Методика |
Больше – меньшеО распределении нагрузки на уроках физической культурыСпоры о том, сколько уроков физической культуры должно быть в неделю, ведутся уже давно. Автор данной статьи предлагает рассматривать этот вопрос более профессионально, анализируя значение занятий физкультурой для развития основных физических качеств. ИллюзииВ качестве темы данной статьи хотелось бы обозначить вопрос, который возникал постоянно еще давно, когда один из нас тренировал профессиональные команды по мини-футболу. Тогда казалось, что если на каждой тренировке заниматься всем понемногу, то суммарный результат, прирост уровня игры команды окажется наибольшим. Занятия включали все возможные аспекты игры, были универсальными. Однако со временем иллюзия исчезла. Прежде всего, стало понятно, что игра требует максимального проявления тех или иных физических качеств, а не устойчивого воспроизведения результатов среднего уровня. Поэтому появились специализированные, узконаправленные тренировки для развития силы, выносливости. Они есть в практике любой профессиональной команды и проводятся до отказа. В последующие три дня высокие нагрузки обычно не практикуются. Потом возник соблазн впасть в другую крайность – вовсе заменить общеразвивающие тренировки узкопрофильными. Естественно, возник вопрос: в каких пропорциях должны существовать универсальные и специализированные тренировки? Ответ на него существует в науке лишь отчасти – пока это тоже тема для дискуссии. ИдеиМысль о данной статье возникла в связи с недавним решением Президента Д.Медведева об увеличении числа занятий физической культурой в школе в неделю до трех. Теперь у нас столько же занятий в неделю, сколько в Швейцарии. Однако остается актуальным и открытым вопрос: а сколько таких занятий вообще нужно для нормального развития всех физических качеств? Может, вообще надо заниматься каждый день? Да и не один раз? Попробуем проанализировать данные. Для развития координационных способностей чем больше занятий, тем лучше. Не существует какого-то высшего предела, по достижении которого развитие координационных способностей теряет смысл. Совсем иначе дело обстоит с другими физическими качествами. Еще в 1986 году МОК принял документ, согласно которому максимальное потребление кислорода (МПК) – самый важный показатель здоровья – не увеличивается, если число занятий на выносливость в неделю становится больше трех. Отдельно стоит вопрос о развитии силы и скоростных способностей – эти показатели, как правило, коррелируют друг с другом. Есть ряд подходов, которые упрощенно можно представить в виде противостояния мэтров спортивной науки: профессоров В.Н. Платонова и В.Н. Селуянова. Первый считает, что лучше всего силовые способности развиваются при трех занятиях в неделю, а второй – что при двух. Мы провели эксперимент и выяснили, что скорость прогрессирования силовых способностей сохраняется на одном уровне в обоих случаях. Следовательно, двух специализированных занятий для развития силовых способностей в неделю достаточно для достижения предельно возможных темпов развития силы. К развитию быстроты и скоростных способностей наше отношение еще более скептическое. Если выносливость генетически детерминирована на 50%, то у быстроты и скоростных способностей эта цифра обычно выше 70–90%. То есть нет особой перспективы для их роста. Например, так называемая максимальная анаэробная мощность, которую развивает занимающийся, когда бежит вверх по лестнице, и вовсе детерминирована, т.е. предопределена от рождения, по данным В.Н. Платонова, на 97%. Это вовсе не означает, что их не нужно развивать. Конечно, необходимо уделять этому некоторое время, однако на большие дивиденды при этом рассчитывать не стоит. РешенияВернемся к изначально поставленному вопросу: сколько уроков физической культуры в неделю должны быть в общеобразовательной школе? Универсальные школьные занятия мало что дают для роста динамики силовых способностей, выносливости и других качеств. Нужна экстремально – не пугайтесь этого слова! – высокая по сравнению с общим уровнем нагрузка, которая резко увеличит прогресс ребенка, с учетом всех общепринятых оговорок по медицинскому контролю, уровню физической подготовленности, подстраховке, контролю самочувствия и т.д. Для развития выносливости таких занятий может быть три, для развития силы – два раза в неделю. Но трех занятий в неделю не хватит на развитие даже этих двух качеств, потому что понятно: давать экстремальные нагрузки на каждом занятии нецелесообразно. Проведя занятие с экстремально высокой для ребенка нагрузкой необходимо дать каждому время на адаптацию: подъем вверх должен быть ступенчатым. В этой связи напрашивается два варианта организации работы по развитию физических качеств в школе. Прежде всего, как ни странно, необходимо как можно чаще устраивать соревнования – для создания экстремальной нагрузки. Именно на соревнованиях каждый ребенок имеет возможность выложиться максимально, до предела, причем каждый – на своем собственном уровне. В то же время необходимо выделять отдельные недели для тематического, узкопрофильного, ударного развития какого-то одного физического качества. Ребенку предстоит долгая и, все мы надеемся, счастливая жизнь. Успех в ней зависит и от его талантов, и от волевых способностей. Таланты предопределены генетически, а волевые способности – качества развиваемые. Физическая культура развивает их больше всего. Прогресс в развитии силы и выносливости в меньшей степени зависит от предрасположенности, в большей – от волевых усилий. Узкопрофильные тренировки, развивая профильное качество, эффективны лишь при волевом настрое на результат.
Андрей Полозов ; |