В основе обучения волейболу лежат общеразвивающие и специальные упражнения, направленные на развитие физических качеств волейболистов, а также на овладение техникой и тактикой игры. Значительное место в обучении отводится развитию быстроты передвижений, реакции. Не менее важна и прыжковая подготовка, так как от прыгучести зависит овладение множеством игровых приемов. К тому же волейболисту необходимо выполнять и специальные упражнения, развивающие верхний плечевой пояс, силу кистей и пальцев рук, так как именно руки несут основную нагрузку при выполнении технических элементов. Решение этих задач целесообразно сочетать с развитием скоростной выносливости и ловкости.
Быстрее…
Развитие быстроты невозможно без систематического выполнения упражнений в максимально быстром темпе с кратковременным отдыхом. Так как двигательная активность игрока определяется только его умением быстро реагировать на сигнал, передвигаясь по площадке и действуя в различных игровых ситуациях, учитель должен выбирать упражнения, способствующие решению комплексных задач.
Упражнения без предметов
1. Рывки на 3–4 м с резкими остановками в стойке волейболиста по сигналу учителя.
2. Игроки выстраиваются в одну–две шеренги. Два игрока произвольно перебрасывают мяч друг другу. Пока мяч находится в воздухе, другие игроки по очереди делают рывок и пытаются поймать его, после чего сразу останавливаются и принимают стойку волейболиста.
3. Челночный бег из различных исходных положений: стоя спиной к направлению движения, сидя, стоя на коленях, лежа на спине и животе, после кувырка и др. При выполнении рывка надо касаться рукой поля на всех линиях, отмеченных каким-либо предметом: флажком, кубиком и др.
4. Эстафета приставными шагами. Класс делится на две команды, которые выстраиваются в колонны по одному по разным сторонам площадки на боковых линиях правым (левым) боком друг к другу. По команде учителя обе колонны меняются местами, передвигаясь приставными шагами. Выигрывает та команда, которая быстрее выполнит задание.
Упражнения с набивными мячами
1. Бег и рывки по кругу с подбрасыванием набивного мяча и ловлей другого мяча, подброшенного впереди бегущим партнером. Упражнение выполняется по сигналу учителя. Указываются примерная высота, направление, способ броска и ловли.
2. Эстафета с захватом мячей из центрального круга. Класс делится на две команды, которые выстраиваются в колонны по одному на лицевой линии. Набивные мячи лежат в центральном круге. По сигналу учителя первые номера устремляются за набивным мячом, берут его в руки и возвращаются к своим командам. Затем то же задание выполняют вторые номера, и т.д. Выигрывает команда, которая окажется быстрее. При повторном прохождении эстафеты игроки относят мячи в круг. Бег можно начинать из различных исходных положений, установленных учителем.
3. Класс делится на две команды, которые выстраиваются в колонны по одному друг напротив друга на разных сторонах площадки. Игроки перебрасывают друг другу мяч, а затем уходят в конец своей колонны.
Выше…
Примерные упражнения для развития прыгучести:
1. Прыжки на одной и двух ногах.
2. Прыжки с места и с разбега в высоту и в длину.
3. Прыжки в приседе и в выпаде влево и вправо.
4. Прыжки на возвышенное место боком толчком одной и двух ног.
5. Прыжки толчком двух ног с доставанием подвешенных мячей.
6. Серийные прыжки с доставанием подвешенных мячей.
7. Прыжки с поворотом в воздухе на 180–360°.
8. Прыжки с бросками теннисных мячей через сетку, имитируя нападающий удар.
9. Прыжки через скамейку, поставленную продольно и поперек, на одной и двух ногах.
10. Прыжки через гимнастического козла.
11. Прыжки с отягощением – набивными мячами, поясами и др.
12. Эстафеты с прыжками через набивные мячи.
Сильнее
При выборе упражнений с набивными мячами следует отдавать предпочтения таким, которые развивают не только силу, но и ловкость:
1. Броски и ловля набивных мячей из различных исходных положений: стоя, сидя, в выпаде, в полуприседе и др.
2. Броски и ловля мяча во время ходьбы и бега с различными заданиями: поймать мяч в прыжке, в низкой стойке, после касания руками пола, после одного, двух или трех хлопков.
3. Броски мяча из-за спины, ловля перед собой.
4. Броски мяча вверх и ловля после поворота на 180° и 360°.
5. Броски мяча из положения стоя, ловля в положении сидя.
6. Броски мяча из положения сидя, ловля в положении стоя.
7. Броски и ловля мяча при ходьбе по напольному гимнастическому бревну.
…И не только
При равном соотношении сил команд решающее значение имеет психологическая подготовка. Для воспитания волевых качеств во время учебно-тренировочного процесса необходимо создавать такие же условия, как и на соревновании, и даже более сложные, при которых игрокам приходилось бы прилагать сверхусилия в борьбе с трудностями, и прежде всего самостоятельность, инициативу, решительность, смелость, выдержку и самообладание, и с этой целью:
1. Уделять больше внимания упражнениям индивидуального характера. Каждый игрок должен работать над исправлением своих ошибок.
2. При овладении техникой игровых приемов и ее совершенствовании не стоит требовать их многократного повторения – важно добиться их правильного и тактически грамотного выполнения.
3. Темп ведения игры, ее стиль, расстановка игроков на площадке, сыгранность в звеньях, система игры в защите и нападении в условиях учебной игры должны быть такими же, как и во время соревнований.
4. Развивать мышление и сообразительность игроков, систематически давать им задания по теоретическим вопросам техники и тактики – просмотр и анализ игры команды противника – и предлагать им сделать сообщения на специальных занятиях.
5. Задания, связанные с развитием мышления, инициативности и находчивости, предлагать и на практических занятиях, чтобы учащиеся самостоятельно, творчески подбирали и применяли наиболее эффективные приемы игры. Например, игрок получает задание в первой партии: не менее 5 раз вывести своего партнера на удар без блока или с одним блокирующим ударом. Моменты для успешного выполнения этого задания он выбирает сам.
Ставить перед игроками конкретные задачи необходимо в соответствии с их уровнем физической подготовленности, выполняемыми функциями в игре, темпераментом, характером и другими индивидуальными особенностями. Выполнение заданий необходимо тщательно контролировать и дифференцированно оценивать.
Развивать настойчивость, инициативность и сообразительность можно только используя соревновательный метод. Например, учитель может провести соревнование на лучшее исполнение технических элементов волейбола.
В процессе подготовки к соревнованиям следует менять условия учебных занятий: проводить их в различное время суток, на разных площадках, а также выбирать упражнения из других видов спорта – гандбола, баскетбола, футбола, хоккея – для воспитания решительности.
Постепенно повышая нагрузку, можно развить у игроков выносливость и способность вести напряженную борьбу с противником длительное время. Для этого следует проводить игры из 6–7 партий, уменьшать состав команды до 4 человек, использовать повышенную сетку, соревноваться с более сильным противником.
Акробатические упражнения
В подготовке волейболистов акробатика тоже имеет большое значение. Когда-нибудь в арсенале юных волейболистов найдется место для таких упражнений, как:
– группировка;
– перекаты из различных исходных положений: в приседе, лежа на спине, сидя, стоя;
– перекаты в сторону из положения лежа;
– перекаты вперед и назад прогнувшись в положении лежа;
– то же, обхватив голени;
– кувырки вперед, назад, боком, через плечо;
– кувырок с 2–3 шагов разбега, а также через веревку;
– стойки на голове и руках;
– простейшие комбинации из акробатических элементов;
– прыжки с отталкиванием от гимнастического мостика с разбега и с поворотом на 180° и 360°;
– прыжки с имитацией блока, нападающего удара, с отбиванием в полете мяча, наброшенного учителем;
– сочетание прыжка с кувырками после приземления;
– эстафеты с применением изученных акробатических элементов.
Фото автора