Конкурс «А ну-ка, парни!» можно проводить не только накануне Дня защитника Отечества, но и каждую четверть. Главная его задача – привлечение учеников к регулярным занятиям физической культурой, пропаганда здорового образа жизни. Участвовать в нем могут мальчики всех параллелей. И хотя каждый класс представляет команда только из четырех человек, задействованными в подготовке к конкурсу оказываются все. В данной статье представлен пример конкурсной программы для учащихся 8–9-х классов.
Организация мероприятия
Программа соревнований вывешивается в школе на видном месте за 1–1,5 месяца до их начала. Это дает возможность школьникам хорошо подготовиться к встрече, и, что самое главное, они начинают активно заниматься физическими упражнениями, так как попасть в сборную команду класса – а этого хотят многие школьники – можно только выиграв отборочные соревнования, которые проводятся за одну-две недели до начала конкурса. Чтобы стимулировать школьников, которые не попали в сборную, организуют конкурсы болельщиков по той же программе в перерывах между встречами основных участников, и их результаты идут в общий зачет команды. А поскольку болельщики вызываются по жребию, то к соревнованиям готовятся все. При такой организации конкурс, несмотря на малочисленный состав сборных, носит массовый характер.
Соревнования проходят как лично-командные. Участники делятся на пары. В борьбе распределение происходит по весу, в остальных видах – по жребию. Конкурс проводится в несколько туров. За победу в каждом упражнении участнику начисляется 1 очко.
Победители I тура, которые определяются по наибольшей сумме очков, выходят в первую группу II тура, проигравшие — во вторую и продолжают соревнования в группах. В первой группе определяется победитель конкурса, а участник, проигравший ему в финале, соревнуется с победителем второй группы за 2–3-е места.
Командные места распределяются по сумме очков, заработанных участниками и болельщиками во всех встречах.
Перед закрытием конкурса юные спортсмены выстраиваются в шеренгу. Призеры поднимаются на пьедестал почета, их награждают грамотами, а чемпиона, кроме того, – лентой с надписью «Чемпион соревнований “А ну-ка, парни!”». Команде-победительнице вручается специальный переходящий приз. Затем все участники во главе с призерами совершают под музыку круг почета.
Конкурсная программа
Первая часть конкурса состоит из серии упражнений, в ходе выполнения которых команды набирают очки.
1. Штрафной бросок в баскетбольную корзину – 5 попыток. За каждое попадание — 1 очко.
2. Перетягивание каната – соревнуются по два участника от каждой команды две команды. За победу – 1 очко.
3. Подтягивание. Каждый участник должен подтянуться 10 раз. За правильное выполнение начисляется 1 очко, за подтягивание от 7 до 9 раз – 0,5 балла, меньше 7 раз – 0,25 балла. Баллы суммируются, результаты заносятся в сводную ведомость конкурса.
4. Борьба вольная в партере – две схватки по 1 мин. Школьники борются поочередно: один сверху, другой снизу, затем меняются. Побеждает тот, кто положит соперника на обе лопатки и наберет больше очков: за каждый выполненный прием – 2 очка, за незаконченный прием – 1 очко, за инициативность – 0,5 очка, за пассивность – 1 штрафное очко.
5. Команды отвечают на вопросы:
• Каково значение занятий физической культурой и спортом в жизни человека?
• Какие физические качества развивает бег на короткие и длинные дистанции?
За полный ответ – команда получает 2 очка, за неполный – 1 очко.
Физкультурная викторина
Участники команд отвечают на вопросы, выбрав правильный ответ.
1. В какой игре используется самый легкий мяч?
а) в волейболе;
б) в баскетболе;
в) в регби;
г) в настольном теннисе.
2. Как выглядит эмблема Олимпийских игр?
а) пять переплетенных колец;
б) семь переплетенных колец;
в) ромб;
г) квадрат.
3. Сколько шашек в русских шашках и фигур в шахматах?
а) 14, 18;
б) 12, 16;
в) 10, 14;
г) 16, 20.
4. Какие снаряды метают из-за головы?
а) мяч, гранату, копье;
б) гранату, диск, ядро;
в) копье, гранату, диск.
5. Кто является инициатором возобновления Олимпийских игр и основателем современного олимпийского движения?
а) Петр Францевич Лесгафт;
б) Пьер де Кубертен;
в) Хуан Антонио Самаранч;
г) Петр I.
6. Кто из всемирно известных шахматистов является создателем русской шахматной школы?
а) Ботвинник;
б) Карпов;
в) Чигорин;
г) Таль.
7. Сколько фальстартов допускается на беговых дистанциях в легкой атлетике?
а) 5;
б) 1;
в) ни одного;
г) 3.
Правильные ответы: 1 – г; 2 – а; 3 – б; 4 – а; 5 – б; 6 – в; 7 – б.
Фото автора и Н.Журавка