В фокусе внимания |
||
Услышать друг другаУчителя и администраторы рассуждают об уроке физкультурыЭто был интересный и очень необычный разговор. Меня пригласили в город Пугачёв Саратовской области на встречу с учителями физической культуры и работниками администраций школ. «Наверное, стоит встретиться с ними по отдельности!» – начала возражать я, опасаясь, что откровенного разговора между учителями и директорами школ не получится. «Напротив, это будет очень интересная беседа, – стали успокаивать организаторы. – Им полезно послушать друг друга». И оказались правы… Говорили о том, каким должен быть хороший урок физкультуры, – тема важная и для педагогов, и для администрации, курирующей этот предмет. Директора и завучи оказались более активными – наверное, так и должно быть? – и первыми взяли слово: – Урок должен быть развивающим, интересным, с учетом индивидуальных особенностей и возможностей всех учащихся. На уроке мы обязательно обращаем внимание на физическое и психологическое состояние детей, смотрим, как они воспринимают задания учителя, как оценивают его работу. Важно, чтобы все хотели заниматься, – ведь дети такие разные. Учитель должен видеть всех, помогать каждому ребенку добиться желаемого результата: важен индивидуальный подход. Услышав такие требования к урокам, я высказала сомнение в том, что их проведение возможно, – ведь у учителей есть программа, которая должна быть пройдена с классом за определенное количество часов и освоена всеми учениками. Те, кто действительно индивидуально подходит к каждому ученику, неизбежно не выполняют (с кем-то из ребят) государственную программу по предмету, и именно на это обычно им указывает администрация школы при всевозможных проверках. После этого утверждения к разговору подключились педагоги: – Хотелось бы, чтобы директора школ и завучи тоже старались найти индивидуальный подход к каждому учителю, в том числе и к учителю физкультуры. – Вот это точно. Все говорят об индивидуальном подходе, и это правильно. Только начинать надо с директора школы: именно он должен своим примером показывать, как можно и нужно видеть в людях индивидуальность, и делать это, в первую очередь, при анализе работы учителей школы.
Слова учителей немного удивили представителей администрации школ, но никто не стал спорить: конечно, надо искать индивидуальный подход к каждому. Было удивительно приятно видеть такое единодушие, но именно в тот момент я вспомнила письма наших постоянных читателей, в которых говорилось совсем о другом. К сожалению, часто не только директора и завучи школ, но и методисты, требуя индивидуального подхода от учителей, демонстрируют жесткую, бездумную авторитарность и полное нежелание понять, почему учитель работает именно так, а не иначе. И под разными предлогами забывают о материально-техническом оснащении спортивного зала, которое необходимо для преподавания физической культуры. Во время этого разговора директора согласились, что они должны анализировать работу учителей физической культуры аккуратно, учитывая специфику учреждения и особенности каждого конкретного учителя. И продолжили свои размышления: – Детей не обманешь. Главный критерий того, хорошо работает учитель физкультуры или плохо, – количество учеников, не желающих заниматься. Если ребятам интересно на уроках – они работают, нет – приносят справки и отсиживаются. Чтобы понять, как работает учитель физкультуры, нужно идти не на урок, а… в медицинский кабинет. И узнать, сколько ребят каждый день приходят за освобождением от уроков. Если их много – значит, в работе учителя физкультуры что-то не клеится. Настало время для предъявления своей позиции учителями физкультуры: – Задания на уроках должны быть разными. В то время как одни уже устали, другие только начинают получать удовольствие от нагрузки. Нужно придумывать постоянно что-то новое и вводить задания игрового характера. Группы должны быть одноуровневые, чтобы у каждого была возможность победить. И конкуренция, и соревнования должны быть внутри групп. – Но слабый никогда не победит сильного! – Нужно предложить много разных игр – тогда каждый сможет победить. – Нужны и компьютеры, и видеоаппаратура: поставь видеотренировку, и многие будут заниматься. Потому что не все дети игровые, не все стремятся к победе над другими – многие предпочитают заниматься в одиночестве, побеждая только самого себя. – Правильно! А то ведь в школах далеко не всегда есть даже простой магнитофон, а тем более – колонки, видеоаппаратура, компьютер. Взгляды учителей обратились к сидящим напротив директорам, которые дружно начали что-то записывать в своих тетрадях. – Дети любят делать то, что они хорошо умеют. Работа должна строиться таким образом, чтобы ребята учились что-то делать и могли достигнуть намеченной заранее цели. Причем работать надо не просто ради работы, а ради конечного результата. Если ученик увидит, что учитель действительно хочет его научить чему-то, он начнет заниматься с полной выкладкой, чтобы достигнуть намеченной совместно с учителем цели. А если педагог работает только за зарплату… – Мы привлекаем родителей для проведения спортивных мероприятий, чтобы они начали относиться к физкультуре более серьезно. А еще вывешиваем на стенд результаты различных школьных соревнований – и тогда начинаются состязания между классами. Если в одном зале проводятся уроки с детьми из разных классов, стараемся тоже устроить соревнования. Младшие хотят обыграть старших, старшие делают всё, чтобы победа была за ними, – и начинают заниматься все, даже те, кто не хотел этого делать раньше. – Мы должны относиться к ученикам как к объектам нашей работы, а не как к субъектам общения. Если ребенок выкрикнул что-то, мы так реагируем на это, словно произошло нечто из ряда вон выходящее, иногда даже мстить начинаем. На детские шалости и даже на грубость не надо обращать внимания. На наших уроках можно не только укреплять физическое тело, но и влиять на духовное развитие детей. Например, используя простые надувные шары, поговорить с детьми о жизни и смерти. Представить, что шар – это человек. Надувать шар – словно вдыхать в него жизнь. Ребята любят такие уроки. Я не могла удержаться и возразила: как же можно относиться к ребенку как к объекту? Дело в том, что для меня такой подход невозможен. Объект потому и объект, что он души не имеет, в отличие от ребенка. Оказалось, что педагог имел в виду совсем другое и на самом деле общается с каждым ребенком как с субъектом образования, имеющим право не только на исполнение воли учителя, но и на ошибки и переживания. Это пояснила мне завуч его школы: – Может быть, он неточно выразил свою позицию – я попробую пояснить. Он имел в виду, что нужно учитывать психологию каждого ребенка. Если на уроке складывается сложная ситуация: например, ребенок грубит или как-нибудь по-другому нарушает дисциплину, – педагог не имеет права грубить или обижаться в ответ. Учитель обязан спокойно проанализировать ситуацию, понять, почему произошло то, что произошло, и найти способ выхода из конфликта. И нужно учитывать то, в каких условиях вы работаете. А еще он уверен, что можно добиться высоких результатов при любых условиях, даже без спортивного зала и с минимальным инвентарем, – было бы желание!
Учителя сразу стали спорить: – Без материальной базы работать трудно, а порой невозможно. Одним детям нравятся силовые виды спорта, другим – игровые. Чтобы дать всем возможность выбора, нужны средства. И при этом, если мы говорим о культуре физической, мы обязаны сделать так, чтобы дети зашли в спортзал и почувствовали: им хочется туда вернуться, потому что там красиво, чисто, спокойно, интересно и полезно. – Материальную базу нужно не только создавать, но и постоянно поддерживать! На ремонт спортивного зала практически не выделяется средств. Он производится по остаточному принципу: туда вкладываются средства, которые остались после общего ремонта школы. Но на это чаще всего денег вообще не остается… – У нас в обществе отношение к уроку физкультуры очень плохое. Большинство взрослых с уверенностью утверждают: «Физ-ра?! Ее и прогулять можно, ничего страшного не случится!» Только в последнее время появилась мода на активный физический отдых, но у очень небольшого числа россиян. Для большинства людей лучший отдых – поспать. Как ввести моду на занятия физкультурой? Это возможно только в одном случае: если сегодняшние ученики полюбят спорт, физкультуру и в будущем передадут свое отношение к этому предмету своим детям. Именно с целью формирования и развития привычки к здоровому образу жизни в Пугачёве совсем недавно построили новый ФОК (физкультурно-оздоровительный комплекс). Но там проводятся в основном либо занятия спортивных секций, либо платные. Среди участвующих в разговоре был и представитель администрации Пугачёвского района Андрей ПЕШКОВ. Как только был поднят вопрос об использовании ФОКа, он взял слово: – Во время строительства ФОКа было много споров. В результате мы создали автономное муниципальное учреждение. Ежедневно с 8 часов утра до 6 часов вечера наш ФОК работает по муниципальному заказу администрации района. В этот заказ были включены занятия некоторых секций спортивных школ города, занятия для Дома творчества и других учебных заведений. До настоящего времени общеобразовательные школы не подавали официальных заявок на проведение в ФОКе уроков, но это вполне возможно. В ФОКе есть не только спортивный зал, но и тренажерный, и бассейн. Думаю, что в нашем бассейне можно было бы проводить уроки плавания, но при одном условии: школьники будут приходить организованными группами, с педагогом, который отвечает за весь процесс обучения и за технику безопасности при обучении плаванию. Чтобы начать эту работу, нужно оформить официальное заявление в муниципалитет. Для школ это будет бесплатно. Директора сразу начали уточнять, когда и куда можно подавать заявления. Будем надеяться, что взаимодействие ФОКа с общеобразовательными школами будет налажено и ребята из небольшого райцентра Пугачёв получат возможность бесплатно научиться плавать. Мне показалось, что люди, собравшиеся вместе в тот день, смогли услышать друг друга. И захотелось верить, что когда-нибудь в России наступит счастливое время: – качество работы учителей перестанут измерять по количеству побед их учеников в спортивных соревнованиях; – станут вкладывать средства в физическую культуру, а не только в большой спорт; – управленческие структуры всех уровней научатся слышать просьбы и предложения учителей и директоров школ и поддерживать тех, кто работает в системе образования не за зарплату, а ради детей.
Ольга Леонтьева , |