В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится, что «Новая школа» – это современная система оценивания качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о результатах работы педагогов. В связи с этим уже начиная с 2010 г. будут введены новые требования к качеству образования, педагогический мониторинг и комплексная оценка академических достижений каждого ученика, его компетенций и способностей. Индивидуальный подход с учетом возрастных особенностей детей предполагает использование современных образовательных технологий, в том числе компьютерных, которые вызовут у школьников интерес к учебе.
Разработка
тестирующих программ
Рассматривая компьютеризацию обучения в системе физического воспитания как один из важнейших факторов активизации познавательной деятельности, развития индивидуальных способностей, обеспечения контроля и самоконтроля и физической подготовленности, необходимо отметить, что компьютеризация должна быть подчинена достижению основной цели физического воспитания – формированию физической культуры детей.
Компьютерное тестирование как один из методов контроля усвоения знаний, двигательных умений и навыков, оценивания результатов физической подготовки учащихся является важным инструментом диагностирования уровня физического развития и физической подготовленности, создания системы педагогического мониторинга в школе. Применение компьютерного тестирования в учебном процессе по физической культуре позволяет:
1) оперативно провести текущую или итоговую проверку и оценить уровень знаний каждого ученика;
2) проверить значительно больший объем усвоенных знаний и дать им объективную оценку;
3) обеспечить высокую точность измерений за счет дифференцированных шкал оценок;
4) осуществлять сбор, обработку и хранение информации.
В последние годы в школьной практике физического воспитания широкое распространение получает оценивание знаний учащихся на уроках физической культуры с помощью тестов.
Внедрение этой идеи в программный продукт требует соблюдения определенных правил и последовательности:
- Создание компьютерной программы тестирования начинается с постановки исходной задачи. Эта работа требует, прежде всего, глубоких знаний в области изучаемого предмета «физическая культура», а также специальных навыков программирования и конструирования тестовых заданий.
- Алгоритмизация задачи означает интерпретацию ее в виде алгоритма, т.е. подробного предписания относительно действий, которые следует осуществить для ее решения. Алгоритм может быть описательным или может быть представлен в виде блок-схемы. Алгоритмизация во многих отношениях является творческим процессом, суть которого состоит в достижении результата за наименьшее количество переходов и процедур.
- Программирование заключается в переводе алгоритма решения задачи на язык компьютера.
- Ввод информации и создание компьютерной базы данных может осуществляться с первичных источников информации – справочников, пособий, учебников и т.д. – или с предварительно подготовленных материалов в виде тестовых заданий.
- Отладка программы выполняется на компьютере и заключается в проверке работоспособности программы и устранении возможных ошибок и неполадок при решении задачи.
- Разработка инструкции для пользования программой является завершающим этапом создания компьютерной программы тестирования.
Рис. 1. Элемент интерфейса тестирующей программы с детерминированным текстом
Идеальная тестирующая программа должна быть в высокой степени интеллектуальной, чтобы в режиме диалога распознавать ответы учащегося и в зависимости от их содержания определять степень их правильности, выбирать дальнейшие задаваемые вопросы, касающиеся любых аспектов изучаемого учебного материала, формулировать рекомендации по исправлению выявленных пробелов в знаниях тестируемого. Построение таких интеллектуальных систем в настоящее время не представляется возможным, так как для этого нужно, чтобы программа обладала возможностями обработки информации и объемом памяти, соизмеримыми, по крайней мере, с характеристиками человеческого мозга. Поэтому пока применяются тестирующие программы с формальными способами общения.
Тесты закрытого типа
Существует несколько способов общения, при которых формулируются такие вопросы, на которые могут быть получены ответы в одной из следующих форм:
• «да» или «нет»;
• выбор варианта из списка (меню) возможных ответов – как правильных, так и неправильных – к каждому вопросу. Тестируемый должен указать один или несколько правильных вариантов ответа.
Содержание вопросов и ответов по условиям, зависящим от технических возможностей компьютера, имеет ограничения, состоящие в том, что на вопрос, поставленный с помощью компьютера, может быть дан только весьма детерминированный ответ. К вопросам такого рода, как правило, относятся формальные компоненты учебного материала, заключающие в себе категории, понятия, конкретные данные или исторические даты. С учетом данного требования составляется вопросная база задачи. Элемент интерфейса компьютерной программы для закрытой формы тестовых заданий изображен на рис. 1.
Тесты открытого типа
Оценивание результатов выполнения тестовых заданий открытой формы осуществляется путем сопоставления фактического ответа, введенного учеником, с эталонным результатом или его шаблоном согласно определенным правилам. Сопоставление строится на базе кодовых элементов (ключевых слов), причем в ответах должен присутствовать обязательный минимум формальных компонентов, совокупность которых образует критерий правильности ответов.
Кодовые элементы могут быть в виде отдельных слов, фрагментов слов, словосочетаний, определенной последовательности слов, символов и должны быть выделены в эталоне ответа составителем задачи и включены как особая часть в базу данных. Интерфейс теста с режимом опроса по ключевым словам представлен на рис. 2.
Рис. 2. Элемент интерфейса теста
для открытой формы
После постановки исходной задачи представляется возможным перейти к составлению описательного алгоритма и исходной базы данных. Эту работу можно выполнить, например, в следующем порядке:
1) составление перечня вопросов (тем), включаемых в тестирующую программу;
2) выделение формальных составляющих (элементов) в каждом вопросе;
3) формулирование вопросов и ответов-эталонов, которые должны быть по возможности предельно краткими и понятными;
4) вычленение кодовых элементов в ответах. Данная часть алгоритма требует особенно тщательной разработки и творческого подхода. От этого в большой степени зависит качество всей тестирующей программы;
5) определение критериев для оценивания неполных ответов на вопросы, т.е. ответов, которые не содержат всех ключевых слов, заданных составителем;
6) составление комментариев к ответам, например: «Ответ неполный», «Попробуйте ответить еще раз», – и др.;
7) установление шкалы оценок за ответы и требований к вычислению средних оценок, условий получения этих данных по запросу учителя;
8) определение порядка опроса: по всем разделам по порядку, выборочно по отдельным разделам или темам, по одному или нескольким вопросам из одной определенной темы и т.д.
Варианты использования тестов
Существуют два основных направления применения тестирующих программ:
• самотестирование, используемое учащимися в процессе освоения учебного материала;
• контрольное тестирование, организуемое учителем физической культуры или администрацией школы с целью аттестации знаний учащихся.
Первое направление подразумевает не столько выставление оценки ученику, сколько определение имеющихся в его знаниях пробелов и выдачу соответствующих рекомендаций по их ликвидации. Во втором направлении главными функциями тестирующей программы являются контроль и оценка знаний учащихся. Педагогический анализ и своевременное решение проблемы способствуют повышению качества преподавания предмета, качественному усвоению учебного материала по физической культуре и эффективности контроля знаний школьников.
Тестирование с помощью компьютерных программ позволяет в определенной мере повысить эффективность обучения. Во-первых, дети получают возможность самостоятельно проверять свои знания, поскольку в задании содержатся определения всех основных компонентов изучаемого предмета. Во-вторых, проверку знаний и обучение можно проводить с большой группой школьников, обеспечивая индивидуализацию образовательного процесса путем выбора темпа подачи учебного материала с учетом скорости адаптации детей к работе с персональным компьютером.
Однако использование в учебном процессе по физической культуре компьютерного тестирования позволяет обращаться хотя и к весьма важной, но, тем не менее, только формальной части изучаемого теоретико-методического материала. В связи с этим применение тестовых заданий необходимо осуществлять в сочетании с традиционными формами контроля и оценки знаний, таких, как собеседование, опрос, семинары и т.д.