Методика |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учусь быть здоровымДомашние задания для младших школьниковОбычно учителя физкультуры рекомендуют учащимся самостоятельно составлять комплексы упражнений. Но у школьников нет знания ни достаточного количества упражнений, ни терминологии ОРУ, чтобы воспользоваться соответствующей литературой, ни правил составления комплекса утренней гигиенической гимнастики. Эта работа не под силу даже старшеклассникам. Как не можем мы поручить младшим школьникам продолжать свое образование, научив их только писать и читать, так и в деле поддержания здоровья, самом важном в жизни, мы не должны допустить самосовершенствования и самообразования, не научив детей всем азам здравотворчества. И первым шагом в этом направлении должно стать применение полученных на уроке знаний и умений в домашних условиях, которое должно быть целенаправленным. Для этого следует разработать комплексы упражнений для всех классов начальной школы. Комплекс здоровья
|
Декабрь, учебные недели |
Выполнение утренней и вечерней гимнастики | ||||||||||||||||||||||||||||
выполнил | забыл | заболел | проспал | ||||||||||||||||||||||||||
П | В | С | Ч | П | С | В | П | В | С | Ч | П | С | В | П | В | С | Ч | П | С | В | П | В | С | Ч | П | С | В | ||
14-я |
Утро | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||
Вечер | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||
15-я |
Утро | ||||||||||||||||||||||||||||
Вечер |
Примечания и подпись родителей Отметка и подпись учителя
14-я неделя _____________________________ __________________________
15-я неделя __________________________ ___________________________
Контроль выполнения водных процедур
Декабрь, учебные недели |
Выполнение водных процедур | ||||||||||||||||||||||||||||
умывания | душ | заболел | проспал | ||||||||||||||||||||||||||
П | В | С | Ч | П | С | В | П | В | С | Ч | П | С | В | П | В | С | Ч | П | С | В | П | В | С | Ч | П | С | В | ||
14-я |
Утро | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||
Вечер | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||||||
15-я |
Утро | ||||||||||||||||||||||||||||
Вечер |
Примечания и подпись родителей Отметка и подпись учителя
14-я неделя _____________________________ __________________________
15-я неделя __________________________ ___________________________
Упражнение № 4 способствует увеличению подвижности суставов, развитию координации движений, массированию органов брюшной полости.
Техника выполнения. И.п. – о.с., руки на пояс. Сгибая левую ногу, носок оттянуть, сделать хлопок по колену правой рукой и вернуться в и.п.
То же с другой ноги.
Выполнить по 4 раза каждой ногой.
Упражнение № 5 для укрепления мышц стоп, развития силы и эластичности мышц ног, массирования внутренних органов брюшной полости, тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Техника выполнения. И.п. – сомкнутая стойка на носках, руки согнуты у груди, кисти в кулак. Слегка согнуть колени, затем резко выпрямить ноги; заканчивая толчок носками, выполнить прыжок вправо, приземляться мягко с носка, обратным движением выполнить прыжок, вернувшись в и.п.
То же в другую сторону.
То же с закрытыми глазами.
Закончить упражнение шагами на месте и поочередным потряхиванием расслабленных ног. Для точности сначала можно нарисовать кружки для приземления.
Примечание. Плюсом отмечается одна из перечисленных отметок. Плюсы проставляют родители или ученики под руководством родителей. Отметка за прилежание за неделю и подпись родителей проставляются в соответствующих графах.
Водные процедуры (закаливание)
Утро. Вода должна быть теплее комнатной температуры (32–35ºС). Если в квартире (доме) нет ванны или душа, то можно вымыть руки, лицо, шею и верхнюю часть груди, а затем ополоснуть водой чуть более прохладной температуры. В конце умывания или мытья всего тела следует помыть ноги, а затем облить их холодной водой, затем насухо вытереться полотенцем. Через 1–2 мин., когда всё тело и ноги будут сухими, надеть носки, колготы, верхнюю одежду и обувь.
Вечер. Повторить утренние водные процедуры за 10–15 мин. до сна после вечерней гимнастики. Вода должна быть той же температуры, что и утром. Ноги после обливания холодной водой вытирать полотенцем, пока они не станут теплыми.
Примечание. Плюсом отмечается одна из перечисленных отметок. Плюсы проставляют родители или ученики под руководством родителей. Отметка за прилежание за неделю и подпись родителей проставляются в соответствующих графах.
Физкультпаузы
После 20–25 мин. выполнения домашнего задания по письму или математике выполните следующие упражнения.
Примечание. Если уроки выполняются в группе продленного дня в школе, то упражнения проводит учитель (воспитатель).
Упражнение № 1 способствует развитию статической силы мышц шеи и плечевого пояса, формированию позы правильной осанки, укреплению органов дыхания и зрения.
Содержание и техника выполнения. И.п. – сед на стуле спиной плотно к спинке стула, плечи назад, лопатки соединить, руки располагаются свободно вдоль туловища, голову слегка приподнять. Повернуть кисти наружу, с силой сжать кулаки и поднять их к плечам, локти прижать к туловищу, живот подтянуть, стопы с места не сдвигать. Резко вытянуть руки вверх-наружу, кисти повернуть наружу, смотреть на руки. Медленно через стороны опустить руки в и.п. После 2–3 повторений расслабить руки и потрясти ими.
Дышать носом. Если при этом возникают трудности, можно рекомендовать делать выдох через слегка приоткрытый рот.
Упражнение № 2 способствует улучшению подвижности позвоночного столба, развитию силы и эластичности мышц шеи, рук, плечевого пояса, боковых мышц туловища, тренирует вестибулярный аппарат.
Содержание и техника выполнения. И.п. – сед на стуле, ноги врозь, руки на пояс, стараясь не касаться спинки стула. Макушкой потянуться вверх, подтянуть мышцы живота без лишнего напряжения.
1 – руки вперед, вытянув пальцы и поворачивая ладони кверху, одновременно повернуть туловище и развести руки в стороны, не заводя их назад. Руки напряжены, находятся на высоте плеча, туловище прямо, голову не опускать, стопы с места не сдвигать, смотреть в сторону поворота;
2 – и.п.;
3–4 – то же в другую сторону.
Дыхание. Дыхание произвольное через нос.
Нагрузка. Повторить по 4 раза в каждую сторону.
Упражнение № 3 способствует укреплению мышц ног, спины, массированию органов брюшной полости, улучшению кровообращения, процессов пищеварения и выделения.
Содержание и техника выполнения. И.п. – стойка за стулом на расстоянии 1 шага.
1–2 – не сгибая руки, выполнить присед на полной ступне;
3–4 – вернуться в и.п.
Приседая, стараться сохранить положение прямой спины, голову не опускать, пятки от пола не отрывать. Стопы плотно прижаты к полу, основная нагрузка приходится на ноги, руки лишь слегка касаются спинки стула.
Дыхание. Приседая, делать выдох, выпрямляясь – вдох, во время экспозиции на 2 счета – дыхательная пауза на выдохе.
Повторить 10–12 раз.
Нагрузка
14-я неделя (4) Пн __ Вт___ Ср ___ Чт ___ Пт ___ Сб __ Вс ___
15-я неделя (5) Пн __ Вт ___ Ср ___ Чт ___ Пт ___ Сб __ Вс ___
16-я неделя (6) Пн __ Вт ___ Ср ___ Чт ___ Пт ___ Сб __ Вс ___
17-я неделя (6) Пн __ Вт __ Ср ___ Чт ___ Пт ___ Сб __ Вс ____
и т.д.
В скобках учитель записывает количество повторений упражнений, выполняемых каждый день всю неделю, а на линии – фактическое выполнение.
Индивидуальные задания по развитию физических качеств
Упражнение № 1 способствует формированию правильной осанки. В основной стойке голова поставлена прямо, туловище выпрямлено, плечи развернуты, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах и располагаются вертикально; пятки вместе, а носки слегка разведены. Принять стойку у стены, закрыть глаза, сделать два шага вперед; открыть глаза и проверить правильность соблюдения правильной осанки.
Нагрузка
14-я неделя (по 4) __________ 15-я неделя (по 6) _______ и т.д.
Упражнение № 2 способствует формированию правильной осанки, увеличению подвижности суставов ног и позвоночного столба, развитию силы и эластичности мышц всего тела, массированию органов брюшной полости, улучшению функций пищеварения.
Техника выполнения. И.п. – о.с. Напрячь мышцы всего тела, макушкой потянуться вверх; прочувствовать это положение.
1 – упор присев, ладони у носков – выдох;
2 – выпрямляя ноги в упоре стоя, головой коснуться коленей; сделать дыхательную паузу на выдохе;
3–4 – медленно вернуться в и.п. – естественный глубокий вдох.
Повторить 4–6 раз. Темп средний.
Нагрузка
14-я неделя (по 4) ________ 15-я неделя (по 6) _______ и т.д.
Декабрь, учебные недели |
Сон и сновидения | |||||||||||||||||||||||||||
сон приятный | сон страшный | не видел сна | не запомнил | |||||||||||||||||||||||||
П | В | С | Ч | П | С | В | П | В | С | Ч | П | С | В | П | В | С | Ч | П | С | В | П | В | С | Ч | П | С | В | |
14-я |
||||||||||||||||||||||||||||
15-я |
||||||||||||||||||||||||||||
Декабрь, учебные недели |
Время сна | |||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | ||
14-я | Уснул | 22.00 | ||||||
Встал | 7.00 | |||||||
15-я | ||||||||
Примечания и подпись родителей Отметка и подпись учителя
14-я неделя _____________________________ __________________________
15-я неделя __________________________ ___________________________
Упражнение № 3 способствует укреплению мышц бедра, живота, стимулирует деятельность органов пищеварения, способствует увеличению подвижности суставов.
Содержание и техника выполнения. И.п. – лежа на спине, руки за голову. Поднять ноги до прямого угла и на каждый счет выполнять поочередные сгибания и разгибания ног («велосипед»), одновременно оттягивая носок и расслабляя стопу. Упражнение выполняется на 8 счетов; на следующие 8 счетов повторить в обратном направлении.
Методические указания. Высоту угла ног необходимо менять, так как под разным углом удержания ног включаются в работу другие мышечные группы. Дыхание свободное, полное. Упражнение выполняется до отказа, длительность выполнения можно менять в зависимости от самочувствия учащихся.
Нагрузка
14-я неделя (по 4) _______ 15-я неделя (по 6) _______ и т.д.
Упражнение № 4 способствует укреплению мышц задней поверхности всего тела, формированию правильной осанки, коррекции осанки, стимулирует работу щитовидной железы и органов пищеварения.
Содержание и техника выполнения. И.п. – лежа на животе, руки вверху касаются пола ладонями. Напрягая мышцы, вытянуться в струнку, а затем прогнуться, поднимая руки и ноги; задержаться в этом положении и медленно вернуться в и.п. Отдых производится на 2–3 счета, расслабив все мышцы, после чего нужно снова повторить упражнение.
Методические указания. Ноги и плечи поднимать одновременно, голову наклонить назад, стараясь смотреть назад через голову на пятки.
Нагрузка
14-я неделя (по 4) __________ 15-я неделя (по 6) _______ и т.д.
Спокойной ночи! Время готовиться ко сну.
Поставьте стакан воды на тумбочку у кровати. Подготовьте коврик для гимнастики.
Вечерняя гимнастика
Упражнение № 1 улучшает координацию движений, стимулирует деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укреплению мышц задней поверхности шеи, спины, укреплению мышц рук, формированию правильной осанки.
Содержание и техника выполнения. И.п. – о.с. Принять правильное положение осанки, а затем, вытягивая руки до кончиков пальцев, соединить их внизу тыльными сторонами кисти, поднять вверх – вдох, смотреть на них на 3 счета – дыхательная пауза на вдохе – и опустить через стороны вниз – естественный глубокий выдох.
Методические указания. Поднимаясь на носки, потянуться за руками вверх как можно выше, пятки прижать друг к другу, смотреть на руки. Дышать через нос, но не сопеть. Темп средний.
Упражнение № 2 способствует формированию правильной осанки, развитию статической силы мышц всего тела.
Содержание и техника выполнения. И.п. – лежа на спине, руки вдоль тела. Оттягивая носки и напрягая все мышцы, поднять руки вверх, затем лечь на пол, вытянуться в струнку и задержаться в этом положении. Затем вернуться в и.п., расслабить все мышцы; отдых на 3–4 счета. Повторить 3 раза. Темп медленный, дыхание произвольное.
Упражнение № 3 способствует развитию координации движений рук, концентрации внимания.
Содержание и техника выполнения. И.п. – пальцы выпрямленной кисти прижать ладонью книзу к средним фалангам правой руки, сжатой в кулак, на каждый счет меняя их положение.
Методические указания. Вначале упражнение выполняется медленно. Важно следить за тем, чтобы движения были точными. Затем скорость движений постепенно увеличивается.
Подготовьте постель ко сну. Прежде всего, по возможности, исключите все внешние и внутренние помехи для сна. К внешним помехам относятся: яркий свет, громкие разговоры, музыка, духота помещения, высокая температура воздуха; к внутренним – неприятные разговоры перед сном, чтение увлекательной книги, просмотр взволновавшей телепередачи и т.д. Исключите их.
Лучше всего спится при температуре воздуха в помещении 18–24˚С, а ложиться в постель надо в проветренном помещении при температуре 16–17˚C.
Доверяй, но проверяй
Несмотря на то, что комплекс упражнений составлен на длительный период, проверка заполнения таблиц осуществляется каждую неделю. На первых проверочных уроках учитель оставляет для этого больше времени. Дети вместе с ним выполняют на ковре все упражнения двигательного комплекса. Преподаватель показывает образцовое выполнение и проверяет правильность действий школьников, вносит дополнения или изменения в упражнения для индивидуального развития.
Результаты работы дома за неделю учитель анализирует вместе с детьми, что повышает ответственность и учащихся, и родителей, и преподавателя.
Фото Т.Белоножкиной и А.Кабанова
Людмила Смирнова ,
г. Витебск, Беларусь