вынос и постановку палок в снег, выполнить отталкивание.
Характерные ошибки:
– незавершенный толчок руками, в результате чего палки остаются в снегу, руки не расслабляются;
– отталкивание одними руками, туловище не участвует в толчке;
– раннее начало отталкивания (провисание на палках).
Чтобы предупредить ошибки, учитель заранее акцентирует внимание детей на согласованности в работе туловища и рук при одновременном толчке палками, используя для этого следующие упражнения:
1. Стоя на месте, обозначить постановку палок на снег. Сгибая туловище, с нарастающей силой произвести толчок, заканчивая его руками до полного их выпрямления.
2. При скольжении под уклон вынести палки вперед, поставить их в снег и выполнить отталкивание, затем расслабить руки и свободно вынести их вперед.
3. То же при скольжении на равнине по хорошо накатанной лыжне.
Методические указания:
– необходимо следить за согласованностью движений туловища и рук при отталкивании палками;
– вынос палок и их постановка на снег должны быть одновременными;
– туловище должно включаться в работу своевременно и активно;
– толчок руками должен быть сильным, быстрым и завершаться полным выпрямлением рук по окончании толчка;
– нужно следить за наклоном туловища в начале отталкивания палками и выпрямлением после толчка.
Повторение
Повторяя и закрепляя с учащимися технику попеременного двухшажного хода, учитель вначале обращает внимание на вынос и постановку палок.
1. В стойке лыжника опустить руки вниз до положения: кисти у бедер, палки сзади параллельно лыжам. Медленно вынести вперед правую руку, поднимая кисть до уровня плеча, слегка согнуть ее в локте, направив нижний конец палки назад. Зафиксировать это положение палки. Повторить несколько раз правой и левой рукой, следя за правильным положением руки и палки.
2. То же, но после выноса палки воткнуть ее в снег у носка ботинка.
Затем детям предлагаются упражнения для закрепления техники скользящего шага:
1. Передвижение скользящим шагом, держа палки за середину.
2. Продвижение скользящим шагом, сопровождая каждый толчок ноги толчком разноименной руки. При этом важно сохранять правильную стойку лыжника, попеременное одноопорное скольжение и энергично отталкиваться ногами, вес тела полностью переносить на опорную ногу, а толчковую ногу после завершения отталкивания расслаблять.
Характерные ошибки:
– передвижение на прямых ногах;
– отсутствие плавных ритмических движений;
– широкая постановка палок;
– нарушение координации движений (согласованности движений рук и ног).
Игра «Кто дальше?»
Все играющие делятся на две команды и выстраиваются в колонну по одному. Перед каждой колонной флажками обозначены условные линии и проложена лыжня. По сигналу учителя первые номера расталкиваются одновременным бесшажным ходом до флажков (условной линии), а затем скользят, стараясь проехать дальше. Тот, кто сможет продвинуться дальше всех, приносит своей команде два очка, проигравший – 1 очко.
Затем проводится забег для вторых номеров, и т.д. Побеждает команда, которая набрала больше очков.
По ходу игры учитель отмечает лучших учеников, объясняет детям допущенные ошибки и помогает исправить их. Учитель может отметить успех команды-победительницы высшим баллом.
Заключительная часть
Школьники возвращаются с учебного круга, снимают лыжи, перестраиваются в колонну по два и идут в школу, затем выполняют упражнения для развития гибкости: наклоны вперед, назад и в стороны, повороты вправо и влево, после чего выстраиваются в шеренгу. Учитель подводит итоги занятия, отмечает лучших и сообщает домашнее задание: повторить пройденный материал и подготовиться к сдаче контрольных нормативов.
Фото Б.Чубатюка