Фристайл
Навстречу зимней Олимпиаде-2010
Как всё начиналось
Считаться создателем того или иного вида спорта престижно. У фристайла было несколько претендентов на эту роль.
В американском городе Нью-Гэмпшире в 1971 г. прошли необычные, но строго регламентированные лыжные соревнования. Организовал их знаменитый норвежский горнолыжник Стейн Эриксен – обладатель золотой медали в гигантском слаломе VI зимних Игр в Осло. После завершения спортивной карьеры олимпийский чемпион переехал в США, куда его пригласили потрудиться тренером по горным лыжам.
Эриксен не ограничился занятиями с голливудскими звездами и бизнесменами. Вместе с энтузиастом Даутом Пфейфом он начал осмысливать разрозненных направлений нетрадиционных лыж. Тогда-то к фристайлу в воздушной акробатике присоединились могул и балет.
Мало кто возражал, что представление широкой публике трех главных разновидностей фристайла в Нью-Гэмпшире служит отправной точкой отсчета лыжной новинки. Впрочем, нашлись и несогласные. Норвежцы уверяли, что за сто лет до американцев именно их предки совершали акробатические прыжки на лыжах. Известно и другое. Трюки кувыркавшихся в воздухе лыжников в начале прошлого столетия у норвежцев позаимствовали другие европейские страны, нашлись энтузиасты и в России. Газета «Московские ведомости» за 1911 г. поведала, что на Воробьевых горах по выходным члены Московского клуба лыжников устраивают необычные прыжки. Некоторые улетали так далеко, что успевали в полете снять куртку.
Германия, в свою очередь, выдвинула права на лыжный балет и представила в качестве доказательства изданную в 1926 г. книгу о лыжном балете. Ее автор Фриц Руэль, заядлый лыжник и альпинист, описал многие фигуры, которые через десятилетия легли в основу современного лыжного балета. Впрочем, пальму первенства у немцев никто и не оспаривает, поскольку балет в олимпийскую программу пока не пробился.
Виктор Горбунов